Судебная власть

Решение от 12 июля 2011 года № А33-9888/2011. По делу А33-9888/2011. Красноярский край.

Решение 12 июля 2011 года

Дело № А33-9888/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2011 года.

В полном объеме Решение изготовлено 12 июля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Петракевич Л.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Красноярскому краю (ИНН 2439006161, ОГРН 1042440950012)

к муниципальному образовательному учреждению Бараитской средней общеобразовательной школе №8 (ИНН 2429471219, ОГРН 1022400527247)

о взыскании 9712.72 рублей пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Реут Е.В.,

Установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Красноярскому краю (далее по тексту – налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к муниципальному образовательному учреждению Бараитской средней общеобразовательной школе №8 (далее по тексту – учреждение) о взыскании 9712.72 рублей пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Заявление принято к производству суда. Определением от 22.06.2011 возбуждено производство по делу.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (почтовые уведомления от 23.06.2011), в судебное заседание не явились.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие сторон.

Заявитель в рассматриваемом заявлении в обоснование своей позиции указал, что учреждение имеет недоимку пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 9712.72 рублей, образовавшуюся до 2001 года и переданную в инспекцию внебюджетным фондом по акту. Требованиями №236 от 10.04.2001, №1396 от 10.03.2003 налоговый орган предложил ответчику уплатить спорную сумму недоимки. В связи с неисполнением учреждением названных требований в добровольном порядке на основании пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обратился в суд за их взысканием в судебном порядке.



Налоговый орган заявил ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с учреждения недоимки, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ответчик в отзыве на заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Красноярскому краю заявленные требования инспекции не признал, указал, что предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности взыскания недоимки прошел.

Сторонами представлены суду 2 соглашения по фактическим обстоятельствам от 19.05.2011, достигнутые в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми муниципальное образовательное учреждение Бараитская средняя общеобразовательная школа №8 и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Красноярскому краю подтверждают:

факт наличия у учреждения недоимки по пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 9712.72 рублей, образовавшейся до 2001 года и переданной в инспекцию внебюджетным фондом по акту;

факт направления налоговым органом в адрес ответчика требований об уплате пени №236 от 10.04.2001, №1396 от 10.03.2003 и их получение учреждением.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Согласно сведениям Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Красноярскому краю муниципальное образовательное учреждение Бараитская средняя общеобразовательная школа №8 является муниципальным учреждением, имеющим открытый лицевой счет.

По сведениям Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Красноярскому краю муниципальное образовательное учреждение Бараитская средняя общеобразовательная школа №8 имеет задолженность по пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 9712.72 рублей.

Требованиями №236 от 10.04.2001, №1396 от 10.03.2003 налоговый орган предложил ответчику уплатить спорную сумму недоимки. Данные требования получены ответчиком.

В добровольном порядке учреждение требования налогового органа об уплате указанной задолженности не исполнило, что явилось основанием для обращения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №14 по Красноярскому краю 10.05.2011 в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании с муниципального образовательного учреждения Бараитской средней общеобразовательной школе №8 пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 9712.72 рублей.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

В силу части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.



При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, взыскание налога производится в судебном порядке с организации, имеющий открытый лицевой счет.

Из материалов дела следует, что муниципальное образовательное учреждение Бараитская средняя общеобразовательная школа №8 является муниципальным учреждением, имеющим открытый лицевой счет. Иные лицевые (расчетные) счета в финансовых органах, кредитных организациях у ответчика отсутствуют.

Следовательно, налоговый орган правомерно обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании с учреждения недоимки по пене по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 9712.72 рублей.

Как следует из материалов дела, в ходе судебного разбирательства сторонами достигнуты соглашения по фактическим обстоятельствам от 19.05.2011, в соответствии с которыми муниципальное образовательное учреждение Бараитская средняя общеобразовательная школа №8 и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Красноярскому краю подтверждают:

факт наличия у учреждения недоимки по пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 9712.72 рублей, образовавшейся до 2001 года и переданной в инспекцию внебюджетным фондом по акту;

факт направления налоговым органом в адрес ответчика требований об уплате пени №236 от 10.04.2001, №1396 от 10.03.2003 и их получение учреждением.

