Судебная власть

Решение от 08 июня 2010 года № А37-554/2010. По делу А37-554/2010. Магаданская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации Решение

г.Магадан

от 08 июня 2010 года Дело № А37-554/2010

Резолютивная часть решения объявлена 07.06.2010 г.

Решение в полном объеме изготовлено 08.06.2010 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Поповой С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кудриной .Н.Н., рассмотрев в помещении Арбитражного суда Магаданской области (г. Магадан, пр. К. Маркса, 62), в открытом судебном заседании дело по иску Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области к муниципальному унитарному предприятию «Арсенал»

о взыскании 10 556 руб. 31 коп.

при участии представителей:

от истца – Шелеметева Л.О., доверенность от 22.03.2010 г.;

от ответчика – не явился

Установил:

Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области (далее истец), обратился в Арбитражный суд Магаданской области с иском к муниципальному унитарному предприятию «Арсенал» (далее ответчик), о взыскании 10 556 руб. 31 коп., из них: 9 710 руб. 52 коп. - задолженности по арендной плате за лесной участок, площадью 5,29 га на территории лесного фонда Берелехского лесничества ОГУ «Берелехский лесхоз» (урочище руч. Евгар правый приток р. Бургали, квартал № 12, выдел № 32) по договору аренды лесного участка от 18 октября 2007 года № 80/07-к, а также неустойку в размере 845 руб. 79 коп.

В обоснование заявленных требований истец сослался на статьи 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 309, 310, часть 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В судебное заседание не явился представитель ответчика, извещен. Заседание на основании ст. 156 АПК РФ проводится в отсутствие указанного лица, извещенного о времени и месте судебного заседания по правилам ст. 123 АПК РФ.

В судебное заседание от истца поступило ходатайство об увеличении исковых требований в части взыскания пени до 905 руб. 99 коп.



Ходатайство подлежит удовлетворению на основании ст. 49 АПК РФ, в соответствии с которой истец вправе до рассмотрения дела по существу в суде первой инстанции изменить основание или предмет требования, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Как следует из заявления истца, основанием для увеличения исковых требований явилось увеличение периода взыскания пени до 933 дней (с 18.11.2007 г. по 07.06.2010 г.).

В судебном заседании представитель истца настаивал на исковых требованиях в полном объеме (с учетом увеличения суммы требований) по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Выслушав представителя истца, исследовав имеющиеся в деле доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Отношения, возникшие между сторонами, подпадают под регулирование Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно понятию лесного участка, данному в ст. 7 Лесного кодекса РФ, таковым является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Право собственности Российской Федерации на лесной участок (кадастровый номер 49-49-01/010/2005-600), переданный ответчику в аренду, подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.11.2005 г. серии 49-АА № 007643 (л.д. 44).

В силу ч.1 ст. 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ (в редакции ФЗ от 24.07.20076 г., от 13.05.2008 г., от 22.07.2008 г., 14.03.2009 г.) право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса РФ, признается на соответствующие лесные участки за Российской Федерацией.

На основании п.п. 1, 2, 3 ст. 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ст. 9 Лесного кодекса РФ земельное законодательство совместно с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ, регулирует основания и порядок возникновения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), права аренды лесных участков, а также права безвозмездного срочного пользования лесными участками.

Согласно положению о Департаменте лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области (далее Департамент лесного хозяйства), утвержденного постановлению администрации Магаданской области № 500-па от 28.121.2006 г., Департамент лесного хозяйства является органом исполнительной власти Магаданской области, реализующим государственную политику в сфере управления лесами (п.1.1). Реализация этого права основана на положениях ст. 83 Лесного кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента лесного хозяйства № 241-р от 16 октября 2007 года ответчику был выделен один лесной участок, площадью 5,29 га, находящихся в федеральной собственности, расположенный в квартале № 12 Берелехского лесничества ОГУ «Берелехский лесхоз» на территории Сусуманского района Магаданской области для добычи золота из россыпи, сроком до 31 декабря 2007 года.

Согласно п.2 ст. 43 Лесного кодекса РФ для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду.

Исходя из положений ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Статьей 614 ГК РФ установлено, что порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.



