Судебная власть

Постановление апелляции от 2009-03-17 №А23-3456/2008. По делу А23-3456/2008. Российская Федерация.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1

Постановление

г. Тула

17 марта 2009 года

Дело №А23-3456/08А-3-248

Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тимашковой Е.Н.,

судей Еремичевой Н.В., Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гришиным И.В.,

рассмотрев апелляционную жалобу ЗАО «Алгонт» на Решение Арбитражного суда Калужской области от 23 января 2009 года по делу №А23-3456/08А-3-248 (судья Носова М.А.), принятое

по заявлению ЗАО «АЛГОНТ»

к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Калужской области,

третьи лица: Городская управа (исполнительно - распорядительный орган) городского округа «Город Калуга», Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Калужской области,



о признании незаконными действий по отнесению земельного участка к землям занятым административно-управленческими и общественными объектами и применению удельного показателя кадастровой стоимости №8 по 164 кварталу,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Фризоргер В.В. – представитель по доверенности №8 от 11.01.2009,

от ответчика: Корнеев А.А. – представитель по доверенности №1 от 11.01.2009,

от третьих лиц: не явились, уведомлены надлежащим образом,

Установил:

закрытое акционерное общество «Алгонт» (далее – ЗАО «Алгонт», Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Калужской области (далее – Учреждение) о признании незаконными действий должностных лиц по отнесению земельного участка, расположенного по адресу: г.Калуга, Грабцевское шоссе, д.43, общей площадью 37 488 кв.м. с кадастровым №40:26:00 01 64:0049 к землям, занятым административно-управленческими объектами и применения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 669,14 (руб./м2); об обязании должностных лиц произвести расчёт кадастровой стоимости, в котором при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым №40:26:00 01 64:0049 применяется удельный показатель кадастровой стоимости в размере 3012,73 (руб./м2) в соответствии с целевым назначением и видом функционального использования под промышленное производство.

В порядке ст.49 АПК РФ заявитель уточнил требования и просит:

признать незаконными действия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Калужской области по отнесению земельного участка, расположенного по адресу: г.Калуга, Грабцевское шоссе, д.43, общей площадью 37 488 кв.м с кадастровым номером 40:26:00 01 64:0049 к землям занятым административно-управленческими и общественными объектами, и применения удельного показателя кадастровой стоимости группы №8 по 164 кварталу;

обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Калужской области восстановить нарушенные права и законные интересы общества путём определения кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г.Калуга, Грабцевское шоссе. д.43, общей площадью 37 488 кв.м с кадастровым номером 40:26:00 01 64:0049, предоставленного под трёхэтажным панельно-кирпичным административно - производственным корпусом №4 (строение 26) с территорией необходимой для его использования, с учётом удельного показателя кадастровой стоимости земель группы №7 по 164 кварталу «Промышленные объекты» приложение №1 к постановлению Правительства Калужской области от 21.08.2003 №224 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Калужской области»;

обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Калужской области после устранения допущенных нарушений передать новые сведения о кадастровой стоимости земельного участка в сеть Интернет и в Городскую Управу (исполнительно-распорядительный орган) городского округа «Город Калуга» управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Управление Роснедвижимости по Калужской области и Городская управа (исполнительно - распорядительный орган) городского округа «Город Калуга». Решением Арбитражного суда Калужской области от 23.01.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит Решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле.

Руководствуясь ст.156 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что неявка представителей указанных сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие данных лиц.



Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения присутствующих представителей, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое Решение не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как усматривается из кадастрового дела №40:26:00 01 64:0049, представленного в материалы дела, границы земельного участка, расположенного по адресу: г.Калуга, Грабцевское шоссе, 43, общей площадью 37 488 кв.м, утверждены распоряжением городского Головы от 28.09.2005 №159-р, этим же распоряжением данный земельный участок предоставлен в аренду ЗАО Лизинговая компания «Транслиз» на неопределённый срок из земель поселений под трёхэтажным панельно-кирпичным административным корпусом №4 (строение 26) с территорией, необходимой для его использования.

На основании заявки ЗАО Лизинговая компания «Транслиз» земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт, кадастровое дело сформировано 14.12.2005.

ООО «Алгонт» в соответствии с договорами о финансовом лизинге от 20.09.2004 №163/1-фл и от 11.01.2005 №263/2-фл приобрело у ЗАО Лизинговая компания «Транслиз» нежилое помещение, находящееся на первом и втором этажах трёхэтажного панельно-кирпичного административно-производственного корпуса №4 (строение 26) по адресу: г.Калуга, Грабцевское шоссе, д.43, и производственные помещения в этом же административно-производственном корпусе с их реконструкцией с устройством мансардного этажа.

28.09.2005 ЗАО Лизинговая компания «Транслиз» в соответствии с договором аренды №8204 земельного участка под существующим объектом недвижимости приняло в аренду на неопределённый срок земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 40:26:00 01 64:0049, находящийся по адресу: г.Калуга, Грабцевское шоссе, 43, под трёхэтажным панельно-кирпичным административно-производственным корпусом №4 (строение 26) с территорией, необходимой для его использования, общей площадью 37 488 кв.м.

25.04.2006 в соответствии с соглашением о передаче прав и обязанностей (о перенайме) ЗАО Лизинговая компания «Транслиз» передало все свои права и обязанности по договору аренды земельного участка от 28.09.2005 №8204 ООО «Алгонт», соглашение прошло государственную регистрацию.

Согласно договору купли-продажи недвижимого имущества от 06.02.2008 №1 ЗАО Лизинговая компания «Транслиз» передало в собственность ООО «Алгонт» недвижимое имущество: административно-производственный корпус общей площадью 6 446 кв.м с тамбуром площадью 4 кв.м, назначение: нежилое, административно-управленческого назначения, производственного (промышленного) назначения, мансарда, надстройка, 3-этажный, инвентарный №26199, лит. 26, адрес объекта: Калужская область, г.Калуга, Грабцевское шоссе, д.43.