На основании части 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Учитывая изложенное, факты наличия у налогоплательщика названной задолженности, а также период и основания ее возникновения считаются судом установленными и не требуют дальнейшего доказывания.

Статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 №33-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 09.07.1999 №154-ФЗ, от 29.06.2004 №58-ФЗ, действующей до 01.01.2007) установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику по месту его учета письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

На основании статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с Решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2007, предусматривалось, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46, 48 настоящего Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47, 48 настоящего Кодекса. Взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в судебном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом: 1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами; 2) юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

Таким образом, действующее до 01 января 2007 года налоговое законодательство не предусматривало судебный порядок взыскания недоимок по налоговым платежам с организаций, имеющим открытый лицевой счет. Данное положение вступило в силу лишь с 01.01.2007 (статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ).

Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.11.2006 №175-ФЗ) учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

На основании статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Согласно статье 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.12.2005 №197-ФЗ) иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Из системного толкования указанных норм следует, что в отсутствие прямого регулирования правоотношений по взысканию задолженности по налоговым платежам с бюджетных счетов получателей бюджетных средств подлежал применению судебный порядок взыскания с данных налогоплательщиков сумм задолженностей по налогам, сборам и пеням.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исковое заявление о взыскании налога может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения, судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. Срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является пресекательным и восстановлению судом не подлежит.

Из смысла статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что пеня за несвоевременную уплату налогов начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты. Пеня начисляется до полного погашения задолженности.

В отличие от недоимки по налогам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, используя механизм начисления и взыскания пени, изложенный в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2002 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения основного обязательства по уплате налогов. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 №16933/07.

В предмет доказывания обоснованности взыскания пеней включается обязанность налогового органа документально подтвердить факт возникновения обязанности по уплате налога и несвоевременности ее исполнения налогоплательщиком, а также обосновать расчет пени в исчисленной сумме.

Из изложенного следует, что до 01.01.2007 в отношении организаций, имеющих открытый лицевой счет, применялся только судебный порядок взыскания недоимки по налогам и пеням. Предельный срок взыскания с бюджетного учреждения неуплаченных сумм пеней, образовавшихся до 01.01.2007, включает в себя: срок уплаты взноса или дата вынесения решения по проверке + 3 месяца или 10 дней на направление требования соответственно + 10 дней на исполнение требования в добровольном порядке + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате пени на обращение инспекции в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.

Срок на взыскание недоимки, образовавшейся до 01.01.2007, в судебном порядке исходя из совокупности указанных сроков в настоящее время истек. Доказательств обращения в суд в пределах названного срока за взысканием спорной суммы задолженности налоговый орган в материалы дела не представил.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом в настоящее время утрачено право на взыскание с налогоплательщика 9712.72 рублей пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Положение о возможности восстановления судом срока на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки введено в пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 27.07.2006 №137-ФЗ, действующим с 01.01.2007.

Ссылка ответчика на истечение срока исковой давности, предусмотренного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, является необоснованной, поскольку в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется.

На основании изложенного, требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Красноярскому краю о взыскании с муниципального образовательного учреждения Бараитской средней общеобразовательной школе №8 пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 9712.72 рублей удовлетворению не подлежат.

Государственная пошлина за рассмотрение арбитражным судом настоящего заявления составляет 2000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя.

Учитывая, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, 2000 рублей государственной пошлины взысканию с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Красноярскому краю в доход федерального бюджета не подлежат.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

Решил:

В удовлетворении заявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 14 по Красноярскому краю (ИНН 2439006161, ОГРН 1042440950012) требований о взыскании с Муниципального образовательного учреждения Бараитская средняя общеобразовательная школа № 8 (ИНН 2429471219, ОГРН 1022400527247) пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 9712,72 руб. отказать.

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее Решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Петракевич Л.О.