Судебная власть

О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения. Решение от 01 января 2005 года № . Архангельская область.

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Ногих Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.Р.П. к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения,

Установил:

истец Д.Р.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения (субсидии), обязании предоставить жилое помещение (субсидию).

В обоснование исковых требований указал, что, будучи участником и инвалидом Великой Отечественной войны, обратился в мэрию г. Архангельска с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Решением общественной окружной жилищной комиссии администрации Исакогорского и Цигломенского территориальных округов от ДД.ММ.ГГГГ он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список участников, ветеранов ВОВ по обеспечению жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Указанное Решение было направлено в ГУ «ОСЗН по г. Архангельску» для исполнения. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик выразил истцу отказ в предоставлении меры социальной защиты в виде обеспечения жильем, по тому основанию, что категория участников ВОВ, к которой принадлежит истец, обеспечивается жильем только в случаях выселения из занимаемых ими служебных помещений. Данный отказ истец считает незаконным. Указанное послужило поводом для обращения в суд с требованием о признании незаконным отказа ответчика в предоставлении жилого помещения (субсидии) ему, как участнику, инвалиду ВОВ и возложении на него обязанности предоставить жилое помещение (субсидию) как участнику, инвалиду ВОВ.

Определением Октябрьского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ ненадлежащий ответчик Государственное учреждение «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» заменен на надлежащего ответчика - министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области.

Определением Октябрьского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ представителя истца Д.Р.П. - Д.А.С. от исковых требований к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области в части признания незаконным отказа ГУ «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» в предоставлении жилого помещения (субсидии) участнику Великой Отечественной войны, инвалиду Великой Отечественной войны Д.Р.П.; производство по делу в данной части прекращено.

Истец Д.Р.П. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители истца Д.А.С., Б.С.Ю., действующие на основании доверенности, исковые требования уточнили и просили обязать ответчика предоставить Д.Р.П. безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения, исходя из нормы общей площади жилого помещения, равной 36 кв.м. на человека.

Ответчик - министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области, будучи надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило и об отложении судебного разбирательства не ходатайствовало.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, ГУ «ОСЗН по г. Архангельску» К.В.И., действующий на основании доверенности, полагал необходимым в иске отказать. При этом пояснил, что истец относится к категории участников ВОВ, указанных в пп. «з» п. 1 ст. ст. 2 ФЗ «О ветеранах». Льготы для указанной категории лиц предусмотрены в ст. 17 данного закона, в которой указано, что жилым помещением обеспечиваются участники ВОВ в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений. В связи с тем, что истец занимает жилое помещение на праве собственности и из служебного жилого помещения на момент разрешения спора не выселяется, оснований для выдачи ему безвозмездной субсидии на приобретение жилья не имеется.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании пп. 4. п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту решения - Закон), инвалидам войны предоставляются такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;



В силу п. 4 ст. 17 Закона, военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения

Как усматривается из материалов дела, Д.Р.П., 1927 года рождения, относится к числу ветеранов - участников Великой Отечественной войны, указанных в пп. «з» пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона, то есть к военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии и имеет права и льготы, установленные ст. 17 Закона (удостоверение серии ВВ № от ДД.ММ.ГГГГ).

Решением общественной окружной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Д.Р.П. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список участников, ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ по обеспечению жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Указанное Решение было направлено в ГУ «ОСЗН по г. Архангельску» для исполнения.

Не оспаривая факт признания Д.Р.П. нуждающимся в жилом помещении, ответчик тем не менее полагал, что истец не имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем. Ссылаясь на положения ст. 17 и 19 Закона, он указывал, что категория участников ВОВ, к которой относится истец, обеспечивается жильем только в случаях выселения из занимаемых ими служебных помещений.