ООО «Алгонт» произвело государственную регистрацию права собственности на данное недвижимое имущество, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделана запись 06.03.2008.

Из кадастрового паспорта земельного участка от 05.11.2008, на котором находится данный объект недвижимости, представленного ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Калужской области в материалы дела во исполнение определения суда, следует, что разрешённое использование указано как: под трёхэтажным панельно-кирпичным административно-производственным корпусом №4 (строение 26) с территорией необходимой для его использования; указан удельный показатель кадастровой стоимости, который составляет 3 669,14 руб./м2 (л.д.1 19-121 т.1).

Согласно утверждённым результатам государственной кадастровой оценки земель поселений Калужской области на территории г.Калуги в 164 квартале данный удельный показатель соответствует 8 группе — административно-управленческие и общественные объекты.

Считая, что ФГУ «Земельная кадастровая палата» неправомерно отнесла данный земельной участок к 8 группе, указывая в кадастровом паспорте соответствующий удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, ООО «Алгонт» обратилось с настоящим заявлением в суд.

Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции признал действия Учреждения правомерными.

Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу изложенных норм в случае, если суд установит, что оспариваемые действия не противоречат законодательству, у него отсутствуют основания для признания их незаконными.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (части 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Кадастровая стоимость - это экономическая оценка, отражающая экономическую ценность территории в зависимости от целевого назначения и вида функционального использования.

Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).

В силу пунктов 4, 8 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

В силу пункта 10 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.

Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 №П/337 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель поселений.

Согласно пункту 2.1 данной Методики кадастровая стоимость земельных участков поселений определяется с учетом уровня рыночных цен, ставок арендной платы за земельные участки в границах поселений и иной информации об объектах недвижимости (площади земельного участка, вида территориальной зоны и вида функционального использования земельного участка, факторов местоположения и окружающей среды).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 №945 «О государственной кадастровой оценке земель» органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать её результаты.

Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Калужской области утверждены Постановлением Правительства Калужской области от 21.08.2003 №224.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах органов власти о предоставлении земельных участков, документах государственного земельного кадастра.

В соответствии с Уставом к основным задачам ФГУ ЗКП по Калужской области относится обеспечение ведения государственного земельного кадастра и государственного кадастра объектов недвижимости.

Во исполнение указанных задач Учреждение обеспечивает предоставление заинтересованным лицам официальных сведений государственного кадастра объектов недвижимости, проверку документов, представляемых для проведения государственного кадастрового учета на наличие необходимых для учета сведений, формирование кадастровых дел, прием и регистрацию документов, необходимых для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, государственный кадастровый учет земельных участков, а также оказывает консультативно-методическую помощь по вопросам ведения государственного кадастра недвижимости.

При этом внесение сведений в государственный кадастр объектов недвижимости осуществляется на основании представленных заявителем документов, в том числе и на основании акта органа местного самоуправления. Самостоятельных решений по определению вида разрешенного использования земельного участка Учреждение не принимает.

Как усматривается из материалов дела, при постановке спорного земельного участка на государственный кадастровый учет в качестве правоустанавливающего документа было представлено Распоряжение Городского головы от 28.09.2005 №4159-р о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г.Калуга, Грабцевское шоссе, д.43, общей площадью 37 488 кв.м. с кадастровым №40:26:00 01 64:0049, для использования под административно-производственный корпус.

В соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земель поселений Калужской области, утвержденными Постановлением Правительства Калужской области от 21.08.2003 №224, на территории г.Калуги в 164 квартале административно-управленческие и общественные объекты отнесены к 8 группе. Удельный показатель кадастровой стоимости земель в данной группе составляет 3 669,14 руб./м2.

К 7 группе отнесены промышленные объекты. Однако Постановление №4159-р не содержит такого функционального использования.

При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что ФГУ ЗКП по Калужской области на основании представленных документов правомерно определен вид разрешенного использования земельного участка и применен удельный показатель кадастровой стоимости группы 8 по 164 кварталу. Оснований для отнесения объекта Общества к 7 группе у Учреждения не имелось.

Исходя из изложенного, довод апелляционной жалобы о необоснованном отнесении Учреждением спорного земельного участка к землям под административно-управленческими и общественными объектами, отклоняется апелляционным судом как необоснованный.

Ссылка жалобы на то, что в настоящее время функциональное использование земельного участка с кадастровым №40:26:00 01 64:0049, расположенного по адресу: г. Калуга, Грабцевское шоссе, д. 43, общей площадью 37488 кв.м., исходя из функционального использования объекта недвижимости под который он предоставлен, соответствует землям, занятым под промышленными объектами, не может быть принята во внимание судом по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона №191-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, решения об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков на другой вид такого использования принимаются органами местного самоуправления.

Согласно статье 28 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы изменения функционального использования земельных участков отнесены к органам местного самоуправления.

Таким образом, для восстановления нарушенного права, Обществу следовало обратиться в орган местного самоуправления с заявлением об изменении разрешенного использования земельного участка.

Между тем, документального подтверждения об обращении в орган местного самоуправления за изменением разрешённого использования земельного участка в соответствии с его фактическим функциональным использованием, заявителем в материалы дела не представлено.

При указанных обстоятельствах у Учреждения не имелось законных оснований для отнесения земельного участка Общества к иному виду использования, нежели установленному органом местного самоуправления.

Иных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает Решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая сказанное, Решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Калужской области от 23.01.2009 по делу №А23-3456/2008-248 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Е.Н. Тимашкова

Судьи

Н.В. Еремичева

О.Г. Тучкова