Судебная власть

Решение от 13 июля 2011 года № А33-9074/2011. По делу А33-9074/2011. Красноярский край.

Решение 13 июля 2011 года

Дело № А33-9074/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2011 года.

В полном объеме Решение изготовлено 13 июля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Смольниковой Е.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Отдела сельского хозяйства администрации Минусинского района (ИНН 2455017731, ОГРН 1022401539050)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю (ИНН 2455023301, ОГРН 1042441400033)

о признании действий незаконными,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Каленовой П.Г.,

Установил:

Отдел сельского хозяйства администрации Минусинского района обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю

о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам по форме № 39-1 с указанием задолженности перед бюджетом в сумме 71806, 16 невозможной ко взысканию,

об обязании инспекции устранить допущенные нарушения их прав и законных интересов путем выдачи справки без указания задолженности, невозможной к взысканию.

Заявление принято к производству суда. Определением от 08.06.2011 возбуждено производство по делу.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, для участия в судебное заседание не явились, заявили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.



При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю Отделу сельского хозяйства администрации Минусинского района выдана справка № 1436 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 21.04.2011, в которой, отражены сведения о наличии у заявителя задолженности в размере 71 806,16 руб., в том числе:

18 167,47 руб. единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации,

22 975,79 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации,

21 298,93 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет,

325,48 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,

8 642,82 пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации,

100 руб. штрафа по налогу на добавленную стоимость,

95,67 руб. пени по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации,

100 руб. штрафа по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц,

100 руб. штрафа по целевому сбору с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции.

Сторонами представлено суду соглашение по фактическим обстоятельствам, достигнутое в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым:

стороны признают факт наличия у Отдела сельского хозяйства администрации Минусинского района по состоянию на 24.06.2011 задолженности в размере 71 806,16 руб., в том числе:

18 167,47 руб. единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации, начисленного на основании решений по результатам камеральных налоговых проверок № 340 от 21.10.2005, 15.12.2006, 15.01.2007, 16.06.2007, 16.07.2007, 15.10.2007;

22 975,79 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, начисленной за просрочку уплаты налога на основании решения по результатам камеральной налоговой проверки от № 340 от 21.10.2005 в период с 17.11.2003 по 13.07.2009, 13.07.2009 по 21.04.2011;



21 298,93 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, начисленной за просрочку уплаты налога на основании решения по результатам камеральной налоговой проверки № 340 от 21.10.2005 в период с 17.11.2003 по 12.02.2009;

325,48 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за просрочку уплаты налога на основании решения по результатам камеральной налоговой проверки № 340 от 21.10.2005 в период с 17.11.2003 по 06.05.2009;

8 642,82 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, за просрочку уплаты налога на основании решения по результатам камеральной налоговой проверки № 340 от 21.10.2005 в период с 17.11.2003 по 05.06.2009;

100 руб. штрафа по налогу на добавленную стоимость, начисленного на основании решения по результатам камеральной налоговой проверки от № 172 от 05.04.2007;

95,67 руб. пени по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, начисленным до 01.01.2003;

100 руб. штрафа по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц, начисленного на основании решения по результатам камеральной налоговой проверки от 12.03.2004 № 554;

100 руб. штрафа по целевому сбору с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, начисленного на основании решения по результатам камеральной налоговой проверки от № 552 от 12.03.2004.

На листе 3 данной справки № 1436 от 21.04.2011 налоговым органом указано, что срок взыскания названной задолженности в сумме 71 806,16 руб. истек.

Считая действия налогового органа по выдаче справки № 1436 от 21.04.2011 с отражением в ней задолженности в размере 71 806,16 руб., возможность взыскания которой утрачена, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика, отдел сельского хозяйства обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признаний указанных действий налогового органа незаконными.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Действия по выдаче справки № 1436 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам совершены инспекцией 27.04.2011. С заявлением в арбитражный суд отдел сельского хозяйства обратился в соответствии с почтовым штампом 30.05.2011, то есть в пределах установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по ее заполнению утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@, который издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 № САЭ-3-27/468 «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками» и от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению». Согласно Методическим указаниям справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа по форме № 39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей. Следовательно, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01.09.2009 № 4381/09 неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.

Как следует из материалов дела, налоговым органом выдана отделу сельского хозяйства справка о состоянии расчетов с бюджетом № 1436 от 21.04.2011 в которой, в числе прочего, отражена задолженность заявителя перед бюджетом в размере 71 806,16 руб. На листе 3 справки указанна сумма задолженности в размере 71 806,16 руб. с истекшим сроком взыскания.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации достигнутое в судебном заседании или вне судебного заседания соглашение сторон по обстоятельствам удостоверяется их заявлениями в письменной форме и заносится в протокол судебного заседания.

Стороны в материалы дела представили соглашение по фактическим обстоятельствам дела от 24.06.2011, заключенное в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому заявитель и ответчик признают наличие у Отдела сельского хозяйства администрации Минусинского района по состоянию на 24.06.2011 задолженности в размере 71 806,16 руб. и указание ее в справке № 1436 по состоянию на 21.04.2011. Следовательно, в справке № 1436 от 21.04.2011 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам отражена реальная задолженность отдела сельского хозяйства по обязательным платежам в общей сумме 71 806,16 руб.

Статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 № 33-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в исключение из общего правила взыскание налога, пеней с организаций, которыми открыты лицевые счета, производится в судебном порядке. При этом пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней. Согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В силу пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.05.2007 № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применения к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем 4 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что задолженность в сумме 71 806,16 руб. в соответствии с соглашением по фактическим обстоятельствам дела возникла в период с 2005 по 2007 года, пресекательные, не подлежащие восстановлению, сроки для обращения в суд с заявлением об их взыскании на момент выдачи справки (27.04.2011) истекли.

Факт утраты налоговым органом возможности взыскания данной задолженности в связи с истечением срока отражен инспекцией на листе 3 в спорной справке от 21.04.2011 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и в ходе рассмотрения дела не оспорен.

При таких обстоятельствах, указание спорных сумм в размере 71 806,16 руб. в справке о состоянии расчетов № 1436 от 21.04.2011 с отражением в справке информации об утрате налоговым органом возможности взыскания данной задолженности, соответствует положениям статьи 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации, и не нарушает права и законные интересы заявителя.

На основании изложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

Решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее Решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья Смольникова Е.Р.