Судебная власть

Решение от 14 июля 2011 года № А07-10652/2011. По делу А07-10652/2011. Республика Башкортостан.

Решение г.Уфа

«14» июля 2011 года Дело № А07-10652/2011

Резолютивная часть объявлена 14 июля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 14 июля 2011 года.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Бобровой С.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Долматовой Э.Р.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (450008, г.Уфа, ул.К.Маркса, д.56,

ИНН 0274101138, ОГРН 1040203924485)

к МУП «Камелот» (453360, Куюргазинский район, с.Ермолаево, пр.Мира, д.6, ИНН 0233004512, ОГРН 1020201812124)

о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Зиннатшин Данис Фадисович – начальник отдела по доверенности № 51 от 20.04.2011г.;

от ответчика: Тимербулатов Раис Динарович – главный инженер по доверенности № 54 от 14.07.2011г.

В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее Управление) с заявлением о привлечении Муниципального унитарного предприятия по выполнению земельно-кадастровых и топографо-геодезических изыскательских работ «Камелот» муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан (далее Предприятие) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал.



Ответчик требования Управления не признает; считает, что Управлением при проведении поверки допущены процессуальные нарушения, а именно: Предприятие не было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Выслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд Установил, что 17 февраля 2011 года на основании распоряжения (приказа) № 6 от 01.02.2011г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан была проведена плановая выездная проверка МУП «Камелот» по вопросам соблюдения порядка организации геодезических и картографических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со ст.6 Федерального закона «О геодезии и картографии».

В ходе проверки установлено, что Предприятие осуществляет картографическую деятельность с нарушениями требований подп. «а», «б», «в», «г» п.4 Положения о лицензировании картографической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006г. № 705, а именно:

в штате Предприятия отсутствуют работники, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по специальности «картография» и стаж работы в области осуществления геодезической деятельности не менее 3 лет;

у руководителя или заместителя руководителя или у руководителя структурного подразделения Предприятия отсутствует высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по специальности «картография» и стаж работы в области осуществления геодезической деятельности не менее 3 лет;

у Предприятия отсутствуют принадлежащие на праве собственности или на ином законном основании картографические приборы и оборудование, необходимые для производства заявленных картографических работ;

Предприятие не обеспечивает контроль за соответствием качества выполняемых картографических работ требованиям нормативно-технических документов в области картографической деятельности.

По результатам проверки составлен акт № 6 от 17.02.2011г. и выдано предписание № 10 от 19.02.2011г. об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий, а именно: в срок не позднее 90 дней с даты получения указанного предписания устранить выявленные нарушения п.4 Положения о лицензировании картографической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006г. № 705.

20 июня 2011 года Управлением в отношении МУП «Камелот» составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

На основании ст.23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении МУП «Камелот» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, МУП «Камелот» имеет лицензию на осуществление картографической деятельности № СРГ-00814Г от 28.11.2002г., со сроком действия до 28.11.2012г.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 4 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Федеральный закон № 128-ФЗ) установлено, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензионные требования и условия – совокупность установленных федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации требований и условий, выполнение которых является обязательным при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ст.17 Федерального закона от 08.08.2001года № 128-ФЗ).



В соответствии с подп.43 п.1 ст.17 Федерального закона № 128-ФЗ, ст.12 Федерального закона от 26.12.1995г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» и правительства РФ от 26.01.2006г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» геодезическая деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 21.11.2006г. № 705 утверждено Положении о лицензировании картографической деятельности (далее Положение).

В соответствии с п.2 Положения лицензирование картографической деятельности осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, при этом в части, касающейся создания карт и производства гидрографических работ в целях обеспечения работы авиации и безопасности общего мореплавания, картографирования Антарктиды, континентального шельфа Российской Федерации, территорий иностранных государств и Мирового океана, в том числе создания топографических и морских карт, - по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Положения лицензионными условиями осуществления картографической деятельности являются:

наличие в штате юридического лица - соискателя лицензии (лицензиата) работников, имеющих высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по специальности “картография“ и стаж работы по специальности не менее 3 лет;

наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица - соискателя лицензии (лицензиата) или у руководителя структурного подразделения юридического лица, выполняющего работы, относящиеся к картографической деятельности, у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего профессионального или среднего профессионального образования по специальности “картография“ и стажа работы не менее 3 лет;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании картографических приборов и оборудования, необходимых для производства заявленных картографических работ;

обеспечение лицензиатом контроля за соответствием качества выполняемых картографических работ требованиям нормативно-технических документов в области картографической деятельности.

