Судебная власть

Решение от 2009-04-07 №А65-3449/2009. По делу А65-3449/2009. Республика Татарстан.

Решение

г. Казань Дело №А65-3449/2009-СА2-34

«07» апреля 2009 года

Резолютивная часть решения оглашена 31 марта 2009 года. Полный текст решения изготовлен 07 апреля 2009 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Егоровой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Егоровой М.В.

с участием представителей:

от заявителя: Попов С.А. по доверенности от 30.12.2008 г.,

от ответчика: Гадельшина Э.Н. по доверенности от 13.01.2009 г. №09-01-01-02/9,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлен Ф.И.О. г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным отказа в государственной регистрации юридического лица - ООО «Оргнефтехимзавод от 18.12.2008 г. и обязании зарегистрировать ООО «Оргнефтехимзавод»,

Установил:

Мухаметшин Ильдар Фаатович, г. Казань (далее - заявитель) обратился с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан, г. Казань (далее - ответчик) о признании незаконным отказа в государственной регистрации юридического лица - ООО «Оргнефтехимзавод» от 18.12.2008 г. и обязании зарегистрировать ООО «Оргнефтехимзавод».

Суд, с согласия сторон, в порядке ст.137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) завершил рассмотрение дела в предварительном судебном заседании и перешел к рассмотрению дела по первой инстанции.

Заявитель поддерживает заявленные требования, поясняет, что все документы, предусмотренные ст.12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представлены ответчику для регистрации юридического лица, наименование юридического лица указано в учредительных документах. Отсутствие кода налогового органа и почтового индекса в заявлении не значит отсутствие заявления и не является основанием для отказа в регистрации.

Ответчик не признает требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из представленных документов, 10 декабря 2008 года заявителем было принято Решение о создании ООО «Оргнефтехимзавод» (л.д.13-15). Данным Решением регистрацию юридического лица поручили провести директору Мухаметшину И.Ф.



12 декабря 2008 года заявитель обратился в Межрайонную инспекцию ФНС России №18 по РТ для регистрации ООО «Оргнефтехимзавод».

18 декабря 2008 года ответчиком принято Решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон №129-ФЗ), в связи с тем, что заявление не соответствует установленным законодательством РФ требованиям. В заявлении в пунктах 2.3., 10.3.1., 4.1.1. листов Б и листа Е не указаны почтовые индексы, а также в заявлении не указан код регистрирующего органа. Кроме того, в нарушение п.п.«а» пункта 1 статьи 5 Федерального закона №129-ФЗ, п.4 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), п.2 ст.12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» в уставе отсутствуют обязательные сведения о полном и сокращенном фирменном наименовании общества.

Заявитель не согласился с Решением налогового органа и обратился в суд.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.23 Федерального закона №129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:

непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1. настоящего Федерального закона.

Согласно ст.12 Федерального закона №129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

документ об уплате государственной пошлины.

Заявителем представлены в регистрирующий орган все вышеперечисленные документы, что подтверждается материалами дела и распиской в получении документов от 12.12.2008 г., составленной работником налогового органа (л.д.9).



В рассматриваемом случае ответчик, принимая отказ в регистрации, ссылается на отсутствие в уставе полного и сокращенного фирменного наименования общества, указание которого необходимо для включения сведений в ЕГР ЮЛ.

Согласно п.п.«а» п.1 ст.5 Федерального закона №129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке.

Понятие фирменного наименования общества содержится в п.4 ст.54, ст.1473 ГК РФ, ст.4 и п.2 ст.12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Согласно вышеуказанным нормам общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Устав общества должен содержать полное и сокращенное фирменное наименование общества.

Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру ООО.

Таким образом, необходимыми элементами наименования общества является организационно-правовая форма и собственное наименование юридического лица. Иных требований к фирменному наименованию общества не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и законами.

Заявитель указал в уставе общества полное и сокращенное наименование юридического лица, которое содержит все элементы фирменного наименования.

Не указание в наименовании общества слова «фирменное» не свидетельствует о не исполнении заявителем требований вышеуказанных норм.

Кроме того, ст.23 Федерального закона №129-ФЗ не содержит такого основания к отказу в регистрации юридического лица.

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона №129-ФЗ установлено, что заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена.

Других требований к оформлению документов относительно подписи, невыполнение которых влечет отказ в государственной регистрации, в законе не содержится.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Общество представило все необходимые для регистрации документы, подлинность подписи заявителя на заявлении заверена нотариально, но в пунктах 2.3., 10.3.1., 4.1.1. листов Б и листа Е не указаны почтовые индексы мечта нахождения юридического лица и учредителей, а также в заявлении не указан код регистрирующего органа.

В силу п.2 ст.54 ГК РФ, ст.4 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В заявлении, поданном заявителем на регистрацию юридического лица, имеются сведения, определяющие место нахождения юридического лица, а именно его адрес постоянно действующего исполнительного органа (название города, улицы, номер дома и офиса). По данным сведением возможно индентифицировать место нахождение юридического лица без указания почтового индекса. Ссылка ответчика на наличие в городе Казани нескольких улиц с одинаковым наименованием «Овражная» не состоятельна, поскольку согласно постановлению Главы администрации г. Казани от 18 марта 2005 года №566 остальные улицы с названием «Овражная» относятся к поселкам города. Кроме того, местом регистрации по всем улицам является г. Казань.

Код налогового органа и почтовый индекс адреса учредителей, в силу ст.5 Федерального закона №129-ФЗ, не являются необходимыми сведениями, содержащимися в ЕГР ЮЛ.

Также их не отражение в заявлении не является основанием для отказа в регистрации юридического лица (ст.23 Федерального закона №129-ФЗ).

Таким образом, налоговая инспекция необоснованно приняла Решение об отказе в государственной регистрации юридического лица.

В соответствии со ст.110 АПК РФ, ст.333.40 НК РФ госпошлина в сумме 100 руб. подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь ст.ст.33, 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суда Республики Татарстан

Решил:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным отказ Межрайонной инспекции ФНС России №18 по РТ от 18 декабря 2008 года в государственной регистрации юридического лица - ООО «Оргнефтехимзавод», как несоответствующий нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального Закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России №18 по РТ устранить допущенные нарушения прав заявителя путем регистрации ООО «Оргнефтехимзавод».

Заявителю выдать справку на возврат госпошлины в сумме 100 (сто) рублей.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан в месячный срок.

Судья М.В. Егорова