Судебная власть

Постановление кассации от 13.04.2009 №А82-3695/2008. По делу А82-3695/2008. Ярославская область.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/

Постановление

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А82-3695/2008-29

13 апреля 2009 года

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Евтеевой М.Ю.,

судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.

при участии представителя

от третьего лица: Новицкого Е.Н. (доверенность от 22.07.2008)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица –

Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области

на Решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.08.2008,



принятое судьей Мухиной Е.В., и

на Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.11.2008,

принятое судьями Перминовой Г.Г., Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,

по делу № А82-3695/2008-29

по заявлению администрации Ростовского муниципального района

Ярославской области

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и

жилищно-строительному кооперативу «Ярославич»

о признании недействительными решения и предписания

и

Установил:

администрация Ростовского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Управление, антимонопольный орган) и третьему лицу – жилищно-строительному кооперативу «Ярославич» (далее – ЖСК «Ярославич») о признании недействительными решения от 12.03.2008 и предписания от 12.03.2008, в соответствии с которыми Ф.И.О. в нарушении пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решением от 18.08.2008 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционного суда от 13.11.2008 данное Решение оставлено без изменения.

Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.



Со ссылкой на неправильное применение судами пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган считает, что после 01.03.2007 Администрация не имела права предоставлять земельные участки в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, поэтому изданное ею Постановление от 27.12.2007 № 2130 «О предоставлении земельного участка в аренду ЖСК «Ярославич» дает названной организации преимущества по сравнению с другими организациями, осуществляющими строительную деятельность и конкурирующими на одном товарном рынке; вывод судов о недоказанности фактов реального ограничения конкуренции не соответствует требованиям антимонопольного законодательства, поскольку непроведение торгов могло привести к таким последствиям.

Подробно позиция заявителя приведена в жалобе.

Администрация отзыв на кассационную жалобу не представила.

ЖСК «Ярославич» не согласился с доводами, изложенными в кассационной жалобе, указав на то, что в настоящее время объект построен, идут отделочные работы; заявил устное ходатайство о приобщении к материалам дела заключенный с Департаментом строительства Ярославской области государственный контракт на приобретение жилых помещений от 25.03.2009 № 67. Данное ходатайство судом кассационной инстанции отклонено.

Заявитель и заинтересованное лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 16 часов 13.04.2009 (статья 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из представленных в дело документов, Решением комиссии антимонопольного органа от 12.03.2008 по делу № 03-03/02-08 Ф.И.О. в нарушении пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Суть правонарушения заключалась в том, что вопреки положениям пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Администрация издала Постановление от 27.12.2007 № 2130 о предоставлении ЖСК «Ярославич» в аренду сроком на три года земельного участка площадью 6652 квадратных метра, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Ростов, Перовский переулок, для строительства 30-квартирной жилой секции. Предварительное согласование места размещения объекта Администрация оформила Постановлением от 19.09.2005 № 1331 (до 01.10.2005), однако после 01.03.2007 она не имела права предоставлять земельный участок для жилищного строительства в аренду без проведения торгов.

Таким образом, своими действиями Администрация предоставила ЖСК «Ярославич» преимущества по сравнению с другими организациями, осуществляющими строительную деятельность и конкурирующими с ним на одном товарном рынке; лишила последних возможности участвовать в торгах по выделению земельного участка под жилищное строительство, что привело (могло привести) к ограничению конкуренции.

В целях прекращения нарушений антимонопольного законодательства Управление предписало Администрации отменить Постановление от 27.12.2007 № 2130 «О предоставлении земельного участка в аренду ЖСК «Ярославич».

Администрация не согласилась с Решением и предписанием Управления и обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Суды обеих инстанций не усмотрели в действиях Администрации нарушений антимонопольного законодательства.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.

Согласно пункту 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено Решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

Из смысла приведенной нормы следует, что возможность получения земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов ограничена временными рамками, а именно до 01.03.2007.

Несмотря на то, что Постановление о предварительном согласовании места размещения объекта Администрация приняла до 01.10.2005, после 01.03.2007 она не вправе была предоставлять ЖСК «Ярославич» в аренду земельный участок для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов.

Следовательно, ее Постановление от 27.12.2007 № 2130 «О предоставлении земельного участка в аренду ЖСК «Ярославич» не отвечает требованиям земельного законодательства.

В статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Всесторонне, полно, объективно рассмотрев представленные в дело документы, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что предоставление ЖСК «Ярославич» в аренду земельного участка для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов не привело к необоснованному препятствованию деятельности иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих строительную деятельность и конкурирующих с данной организацией на локальном товарном рынке, ибо такие лица не были выявлены антимонопольным органом.

Кроме этого, апелляционный суд Установил, что в целях осуществления жилищного строительства Администрация предоставила земельные участки и иным лицам: КТ «Губернский город и К», ООО «Модуль», ООО «Инициатор», ООО «Ростинвест» и ЗАО «Строитель», в связи с чем сделал вывод о том, что принятое ею Постановление от 27.12.2007 № 2130 «О предоставлении земельного участка в аренду ЖСК «Ярославич» не могло привести к необоснованному препятствованию деятельности других хозяйствующих субъектов.

Выводы судов основаны на имеющихся в деле документах, не противоречат им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежат.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Администрацией требования.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

Постановил:

Решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.08.2008 и Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.11.2008 по делу № А82-3695/2008-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.Ю. Евтеева

Судьи

Н.Ю. Башева

И.Л. Забурдаева