Судебная власть

Об обязании организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Решение от 17 сентября 2010 года № . Новгородская область.

Солецкий районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Зуйковой В.М.,

при секретаре Поблагуевой Н.А.,

с участием прокурора - Хышова В.П., представителя ответчика - Администрации Вшельского сельского поселения Солецкого района Новгородской области Б.В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Вшельского сельского поселения Солецкого района Новгородской области об обязании организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов,

Установил:

Прокурор Солецкого района Новгородской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Вшельского сельского поселения Солецкого района Новгородской области об обязании организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории Вшельского сельского поселения Солецкого района Новгородской области, указав в обоснование исковых требований, что в результате проведенной проверки установлено, что на территории Вшельского сельского поселения Солецкого района Новгородской области отсутствуют контейнеры и контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов, что является грубейшим нарушением требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которым отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и здравоохранению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно санитарных правил содержания территорий населенных мест, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест». На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроки хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования. Согласно Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности в области сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, именно органы местного самоуправления сельского поселения обязаны принять все возможные меры по решению вопроса организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов из населенных пунктов на территории поселения. В настоящее время Администрацией Вшельского сельского поселения меры в указанной сфере не принимаются, вместе с тем отсутствие организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории сельского поселения может повлечь за собой возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных, являющихся разносчиками болезней. В связи с чем полагает, что бездействие органов местного самоуправления сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, то есть лиц, как проживающих на территории сельского поселения, так и лиц, приезжающих из других районов. Просит суд обязать ответчика принять меры к организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории ...: оборудовать площадки для контейнеров, установить контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, заключить договора - графики с организациями, осуществляющими вывоз твердых бытовых отходов.

В последующем прокурор уточнил исковые требования: просил суд обязать Администрацию Вшельского сельского поселения Солецкого района Новгородской области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в населенном пункте ... располагающейся на территории Вшельского сельского поселения в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по мотивам, изложенным в исковом заявлении, пояснив также в обоснование своей позиции, что каждый человек в соответствии с Конституцией РФ имеет право на благоприятную окружающую среду, однако, на территории Вшельского сельского поселения нет ни одной оборудованной контейнерной площадки, отсутствуют контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, в ходе проверки был выявлен ряд нарушения требований законодательства об окружающей среде и природных ресурсах. Отсутствие организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов может привести к развитию различных вирусов, инфекций и заражению неопределенного круга лиц. Поскольку ответственным за организацию сбора и вывоза твердых бытовых отходов являются органы местного самоуправления в соответствии с действующим законом, однако, данная обязанность не исполняется ответчиком в добровольном порядке, что нарушает права неопределенного круга лиц, полагает, что исковые требования являются обоснованными, законными, в связи, с чем просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель Вшельского сельского поселения Солецкого района Новгородской области Б.В.М.. требования признала частично, пояснив, что на территории Вшельского сельского поселения не имеется благоустроенного жилья. Согласно решения Совета депутатов Вшельского сельского поселения от 11 июля 2006 года №37 были утверждены Правила по благоустройству и санитарному состоянию содержания Вшельского сельского поселения. В соответствии с п.5.1 данных Правил землепользователи обязаны убирать собственные, прилегающие и закрепленные территории за счет собственных средств, своими силами или по заключенным договорам со специализированным предприятием. В соответствии с п.5.8 Правил на всех улицах, в садах, и в других общественных местах должны быть выставлены в достаточном количестве урны. За содержание урн в чистоте несут ответственные организации, предприятия и учреждения, осуществляющие уборку закрепленных за ними территорий. Торгующие организации, владельцы кафе, киосков, лотков и другие должны иметь урны у входа в торгующее помещение и спецконтейнеры для тары и мусора в специально отведенных местах.

Суд, выслушав пояснение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы по делу,

Согласно п.1 ст. 51 ФЗ РФ №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» (В редакции ФЗ РФ №160-ФЗ от 23 июля 2008 года, №309-ФЗ от 30 декабря 2008 года, №32-ФЗ от 14 марта 2009года) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

При этом согласно требованиям п.2 ст. 51 Закона запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и иные подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» (В редакции ФЗ РФ № 160-ФЗ от 23 июля 2008года, № 196-ФЗ от 08 ноября 2008 года) под отходами производства и потребления понимается остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно требованиям п.1, п.2 ст. 12 Закона создания объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Территории муниципальных образований подлежат согласно п.1 ст. 13 ФЗ РФ №89-ФЗ от 24 июня 1998года «Об отходах производства и потребления» (В редакции ФЗ РФ № 160-ФЗ от 23 июля 2008года, № 196-ФЗ от 08 ноября 2008 года) регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.



Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют согласно ч.2 ст.13 Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится в соответствии со ст.8 Закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п.п.18 п.1 ст. 14 ФЗ РФ №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ( в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 N 257 - ФЗ, от 08.11.2007 N 260 - ФЗ, от 10.06.2008 N 77- ФЗ, от 23.07.2008 N 160 - ФЗ, от 25.11.2008 N 222 - ФЗ, от 03.12.2008 N 246 - ФЗ, от 25.12.2008 N 274 - ФЗ, от 25.12.2008 N 281 - ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу Закона Новгородской области от 04 декабря 2006 года №734-ОЗ «Об определении порядка решения вопросов местного значения вновь образованных поселений области в переходный период в 2007 году», к вопросам местного значения поселения, решаемым органами местного самоуправления вновь образованных поселений, расположенных на территории Солецкого муниципального района Новгородской области, относятся все вопросы указанные в ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Из материала дела усматривается, что Администрацией Вшельского сельского поселения требования Конституции Российской Федерации и выше названных законов не исполнены.

В населенном пункте д. Вшели не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза твердых бытовых отходов, не определено место сбора и вывоза твердых бытовых отходов в жилом секторе.

Таким образом, учитывая, что органом местного самоуправления Вшельского сельского поселения является Администрация Вшельского сельского поселения Солецкого района Новгородской области, в полномочии которого согласно нормам действующего законодательства входит организация сбора и вывоза мусора, а также то обстоятельство, что на территории самого Вшельского сельского поселения нет санкционированной свалки, то есть специальных мест для размещения, хранения, захоронения твердых бытовых отходов, мусора, суд находит, что Администрация Вшельского сельского поселения обязана организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территории поселения. Но суд также учитывает, что на территории Вшельского сельского поселения ... отсутствует благоустроенный жилищной фонд, а потому сбор твердых бытовых отходов в стандартные металлические контейнеры нецелесообразен, а потому Администрация Вшельского сельского поселения вправе применить для сбора твердых бытовых отходов деревянные или металлические сборники.

При этом суд находит, что поскольку в соответствии с п.п.1 п.1 ст.14, п.п.1 п.1 ст. 15 ФЗ РФ №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 N 257 - ФЗ, от 08.11.2007 N 260 - ФЗ, от 10.06.2008 N 77- ФЗ, от 23.07.2008 N 160 - ФЗ, от 25.11.2008 N 222 - ФЗ, от 03.12.2008 N 246 - ФЗ, от 25.12.2008 N 274 - ФЗ, от 25.12.2008 N 281 - ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе формировать, утверждать, исполнять бюджет, а также осуществлять контроль за исполнением бюджета, согласно требованию ст.ст. 9,39,40 БК РФ вправе также устанавливать и исполнять расходные обязательства, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий, субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отсутствие либо недостаток денежных средств у сельского поселения недостаток денежных средств у сельского поселения не является основанием для того, чтобы не реализовывать свои полномочия, в том числе в сфере природопользования.

На основании вышеизложенного, учитывая, что в судебном заседании установлено, что в нарушение природоохранного законодательства ответчиком не организован сбор твердых бытовых отходов, не решен вопрос об отводе земельных участков для размещения твердых бытовых отходов, таким образом, установлен факт неисполнения ответчиком обязанности, возложенной на него законом об организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории Вшельского сельского поселения, в результате чего нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку согласно ст. 42 Конституции РФ, а также ст.11 ФЗ РФ №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушениям, суд находит, что исковое требования прокурора Солецкого района в интересах неопределенного круга лиц является законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.11, 56,197, ст. 173 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Вшельского сельского поселения Солецкого муниципального района Новгородской области об обязании организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории ... удовлетворить.

Обязать Администрацию Вшельского сельского поселения Солецкого района Новгородской области организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов в населенном пункте д. Вшели располагающейся на территории Вшельского сельского поселения Солецкого района Новгородской области в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями.

На Решение лицами, участвующими в деле может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Солецкий районный суд Новгородской области в течении десяти дней со дня составления мотивированного решения, а именно с 22 сентября 2010 года.



Председательствующий: В.М. Зуйкова

Мотивированное Решение составлено 21 сентября 2010 года.