Судебная власть

По делу № 2-379/2011. Решение от 21 марта 2011 года № 2-379/2011Г. Пензенская область.

Октябрьский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Бабанян С.С.,

при секретаре судебного заседания Соломатиной Ю.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кульгаева С.Н. к администрации г. Пензы о признании недействительным отказа Администрации в подготовке акта выбора земельного участка, понуждении подготовить акт выбора земельного участка, принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта,

Установил:

Истец обратился в суд с указанным выше иском, в обоснование которого сослался на то, что ДД.ММ.ГГГГ им было подано в Администрацию г. Пензы заявление о выборе земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство объектов коммунально-бытового обслуживания, ориентировочной площадью ... кв.м, местоположение которого: примерно в ... м., по направлению на восток от ориентира «здание», расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, и о предварительном согласовании места размещения объекта, в целях последующего предоставления ему данного земельного участка в аренду.

В соответствии с ч.1 ст.31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Согласно ч.5 ст.31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.

Частью 6 ст.31 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

В ответ на указанное заявление Управление подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам направило в его адрес письмо от ДД.ММ.ГГГГ № в котором отказало в подготовке исходно-разрешительной документации на данный земельный участок.

Причиной отказа послужило следующее: «формирование границ испрашиваемого земельного участка по вышеуказанному адресу согласно представленной фотографической схеме невозможно, в связи с тем, что исключается возможность организации подъезда к земельному участку, расположенному между формируемым земельным участком и земельными участками: кадастровый № по ул. ... и кадастровый № по адресу: <адрес>

С мнением ответчика он не согласен, поскольку испрашиваемый земельный участок, согласно приложенным к заявлению схеме расположения земельного участка и схеме границ земельного участка может быть сформирован в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными как Земельным, так и Градостроительным кодексом РФ.

Следует отметить, что согласно ч.11 ст.22 ЗК РФ не могут быть переданы в аренду только земельные участки, изъятые из оборота.

Несмотря на это, Администрация г. Пензы безосновательно отказывает ему в предоставлении указанного выше земельного участка в аренду.

Действия Администрации г. Пензы, выразившееся в принятии решения об отказе от ДД.ММ.ГГГГ № в подготовке акта выбора земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство объектов коммунально-бытового обслуживания, ориентировочной площадью ... кв.м, местоположение которого: примерно в ... м., по направлению на восток от ориентира «здание», расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> не соответствуют положениям ст.ст.22, 29, 30, 31, 32, ЗК РФ, являются незаконными, а также нарушают его права и законные интересы.

Своими действиями Администрация г. Пензы создает препятствия ему к осуществлению его прав и свобод, предоставленных ему Конституцией РФ.



На основании вышеизложенного истец просил суд признать незаконными действия Администрации г. Пензы, выразившееся в принятии решения об отказе от ДД.ММ.ГГГГ № в подготовке акта выбора земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство объектов коммунально-бытового обслуживания, ориентировочной площадью ... кв.м, местоположение которого: примерно в ... м по направлению на восток от ориентира «здание», расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>.

Обязать Администрацию г. Пензы подготовить акт выбора земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство объектов коммунально-бытового обслуживания, ориентировочной площадью ... кв.м, местоположение которого: примерно в ... м по направлению на восток от ориентира «здание», расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> и принять Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, и направить данное Решение ему, Кульгаеву С.Н.

В судебном заседании представитель истца Кульгаева С.Н. – Тюрин И.В., действующий на основании доверенности, уточнил исковые требования и просил суд признать недействительным отказ Администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № в подготовке акта выбора земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство объектов коммунально-бытового обслуживания, ориентировочной площадью 800 кв.м, местоположение которого: примерно в ... м по направлению на восток от ориентира «здание», расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>

Обязать Администрацию г. Пензы подготовить акт выбора земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство объектов коммунально-бытового обслуживания, ориентировочной площадью ... кв.м, местоположение которого: примерно в ... м по направлению на восток от ориентира «здание», расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> и принять Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, и направить данное Решение Кульгаеву С.Н.

В судебном заседании истец Кульгаев С.Н., а также представитель по доверенности, Цапулина Н.С., уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Пензы, а также привлеченного для участия в деле в качестве третьего лица Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам по доверенностям Уткина Я.В. иск не признала, сослалась на то, что отказ администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № полностью соответствует требованиям действующего на момент его принятия гражданского и земельного законодательства и не нарушает права истца.

