Судебная власть

Решение от 15 июля 2011 года № А68-2020/2011. По делу А68-2020/2011. Тульская область.

Именем Российской Федерации

Арбитражный суд Тульской области

300041, г. Тула, Красноармейский проспект, д.5

Решение

15 июля 2011 г. Дело № А68-2020/11

г. Тула

Резолютивная часть решения оглашена 11 июля 2011 г.

Полный текст решения изготовлен 15 июля 2011 г.

Арбитражный суд Тульской области в составе

судьи Рыжиковой Н.А.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Комарова Юр (ОГРН 309715432100188, ИНН 710500534207)

к Администрации Тульской области (ОГРН 1037101131033, ИНН 7107027505), Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078)

третьи лица: Администрация г. Тулы, МУП муниципального образования город Тула «Тульский городской центр градостроительства и землеустройства»

о признании незаконным бездействия при подготовке решения о предварительном согласовании места размещения объекта и обязании устранить допущенное нарушение,

при участии в заседании:

заявителя: Комарова Ю.Е., паспорт; представителя Князева Д.В., по доверенности от 25.03.2011 г.



от ответчиков: представителя Печуриной Е.Ф., по доверенностям от 07.12.2010 г., от 04.04.2011 г.

от 3-х лиц: представителя Комарова С.В., по доверенности от 16.11.2010 г.;

не явил., увед.(МУП)

Протокол вела секретарь судебного заседания Морозова Г.Ю.

Индивидуальный предприниматель Комаров Юрий Евгеньевич (далее по тексту – ИП Комаров Ю.Е.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Тульской области и Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области при подготовке решения о предварительном согласовании места размещения объекта – 2-этажного магазина на земельном участке по ул. Токарева в Зареченском районе г. Тулы, в районе жилого дома № 83, и обязании Администрации Тульской области устранить допущенное нарушение путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта – 2-этажного магазина на земельном участке по ул. Токарева в Зареченском районе г. Тулы, в районе жилого дома № 83.

Администрация Тульской области возражала против удовлетворения заявленных требований; Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области оставил разРешение спорного вопроса на усмотрение суда, указал, что им был подготовлен проект постановления о предварительном согласовании места размещения объекта.

Из материалов дела

суд Установил:

19.01.2009 ИП Комаров Ю.Е. обратился в Администрацию Тульской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под строительство магазина.

Письмом от 13.02.2009 Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области предложил заявителю в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации обратиться в Администрацию Тульской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

19.02.2009 ИП Комаров Ю.Е. обратился в Администрацию Тульской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта – магазина промышленных товаров в районе жилого дома № 83 по ул. Токарева Зареченского района г. Тулы.

Постановлением Администрации г. Тулы от 31.12.2009 № 4379 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по ул. Токарева в районе дома № 83 в Зареченском районе г. Тулы для предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, площадью 981 кв. м., расположенного на землях населенного пункта (г. Тула) по ул. Токарева в районе дома № 83 в Зареченском районе для строительства. Постановлением Администрации г. Тулы от 29.12.2010 № 4096 внесены изменения в вышеуказанное Постановление.

Со дня принятия Администрацией г. Тулы постановления об утверждении схемы расположения земельного участка между ИП Комаровым Ю.Е., Администрацией г. Тулы и Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области велась переписка по вопросу предоставления земельного участка; Департаментом был подготовлен проект постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, но Администрацией Тульской области не было принято Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка, в связи с чем ИП Комаров Ю.Е. обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Проанализировав материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.



При этом ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения, действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов юридического лица.

Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования мест размещения объекта.

В силу п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном ст. ст. 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

В соответствии со ст. 1 Закона Тульской области от 10.12.2008 № 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – городе Туле» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г. Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется Администрацией Тульской области.

Администрация Тульской области определяет исполнительный орган государственной власти Тульской области, уполномоченный на участие в процедурах, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства (далее - уполномоченный орган).

Согласно постановлению администрации Тульской области от 24.12.2008 № 874 «О реализации Закона Тульской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – городе Туле» Департамент имущественных и земельных отношений администрации Тульской области является уполномоченным органом на участие в процедурах, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Постановлением администрации Тульской области от 01.06.2010 № 430 утверждено Положение о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле (далее – Положение).

Разделом IV указанного Положения определен порядок рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов.

Согласно п. 18 Положения гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в Департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению может прилагаться технико-экономическое обоснование проекта.

Заявление о предоставлении земельного участка возвращается заявителю без рассмотрения, если оно не соответствует настоящему Положению.

Департамент направляет в администрацию города Тулы обращение об обеспечении выбора земельного участка в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 19).

В двухнедельный срок со дня получения из администрации города Тулы акта о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории Департамент осуществляет подготовку проекта постановления администрации Тульской области о предварительном согласовании места размещения объекта.

В случае невозможности размещения объекта на земельном участке Департамент направляет заинтересованному лицу мотивированный отказ (п. 20).

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства, принимается администрацией Тульской области (п. 21).

Как видно из материалов дела, ИП Комаровым Ю.Е. был соблюден порядок, предусмотренный как ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, так и Постановлением Администрации Тульской области от 01.06.2010 г.

Администрация г. Тулы приступила к осуществлению процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно порядку, установленному ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

В ходе проведения соответствующих процедур составлены акт выбора земельного участка и схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане), Администрацией г. Тулы принято Постановление об утверждении схемы расположения земельного участка.

Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области подготовлен проект постановления о предварительном согласовании места размещения объекта.

Таким образом, у Администрации Тульской области не имелось правовых оснований для непринятия решения по заявлению ИП Комарова Ю.Е.

Бездействие Администрации Тульской области противоречит требованиям ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признается судом незаконным.

Требование заявителя об обязании Администрации Тульской области принять Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, не относится к самостоятельному предмету спора, а содержит в себе способ устранения допущенного нарушения прав и законных интересов ИП Комарова Ю.Е.

Как следует из материалов дела, заявление ИП Комарова Ю.Е. о предоставлении земельного участка для строительства фактически Администрацией рассмотрено не было и по нему не принято Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства или об отказе в размещении объекта.

Указанным бездействием нарушены права и законные интересы заявителя, а поэтому, в данном споре единственным способом устранения этих нарушений может являться возложение на Администрацию обязанности принять по заявлению о предоставлении земельного участка Решение в порядке, предусмотренном ст. ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в сумме 200 рублей подлежат взысканию с Администрации Тульской области в пользу заявителя.

Согласно ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 200 рублей подлежит возврату ИП Комарову Ю.Е. из федерального бюджета Российской Федерации как излишне уплаченная.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконным бездействие Администрации Тульской области при подготовке решения о предварительном согласовании места размещения объекта – 2-этажного магазина на земельном участке по ул. Токарева в Зареченском районе г. Тулы в районе жилого дома № 83, как не соответствующее ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Обязать Администрацию Тульской области принять по заявлению индивидуального предпринимателя Комарова Ю.Е. Решение в порядке, предусмотренном ст. ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Администрации Тульской области в пользу ИП Комарова Ю.Е. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Возвратить ИП Комарову Ю.Е. из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 200 рублей.

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.

Судья Н.А. Рыжикова