Судебная власть

Решение от 20 февраля 2009 года № А41-2156/2009. По делу А41-2156/2009. Московская область.

Решение

г. Москва

«20» февраля 2009г. Дело № А41-2156/09

Резолютивная часть решения объявлена 16.02.2009г.

Решение изготовлено полностью 20.02.2009г.

Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Мельниковой Е.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей Мельниковой Е.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Байконур (далее по тексту – ОПФР по г. Байконур)

к индивидуальному предпринимате Ф.И.О. (далее по тексту – индивидуальный предприниматель Родин М.А.)

о взыскании штрафа в размере 25,20 рублей

при участии в заседании:

от заявителя: нет (извещен, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя)

от ответчика: нет (извещен)

Установил:

ОПФР по г. Байконур обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Родину М.А. штрафа в размере 25,20 рублей за нарушение срока представления индивидуальных сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.



От ОПФР по г. Байконур поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Дело рассматривается в отсутствие представителей сторон в соответствии с ч.2 ст.215, ч.3 ст.156 АПК РФ.

Из материалов дела следует:

Родин Михаил Александрович (ОГРН 307990131600018) зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (выписка – л.д.10-13).

17 апреля 2008 года специалистом ОПФР по г. Байконур составлен акт № 150 о нарушении индивидуальным предпринимателем Родиным М.А. законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором отражен факт непредставления в установленные сроки сведений о страховых взносах за расчетный период – 2007г. (акт - л.д.14).

06 июня 2008 года управляющим ОПФР по г. Байконур вынесено Решение № 236 о привлечении индивидуального предпринимателя Родина М.А. к ответственности, предусмотренной ст.17 Федерального Закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ. По решению финансовая санкция составляет 25 руб. 20 коп. (Решение - л.д.15).

Требование № 1076 от 06.06.2008г. об уплате финансовой санкции в размере 25руб. 20коп. направлено индивидуальному предпринимателю Родину М.А.. по почте (требование – л.д.16).

Поскольку требование № 1076 от 06.06.2008г. индивидуальным предпринимателем Родиным М.А. в добровольном порядке не исполнено, ОПФР по г. Байконур обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с ответчика штрафа в размере 25,20 рублей.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) к числу страхователей отнесены не только лица, выступающие в роли работодателей, но и индивидуальные предприниматели, производящие уплату страховых взносов за самих себя.

Одновременно в статье 7 Закона N 167-ФЗ определено, что граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, являются застрахованными лицами.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, у которых отсутствуют наемные работники, одновременно являются и страхователями, и застрахованными лицами.

Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации пенсионных прав.

В соответствии со статьей 5 Закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации является органом, осуществляющим индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования.



В абзаце 3 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.

В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, признаются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ.

Пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, представляются вместе с копией платежного документа.

В соответствии со статьей 19 Закона N 27-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.

Во исполнение указанной статьи Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 “О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования“ утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), в пункте 38 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 N 422) которой установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно до 1 марта в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ (пункт 2 Инструкции).

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из содержания указанной нормы следует, что субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, являются и страхователи, и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.

Факт несвоевременного представления сведений за 2007 год был выявлен должностным лицом ОПФР по г. Байконур 16 апреля 2008г..

В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает Решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.

Из материалов дела видно, что акт камеральной проверки направленный индивидуальному предпринимателю Родину М.А. почтой, содержит информацию о рассмотрении материалов камеральной проверки 17.04.2008г. Решение о привлечении к ответственности вынесено 06.06.2008г.

Доказательств извещения ответчика о рассмотрении акта проверки 06.06.2008г. заявитель суду не представил.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Таким образом, ОПФР по г. Байконур были допущены грубые нарушения процедуры привлечения к ответственности, что может являться основанием для отмены его решения, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований о взыскании штрафа следует отказать.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Отказать Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в удовлетворении требования о взыскании с индивидуального предпринимате Ф.И.О. штрафа в размере 25 руб. 20 коп..

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Е.Н. Мельникова