Как следует из материалов дела, Управлением в ходе проведения 17.02.2011г. проверки установлено нарушение Предприятием требований подп. «а», «б», «в», «г» п.4 Положения.

По результатам проведенной проверки Управлением в адрес МУП «Камелот» выдано предписание № 10 от 19.02.2011г. об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий; Предприятие к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ не привлекалось.

Уведомлением от 23.05.2011г. № 07605/215 Управление уведомило Предприятие о проведении внеплановой документарной проверки и представлении в течении десяти дней с момента получения указанного уведомления документы, необходимые для закрытия предписания, а именно:

документы, подтверждающие наличие в штате Предприятия работников, имеющих высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по специальности «картография» и стаж работы в области осуществления картографической деятельности не менее 3 лет;

документы, подтверждающие наличие у руководителя или заместителя руководителя или у руководителя структурного подразделения Предприятия высшего профессионального или среднего профессионального образования по специальности «картография» и стаж работы в области осуществления картографической деятельности не менее 3 лет;

наличие у Предприятии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании картографических приборов и оборудования, необходимых для производства заявленных картографических работ;

обеспечение лицензиатом контроля за соответствием качества выполняемых картографических работ требованиям нормативно-технических документов в области картографической деятельности.

Предприятие также было предупреждено об административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ за неисполнение законного предписания, по ст.19.7 КоАП РФ за непредставление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом либо необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а также по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности с нарушением условий лицензирования.

В указанном уведомлении также указано, что в случае непредставления запрошенных документов в установленный законодательством, на десятый день со дня получения данного уведомления в 12 час. 00 мин. по адресу: г.Уфа, ул.50 лет ССР, д.30/5а (кабинет № 420) будет составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.14.1, ч.1 ст.19.5, ст.19.7 КоАП РФ.

Данное уведомление получено Предприятием согласно почтовому уведомлению 31.05.2011г.

Предприятием запрошенные документы в Управление не представлены, в связи с чем, 20.06.2011г. Управлением в отношении МУП «Камелот» составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, вывод о наличии нарушений Предприятием подп. «а», «б», «в» «г» п.4 Положения Управлением сделан исключительно в связи с непредставлением Предприятием документов. Проверка соблюдения Предприятием лицензионных требований и условий Управлением не проводилась.

Согласно ч.1 ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных Законом.

В рамках статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту совершения административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении является основным документом, устанавливающим фактические данные, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. протокол об административном правонарушении является основанием для привлечения к административной ответственности, который должен быть составлен с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ, подробно регулирующей содержание протокола об административном правонарушении и порядок его составления.

В силу требований ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении необходимо присутствие законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности.

В соответствии со ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии со ст.25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 20.06.2011г. составлен в отсутствие законного представителя МУП «Камелот».

Управлением в уведомлении от 23.05.2011г. № 07605/215 указано, что протокол об административном правонарушении будет составлен на десятый день с момента получения уведомления. Согласно почтовому уведомлению уведомление от 23.05.2011г. № 07605/215 получено Предприятием 31.05.2011г., следовательно, протокол должен был быть составлен 10.06.2011г. Между тем, протокол об административном правонарушении составлен 20.06.2011г.

Кроме того, уведомление от 23.05.2011г. № 07605/215 не может служить доказательством надлежащего извещения Предприятия о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку оно не содержит конкретную дату составления протокола об административном правонарушении.

Доказательств надлежащего извещения Предприятия о том, что протокол будет составлен 20.06.2011г. Управление в нарушение требований ст.65 АПК РФ не представило.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии законного представился Предприятия при отсутствии доказательств надлежащего извещения МУП «Камелот» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Кроме того, согласно ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Нарушение требований подп.«а», «б», «в», «г» п.4 Положения Управлением выявлено в ходе проведения проверки 17.02.2011г.

При таких обстоятельствах на момент рассмотрения дела судом – 14 июля 2011 года – срок давности привлечения МУП «Камелот» к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ истек.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с п.6 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Указанные нормы права по своей правовой природе являются регулятивными и призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Указанное выше нарушение требований законодательства лишило привлекаемое к ответственности лицо возможности на защиту своих прав.

На основании изложенного, требования Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о привлечении МУП «Камелот» к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении требований Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (ИНН 0274101138, ОГРН 1040203924485, 450008, г.Уфа, ул.К.Маркса, 56) о привлечении МУП «Камелот» муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан (с.Ермолаево, пр.Мира, 6, ИНН 0233004512, ОГРН 1020201812124) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней с момента принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья С.А.Боброва