Судебная власть

Решение от 15 июля 2011 года № А62-1700/2011. По делу А62-1700/2011. Смоленская область.

Решение

Дело № А62-1700/2011

город Смоленск «15» июля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена «13» июля 2011 г.

Полный текст решения изготовлен «15» июля 2011 г.

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Вороновой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Велиевой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Администрации города Смоленска (ИНН 6730012070, ОГРН 1026701449719) к обществу с ограниченной ответственностью «ГЕОИНФОРМ» (ИНН 7727251867, ОГРН 1037727029581)

о расторжении муниципального контракта, взыскании договорной неустойки

в судебном заседании приняли участие:

от истца: Шуварина Е.С., представитель по доверенности;

от ответчика: Пышный А.В., представитель по доверенности;

Установил:

Администрация города Смоленска (далее истец) обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью «ГЕОИНФОРМ» (далее ответчик) о расторжении муниципального контракта от 4 октября 2010 года № 247, взыскании договорной неустойки в сумме 119 016 руб. 00 коп.

В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования.

В судебном заседании ответчик возражал против удовлетворения исковых требований.

Суд ознакомился с представленными доказательствами и исследовал их в порядке, установленном статьей 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся в материалах дела документы, суд считает, что предъявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных



законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. К числу указанных оснований относятся договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.

Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Как усматривается из материалов дела, Администрацией города Смоленска объявлен в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» открытый конкурс на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектной документации по планировке и межеванию территорий в городе Смоленске (публикация извещения в газете «Рабочий путь» от 17.08.2010 г.)

В соответствии с протоколом № 2 рассмотрения заявок от 21.09.2010 г. к участию была допущена только одна заявка ООО «ГЕОИНФОРМ», с которым впоследствии заключен муниципальный контракт.

Согласно пункту 1 муниципального контракта № 247 от 04.10.2010 г. ответчик принял на себя обязательство по выполнению работ по разработке проектной документации по планировке и межеванию застроенной территорий города Смоленска. Технические, экономические и другие требования к выполняемой работе содержаться в техническом задании на выполнение работ.

В пункте 1 технического задания указаны нормативно-правовые и нормативно-технические документы, содержание требования к результатам работ.

Пункт 4 технического задания содержит перечень проектных материалов, передаваемых заказчику и работы, выполняемые исполнителем.

Также пунктом 5 технического задания определен объект разработки, территории в границах:

Пер. 1-й Краснинский – улиц Николаева – Черняховского – Кирова;

Ул. Фрунзе – Госпитальная.

Ул. Ломоносова – Шевченко – Крупской – Трамвайный проезд

Ул. Нормандии-Неман – Академика Петрова – Павлова – Циолковского – Зои Космодемьянской.

Максимальный срок для выполнения работ предусмотрен не более 60 календарных дней с момента заключения контракта.

Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.



В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно пункту 1 статьи 703 Гражданского кодекса Российской Федерации договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.

По истечении срока предусмотренного контрактом ответчик предоставил истцу ряд материалов по муниципальному контракту.

Однако, по результатам проверки было установлено, что представленные материалы не являются документацией по планировке и межеванию застроенных территорий, используемые методические подходы противоречат федеральному законодательству, исходя из следующего.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (ст. 41) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях: обеспечения устойчивого развития территорий; выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов); установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства; установления границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

В техническом задании к муниципальному контракту вышеперечисленные цели дополнены следующими пунктами: установление линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объектов инженерной и транспортной инфраструктур; установление корректируемых границ земельных участков; установление границ незастроенных земельных участков, пригодных для строительства; определение видов разрешенного использования выявленных свободных земельных участков и параметров застройки; установление границ зон действия публичных сервитутов; установление границ территорий общего пользования и общественного назначения.

Для реализации вышеперечисленных целей согласно техническому заданию к муниципальному контракту при выполнении работ по разработке проектной документации по планировке и межеванию застроенных территорий в городе Смоленске должны быть осуществлены работы по подготовке проектных материалов в составе: Топографическая съемка масштаба 1:500; Проект планировки территории; Проект межевания территории; Демонстрационные материалы; Графические приложения к проекту постановления Главы города Смоленска об утверждении проектов планировки и межевания территорий.

В соответствии с сопроводительными письмами от 15.12.2010 г. исх. № 28, 30.12.2010 г. исх. № 33, 31.12.2010 исх. № 35 (л.д. 15, 20, 21) ответчиком направлены в Администрацию города Смоленска материалы по контракту № 247 от 04.10.2010 г., в том числе проекты красных линий, электронные материалы, обосновывающая часть проекта межевания, обосновывающая часть проекта планировки, положения о размещении объектов капитального строительства, графическую часть проекта планировки в 4 папках.