Считает что в своем письме администрация г. Пензы правомерно указала на невозможность формирования границ испрашиваемого земельного участка по вышеуказанному адресу согласно представленной фотографической схемы по причине отсутствия проезда к земельному участку, расположенному между формируемым земельным участком и земельными участками с кадастровыми № и №

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования Кульгаева С.Н. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Кульгаев С.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о выборе земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство объектов коммунально-бытового обслуживания, ориентировочной площадью ... кв.м, местоположение которого: примерно в ... м., по направлению на восток от ориентира «здание», расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, и о предварительном согласовании места размещения объекта, в целях последующего предоставления ему данного земельного участка в аренду.

Письмом Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Кульгаеву С.Н. отказано в подготовке исходно-разрешительной документации на данный земельный участок. Причиной отказа послужило следующее: «формирование границ испрашиваемого земельного участка по вышеуказанному адресу согласно представленной фотографической схеме невозможно, в связи с тем, что исключается возможность организации подъезда к земельному участку, расположенному между формируемым земельным участком и земельными участками: кадастровый № по ул. ... и кадастровый номер № по адресу: <адрес>, севернее велотрека «...».

Данный отказ суд считает основанным на требованиях законодательства.

В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица.

Таким образом, отказ администрации г. Пензы в подготовке акта выбора земельного участка может быть признан незаконным при совокупности двух условий, а именно: несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц.

Однако данный отказ, по мнению суда, полностью соответствует требованиям действующего на момент его принятия гражданского и земельного законодательства и не нарушает права истца.



В соответствии со ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, содержащей основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, строительство должно осуществляться на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, при обеспечении сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов. Согласно пункту 4 статьи 41 того же Кодекса условием образования земельного участка является наличие подходов, проездов как к этому участку, так и к соседним.

По смыслу норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок и виды планировки застройки территории, недопустимо формирование земельных участков для строительства, приводящее к вклиниванию, изломанности границ, невозможности использования объектов недвижимости.

Такое же требование закреплено в п.6 действующей в настоящее время ст.11.9 ЗК РФ.

Таким образом, принимая во внимание, что в случае формирования спорного земельного участка в испрашиваемых границах будет отсутствовать возможность проезда к земельному участку, расположенному между формируемым земельным участком и земельными участками с кадастровыми № и №, администрация г. Пензы законно и обоснованно отказа Кульгаеву С. Н. в формировании акта выбора спорного земельного участка.

Довод представителя истца о том, что испрашиваемый истцом земельный участок не соприкасается границами с другими земельными участками, а в заявлении о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта от ДД.ММ.ГГГГ указано лишь предполагаемое место размещения объекта и примерный размер земельного участка, на основании которого нельзя сделать вывод относительно того, что в случае формирования спорного земельного участка в испрашиваемых границах он будет отсутствовать возможность проезда к другому земельному участку, суд не может принять во внимание по следующим основаниям.

Как следует из материалов гражданского дела Кульгаев С.Н. к своему заявлению адресованному в администрацию г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ о выборе земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, приложил выкопировку из которой следует, что испрашиваемый истцом земельный участок, в том виде, в котором он обозначен на карте, граничит с ранее сформированными земельными участками: кадастровый № по ул. ... и кадастровый № по адресу: <адрес>, севернее велотрека «...» и в случае его формирования исключается возможность организации подъезда к земельному участку, расположенному между формируемым земельным участком и вышеуказанными земельными участками.

Указанная выкопировка приобщена к материалам гражданского дела. Нанесенные на ней границы испрашиваемого земельного участка и ранее образованных земельных участков никем не оспаривались.

Таким образом, суд считает, что администрация г. Пензы правомерно, основываясь на представленных самим истцом сведениях, относительно границ земельных участков, отказала в выборе земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, поскольку согласно п.4 ст.41 Градостроительного кодекса РФ условием образования земельного участка является наличие подходов, проездов как к этому участку, так и к соседним.