На выделенный лесной участок между истцом и ответчиком был заключен договор аренды № 80/07-к от 18.10.2007 года, сроком действия с 20 июля 2007 года по 31 декабря 2007 года.

По общему правилу ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (если иное не установлено законом). Земельный кодекс РФ в ст. 26 Установил правило о том, что не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами, договоры аренды и субаренды земельных участков, заключенные на срок до одного года. Договор № 80/07-к на аренду лесного участка заключен сторонами на срок менее года (6 месяцев), следовательно, регистрация договора не требуется.

Пунктом 6 договора установлена арендная плата за весь период действия договора в размере 9 710 руб. 52 коп.

Расчет арендной платы произведен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. № 310, установившего ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, исходя из требований пункта 4 ст. 73 Лесного кодекса РФ.

Согласно пункту 7 договора арендатор обязался внести арендную плату в течение 30 дней со дня заключения договора на основании уведомления арендодателя.

Факт передачи ответчику лесных участков по договору аренды подтверждается актом приема-передачи от 18 октября 2007 года (л.д. 24).

Уведомление истцом о внесении арендной платы с указанием реквизитов платежей направлено ответчику 18 октября 2007 года.

В установленный срок ответчик оплату не произвел. Предъявленную претензию № ВЧ-04/1918 оставил без удовлетворения (л.д.33).

Повторно направленное претензионное письмо № ВЧ-04/2231 от 05.08.2009 г. об оплате задолженности по арендной плате и уплате пени за просрочку внесения арендной платы оставлено ответчиком без оплаты (л.д.36).

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждая сторона, участвующая в деле, должна доказать обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Материалами дела подтверждается наличие задолженности по арендной плате в размере 9 710 руб. 52 коп.

Ответчик ко дню судебного разбирательства не представил доказательств погашения долга.

В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства не допустим, в связи с чем, требования истца в части взыскания долга в сумме 9 710 руб. 52 коп. подлежат удовлетворению.

Помимо суммы долга, истец предъявил требование о взыскании неустойки (пени) в размере 905 руб. 99 коп. за период просрочки внесения арендной платы с 18.11.2007 г. по 07.06.2010 г. (933 дня) из расчета 0,01% за каждый день просрочки от суммы долга.

Согласно ст. 330 ГК РФ истец вправе взыскать с ответчика неустойку за нарушение обязательства в размере, согласованном в договоре.

Примененный размер ответственности в форме неустойки в размере 0,01% за каждый день просрочки от невнесенной суммы арендной платы согласован сторонами в договоре (п.18). Расчет пени в размере 905 руб. 99 коп. произведен истцом, исходя из суммы долга, периода просрочки (с 18.11.2007 г. по 07.06.2010 г.) и установленного договором размера пени.

Таким образом, требования истца в части взыскания пени в размере 905 руб. 99 коп. следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Всего с ответчика подлежит взысканию сумма 10 616 руб.51 коп. (9710,52+905,99).

В соответствии с Перечнем главных администраторов доходов федерального бюджета утвержденного Федеральным законом от 02.12.2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов», Федеральное агентство лесного хозяйства является главным администратором доходов федерального бюджета по взиманию платы за пользование лесов.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 1181 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» установлено право Федерального агентства лесного хозяйства издавать нормативные правовые акты, определяющие порядок администрирования органами государственной власти субъектов Российской Федерации доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, и осуществления переданных этим органам полномочий.

Департамент лесного хозяйства в Магаданской области является главным администратором доходов федерального бюджета на 2010 год в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 28.12.2009 г. № 549.

С учетом изложенного и в соответствии со ст. 7 договора аренды указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца с зачислением в доход федерального бюджета.

Согласно ст. 333.21 НК РФ с суммы иска подлежит взысканию госпошлина в размере 2000 руб. 00 коп.

При подаче иска истец госпошлину не оплачивал в связи с освобождением от ее уплаты в силу ст. 333.37 Налогового кодекса РФ.

Госпошлина на основании п.3 ст. 110 АПК РФ относится на ответчика и подлежит взысканию с последнего в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 49, 110, 167-170, 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Судья Попова С.И.

.