По результатам рассмотрения указанных материалов о проведенной работе в рамках исполнения обязательств по указанному муниципальному контракту ответчику направлены мотивированные отказы в приемке работ с указанием на недостатки. Состав переданных материалов по проектам планировки и межеванию территорий города Смоленска не соответствует требованиям: Технического задания на выполнение работ по разработке проектной документации и межеванию застроенных территорий в городе Смоленске (пункт 4); Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья 42), Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 33,34,35), Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 15,16).

На чертеже линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры: не показаны линии, обозначающие дороги, улицы, проезды с указанием статуса (общегородские, районные магистрали и т.п.), объекты инженерной инфраструктуры; отсутствуют проектные предложения; кабели 0,4 кВ, 6 кВ в проекте планировки не анализируются. Чертеж красных линий выполнен с нарушением «Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» (РДС 30-201-98, Москва, 1998) и Градостроительного кодекса РФ.

Согласно Градостроительному кодексу РФ (статья 1 пп. 11,12): Красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты); Территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

В проекте планировки: не определены границы территорий общего пользования; не проведен анализ границ земельных участков с определением возможности их изменения; не представлены проектные предложения по развитию инженерной инфраструктуры; нет поперечных профилей улиц и проездов;

Условность топографической съемки не может обеспечить необходимую точность трассировки красных линий и координат ее поворотных точек.

Представленный разбивочный чертеж красных линий таковым не является, так как отсутствуют поворотные точки и их ведомость координат, представленная ведомость координат не соответствует представленным чертежам на электронном носителе.

На чертеже зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства отсутствуют границы зон планируемого размещения указанных объектов.

Представленные в условных знаках функциональные зоны в большей части на чертеже отсутствуют. Приведенные индексы Ж3, Ж4 и т.д. приводятся только при обозначении территориальных зон в составе Правил землепользования и застройки и к данному чертежу никакого отношения не имеют.

Приведенные таблицы свободных (такого понятия нет, возможно, формируемых) земельных участков представлены без материалов по обоснованию (расчета нормативной величины земельных участков соседних домов и объектов нового строительства).

Размещение площадок ТБО в непосредственной близости от образовательных учреждений недопустимо в соответствии с требованиями санитарных норм.

На схеме расположения элемента планировочной структуры (схема размещения проектируемой территории в структуре поселения) отсутствуют элементы планировочной структуры (кварталы, микрорайоны, иные элементы); структура поселения.

Приведенное административное деление не является планировочным элементом.

Отсутствует анализ планировочной структуры города и места рассматриваемого планировочного элемента в этой структуре.

На схеме с отображением границ проектируемой территории, зон функционального назначения в соответствии с Генеральным планом приведены территориальные зоны Правил землепользования и застройки, названные функциональными зонами, и не показаны функциональные зоны в соответствии с Генеральным планом.

На схеме по проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования отсутствуют:

линии отступа от границ земельных участков; линии разрыва до жилых домов от сооружений для хранения легкового автотранспорта; линии отступа от ТП и РП до жилой застройки; линии отступа от ВЛ до застройки; линии отступа от газопроводов до застройки; линии отступа (расстояний от подземных и наземных сетей до фундаментов зданий и сооружений) от иных инженерных объектов.

Приведенные отступы от красных линий обозначены размерами без определения до каких конкретно объектов они назначены и на основании какой нормативно-технической документации.

Приведенные отступы от жилых домов обозначены размерами без определения до каких конкретно объектов они назначены и на основании какой нормативно-технической документации.

На схеме использования территории в период подготовки проекта планировки полностью отсутствует информация о современном использовании территории.

На схеме границ зон с особыми условиями использования территории отсутствуют указанные зоны.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ к зонам с особыми условиями использования территорий отнесены: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На схеме организации улично-дорожной сети и схеме движения транспорта отсутствуют сведения об организации улично-дорожной сети и схема движения транспорта. Содержание схемы не соответствует названию.

На схеме существующих сохраняемых, реконструируемых, ликвидируемых и проектируемых трасс магистральных сетей и сооружений водопровода, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, телевидения, радио и связи, мест присоединения этих сетей к городским сетям и сооружениям: отсутствуют линии, обозначающие дороги, улицы, проезды с указанием статуса; при обозначении линий электропередач не указано напряжение; отсутствуют объекты инженерной инфраструктуры; отсутствуют проектные предложения; кабели 0,4 кВ, 6 кВ на проекте планировки не показываются.

На схеме функционального использования территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства отсутствуют.

В текстовой части Проекта межевания не представлены разделы, предусмотренные техническим заданием: методические подходы; сведения о земельных участках, зарегистрированных в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Смоленской области; сведения о формируемых земельных участках, сохраняемых и преобразуемых земельных участках без изменения вещных прав: обоснование границ формируемых земельных участков объектов капитального строительства (расчет показателей); обоснование изменения границ земельных участков, зарегистрированных в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Смоленской области»; характеристика формируемых земельных участков; характеристика изменяемых земельных участков, зарегистрированных в ФГУ «Земельная кадастровая палата по смоленской области»; характеристика сохраняемых земельных участков, зарегистрированных в ФГУ «Земельная кадастровая палата по смоленской области»; основные технико-экономические показатели.