Довод представителя истца о том что земельная поверхность, расположенная между формируемым земельным участком и земельными участками с кадастровыми № и № не является земельным участком, поскольку границы ее не определены в соответствии с действующим законодательством, суд принимает во внимание, однако вместе с тем, указанное обстоятельство не может послужить основанием для признания отказа администрации незаконным, так как в случае удовлетворения заявления Кульгаев С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о выборе земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, в тех границах, которые указал истец, администрация г. Пензы своими действиями допустила бы нерациональное распределение государственных земель, что является недопустимым и противоречит основам деятельности муниципального органа.

Утверждение представителя истца о том, что администрация г. Пензы отказав истцу в выборе земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, тем самым создает препятствия Кульгаеву С.Н. к осуществлению его прав и свобод, предоставленных ему Конституцией РФ, суд также считает необоснованным.

Суд считает, что администрация г. Пензы своим письмом № от ДД.ММ.ГГГГ отказав Кульгаеву С.Н. в подготовке исходно-разрешительной документации на испрашиваемый им земельный участок, никоем образом не нарушила права истца, так как данный отказ не препятствует Кульгаеву С.Н. вновь обратиться в муниципальный орган с заявлением о подготовке исходно-разрешительной документации на испрашиваемый им земельный участок, с учетом обстоятельства изложенных выше, предоставив новую схему из которой усматривалось бы, что испрашиваемый им земельный участок, в случае его формирования, с учетом новых границ, не будет являться препятствием для проезда к земельному участку, расположенному между вновь формируемым земельным участком и земельными участками с кадастровыми № и №. Границы испрашиваемого земельного участка должны быть указаны в соответствии с требованиями законодательства, с учетом прав третьих лиц, с учетом требований государственного кадастрового плана территории, данных о прилегающих участках, геодезических данных и расчетов.

Кроме того, в силу п.2 ст.7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения, которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу ч.2 ст.85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

В силу ч.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам, в том числе в собственность или в аренду.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со ст.29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (ч.2 ст. 30 ЗК РФ).

В соответствии с ч.3 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

Частью 4 ст. 30 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, согласно которому предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

проведение работ по формированию земельного участка: подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.

Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Часть 5 ст.30 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, в соответствии с которым предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

проведение работ по формированию земельного участка;

государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст.70 настоящего Кодекса;

принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

При этом в силу ч.7 ст.30 ЗК РФ Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием, в том числе для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд (ч.8, 9 ст. 30 ЗК РФ).

В соответствии с ч.11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Из формулировки изложенной нормы следует, что законодателем установлена возможность реализации процедуры приобретения заинтересованным лицом земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта во всех случаях, кроме случаев, указанных в изложенной норме.

Однако толкование указанной нормы п.11 ст.30 ЗК РФ в совокупности с нормами ст.31 названного Кодекса позволяет сделать вывод о том, что даже отсутствие на момент обращения заявителя с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией о застройке не является достаточным для возникновения у органа местного самоуправлен обязанности согласования испрашиваемого заявителем места размещения объекта без учета иных обстоятельств, которые также могут являться основаниями для отказа в согласовании места размещения объекта.

При этом следует отметить, что в Земельном кодексе Российской Федерации отсутствует перечень оснований для отказа органом местного самоуправления в согласовании испрашиваемого места размещения объекта.

Однако возможность наличия иных оснований для такого отказа следует, в частности из содержания ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

В г. Пензе имеется утвержденная градостроительная документация, а именно, Генеральный план города Пензы, утвержденный Решением Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, правила землепользования и застройки города Пензы, утвержденные Решением Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №.

Кроме того, согласно решению Пензенской городской Думы от 31.10.2008 года №1096-50/4 «Об утверждении положения «О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам» в ред. от ДД.ММ.ГГГГ процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта также исключена.

Таким образом, в силу ч.11 ст.30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится. Аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС ... округа от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлении ФАС ... округа от ДД.ММ.ГГГГ №

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что администрация г. Пензы ДД.ММ.ГГГГ правомерно отказала Кульгаеву С.Н. в подготовке исходно-разрешительной документации на земельный участок в районе <адрес>. Соответственно, исковые требования о понуждении к подготовке акта выбора указанного земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, также удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Кульгаева С.Н. к администрации г. Пензы о признании недействительным отказа Администрации в подготовке акта выбора земельного участка, понуждении подготовить акт выбора земельного участка, принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд в течение десяти дней.

Судья С.С.Бабанян