Не соглашаясь с данной позицией, в исковом заявлении истец обращал внимание на неверное толкование ответчиком положений ст. 17 Закона. По его мнению, жилое помещение или безвозмездная субсидия на его приобретение должны быть предоставлены участнику ВОВ независимо от выселения из служебного жилого помещения в том случае, если оно им не предоставлялось. Более того, в судебном заседании представители истца ссылались на то, что Д.Р.П. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию и имеет также право на меры социальной поддержки по ст. 14 Закона. Указанные доводы нашли свое подтверждение в процессе разбирательства по делу.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Д.Р.П. бессрочно установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию, что подтверждается копией справки ФГУ «Главное бюро МСЭ по Архангельской области» № от ДД.ММ.ГГГГ.

После установления инвалидности в удостоверение Д.Р.П. серии ВВ № от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения и указано, что он является инвалидом 3 группы по общему заболеванию и имеет право на льготы по ст. 14 Закона.

Данная отметка была исполнена в строгом соответствии с положениями п. 2.7. Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утв. Постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 № 69, согласно которым права и льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», предоставляются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), - на основании соответствующих удостоверений, указанных в п.п. 2.1 - 2.6 настоящей Инструкции, и справки учреждения медико - социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах».

Поскольку правомерность внесения данной записи в удостоверение участника ВОВ участвующими в деле лицами не оспаривалась и под сомнение не ставилась, суд приходит к выводу о том, что право истца на льготы, предусмотренные положениями ст. 14 Закона, подтверждено надлежащим образом.

Соответственно, Д.Р.П., будучи участником ВОВ из числа указанных в пп. «з» пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона, имеет право на установленные в ст. 17 Закона меры социальной поддержки, при этом, являясь инвалидом 3 группы по общему заболеванию, также имеет право на меры социальной поддержки, закрепленные в ст. 14 Закона.

Доводы представителя ответчика и представителя третьего лица о невозможности распространения на истца положений ст. 14 Закона в связи с установлением инвалидности по общему заболеванию, что не предусмотрено ст. 4 Закона, не могут быть признаны состоятельными, т.к. они основаны на неверном толковании норм материального права.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

Исходя из конституционно-правового смысла данной правовой нормы, выявленного в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 № 89-О, с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки. Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в пп. «з» пп. 1 п. 1 ст. 2, и остальных поименованных в пп. 1 категорий участников Великой Отечественной войны. Наряду с этим сохранено правило о предоставлении участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), мер социальной поддержки инвалидов войны, причем в п. 2 ст. 15 в новой редакции по-прежнему в качестве субъектов, на которых распространяется указанное правило, называются участники Великой Отечественной войны - без разделения на категории, установленные в пп. 1 п. 1 ст.2.

Следовательно, положения действующего законодательства не предполагают умаление прав участников ВОВ из числа лиц, поименованных в пп. «з» пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона, одновременно являющимися инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 14 Закона для инвалидов войны.

В силу пп. 1 п. 2 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст. 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.



Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Согласно пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан, в частности, инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодательства Постановлением администрации Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-па утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок).

В силу п. 2 данного Порядка определено, что меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина в том числе в форме безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части).

Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области (далее - министерство) на основании регистров, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, формирует единые областные регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - областные регистры), исходя из времени постановки граждан на учет.

Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий гражданам, указанным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, является министерство.

Принимая во внимание установленный порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Д.Р.П. подлежит включению в регистры (областные регистры) с целью получения субсидии на приобретение жилого помещения, исходя из нормы общей площади жилого помещения, равной 36 кв.м. на человека.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и возложении на ответчика обязанности предоставить Д.Р.П. безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения, исходя из общей площади жилого помещения, равной 36 кв.м. в установленном порядке после постановки на соответствующий учет.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

исковые требования Д.Р.П. к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения - удовлетворить.

Обязать министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области предоставить Д.Р.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения, исходя из нормы общей площади жилого помещения, равной 36 кв.м. на человека.

Взыскать с министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий Е.В. Кучьянова

Мотивированное Решение изготовлено 09 марта 2011 года.