Отсутствие вышеперечисленных разделов не позволяет дать оценку представленных графических материалов.

Кроме того, ООО «Геоинформ» не выполнило работы предусмотренные техническим заданием, а именно: была выполнена топографическая съемка масштаба 1:500, что подтверждается отсутствием материалов по результатам производства топографо-геодезических работ – технический отчет по топографо-геодезическим работам на объекте.

На это указывают и картографические материалы, которые содержат ряд ошибок и неточностей. В связи с тем, что отсутствуют материалы топографической съемки нельзя определить точность нанесения объектов на графических материалах.

В материалах по проекту планировки территорий отсутствуют: схема инженерного обеспечения территории; схемы развития и реконструкции улично-дорожной сети территории города, связанной с развитием рассматриваемой территории проектирования; схема поперечных профилей улиц и проездов (с раскладкой инженерный сетей); текстовые материалы по проекту планировки; не представлена графическая часть проекта межевания на бумажном носителе; не представлены демонстрационные материалы по проекту планировки и межевания территорий для проведения публичных слушаний; не представлены графические приложения к проекту постановления Главы города Смоленска об утверждении проектов планировки и межевания территорий.

Кроме того, техническим заданием к муниципальному контракту № 247 от 04.10.2010 г. предусмотрено, что проектные материалы передаются заказчику в 4 экземплярах на бумажном носителе на картографической подоснове (в масштабе 1:1000, 1:2000) и в электронном виде на магнитном носителе (в том числе в формате MapInfo версии 8.5 и выше и AutoCad R 12).

В свою очередь материалы в формате AutoCad R 12 представлены не были. Не выполнена интеграция в геоинформационную систему Администрации города Смоленска МГИС «Архитектура». Объекты на слоях карты не имеют атрибутивной информации, однозначно описывающей каждый графический объект. Структура таблиц формата MapInfo и правила графического оформления объектов не совпадают с имеющейся структурой и правилами оформления объектов на цифровой карте города Смоленска, как того требует техническое задание.

Одновременно, ООО «ГЕОИНФОРМ» не выполнило нормативные требования в части получения разрешения на производство топографо-геодезических и картографических работ. До начала работ ответчик должен был направить в 2-х экземплярах в соответствующие инспекции госгеонадзора и органы архитектуры и градостроительства программу (технический проект), разработанную в соответствии с требованиями действующих нормативных актов по составлению технических проектов и программ, заявление по принятой форме, и копию лицензии на право производства работ. (Инструкция о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации (утв. Роскартографией 15.10.1993) (ГКИНП-17-002-93).

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются представленными на обозрение в судебное заседание документами.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что представленные материалы невозможно расценивать как надлежащее выполнение работ по муниципальному контракту.

Как следует из вышеизложенного, ответчиком не исполнены надлежащим образом обязательства по муниципальному контракту, доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной;

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

31.12.2010 года истец направил в адрес ответчика уведомление № 1-7985 о несоответствии проведенных работ нормативным требованиям с предложением расторгнуть муниципальный контракт в добровольном порядке и оплатить договорную неустойку (л.д. 22-25), ответ на предложение в добровольном порядке расторгнуть муниципальный контракт истцом не получено.

Принимая во внимание изложенное, требование истца о расторжении муниципального контракта подлежит удовлетворению.

Одновременно истцом заявлено требование о взыскании штрафной неустойки за просрочку выполнения обязательства, предусмотренной пунктом 5.6 муниципального контракта, согласно которому размер пени составляет 1/300 процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ со дня, следующего после дня истечения срока выполнения работ.

В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Согласно представленному истцом, арифметическому расчету сумма пени составляет 119 016 руб. 00 коп.

Арифметический расчет судом проверен, признается верным, а требование о взыскании с ответчика пени подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно вышеуказанной норме, расходы по уплате госпошлине в сумме 4 690 руб. 48 коп. подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить.

Расторгнуть муниципальный контракт от 4 октября 2010 года № 247, заключенный между Администрацией города Смоленска и обществом с ограниченной ответственностью «ГЕОИНФОРМ».

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ГЕОИНФОРМ» (ИНН 7727251867, ОГРН 1037727029581) в пользу Администрации города Смоленска (ИНН 6730012070, ОГРН 1026701449719)

пени в сумме 119 016 руб. 00 коп.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ГЕОИНФОРМ» (ИНН 7727251867, ОГРН 1037727029581) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 4 690 руб. 48 коп.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Стороны вправе обжаловать Решение суда в установленном порядке.

Судья В.В. Воронова