Судебная власть

Решение от 18 июля 2011 года № А48-2157/2011. По делу А48-2157/2011. Орловская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение г. Орел Дело №А48-2157/2011

«18» июля 2011г.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи В.Г. Соколовой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Харлашиным,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

МРИ ФНС России № 2 по Орловской области

к закрытому акционерному обществу «Росгидромашмаркет», ОГРН 1025700766079, ИНН 5753002253

о взыскании 274272,25 пеней и штрафов

при участии в заседании:

от заявителя – госналогинспектор Грузд Т.А. (доверенность от 05.03.2011г. - в деле); специалист юротдела Артамонова О.В. (доверенность от 17.11.2010г. – в деле);

от ответчика – юрисконсульт Фомичева А.М. (доверенность от 11.07.2011г. – в деле);

Установил:

МРИ ФНС России № 2 по Орловской области обратилась в арбитражный суд с заявлением к закрытому акционерному обществу «Росгидромашмаркет» (далее – ЗАО «Росгидромашмаркет», ответчик) о взыскании задолженности по пеням и штрафам в общей сумме 274272,25 руб., в том числе по пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет в суме 43689,91 руб., пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта в сумме 118963,40 руб., пени по налогу на прибыль в местный бюджет в сумме 6091,10 руб., пени по прочим местным налогам в сумме 6176 руб., пени по налогу на рекламу в сумме 3809,30 руб., пени по целевому сбору на содержание милиции в сумме 23,26 руб., пени по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 925,90 руб., пени по задолженности в Территориальный фонд медстраха в сумме 738,51 руб., пени по задолженности в Федеральный фонд медстраха в сумме 40,99 руб., пени по задолженности в Пенсионный фонд в сумме 18,63 руб., пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 31670,22 руб., пени по налогу на имущество предприятий в сумме 6303,89 руб., пени по налогу с продаж в сумме 6267,39 руб., пени по единому социальному налогу в Территориальный фонд медстраха в сумме 830,84 руб., пени по единому социальному налогу в Федеральный фонд медстраха в сумме 11,69 руб., пени по единому социальному налогу в Федеральный бюджет в сумме 911,22 руб.; по штрафу по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 424 руб., по штрафу по налогу на прибыль в бюджет субъекта в сумме 20575 руб., по штрафу по налогу на рекламу в сумме 801 руб.

В обоснование своих требований заявитель сослался на положения статей 45, 46, 69, 75 НК РФ. Инспекция просит суд восстановить пропущенный срок для взыскания задолженности по пеням и штрафам, мотивируя это тем, что произошла реорганизация инспекций Железнодорожного и Северного районов путем слияния в МРИ ФНС России №2 по Орловской области, у работников инспекции обширный документооборот и большой объем работы по взысканию недоимки.

Ответчик заявленное требование не признал, в отзыве указал, что налоговый орган не представил доказательств возникновения данной задолженности. Кроме того, инспекцией пропущен срок на взыскание задолженности в судебном порядке. Причины его пропуска являются неуважительными.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд



Установил:

ЗАО «Росгидромашмаркет», юридический адрес: г.Орел, пер.Заводской, д.24, ОГРН 1025700766079, ИНН 5753002253, состоит на налоговом учете в МРИ ФНС России №2 по Орловской области, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 03.06.2011г.

ЗАО «Росгидромашмаркет» является плательщиком налога на прибыль в федеральный бюджет.

Согласно справке № 6418 о состоянии расчетов с бюджетом ф.39-1 по состоянию на 31.05.2011г. у ЗАО «Росгидромашмаркет» имеется задолженность по пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 43689,91 руб., задолженность образовалась до 01.01.2004г., по штрафу по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 424 руб., задолженность образовалась до 28.01.2001г.

ЗАО «Росгидромашмаркет» является плательщиком налога на прибыль в бюджет субъекта РФ.

Согласно справке № 6418 о состоянии расчетов с бюджетом ф.39-1 по состоянию на 31.05.2011г. у ЗАО «Росгидромашмаркет» имеется задолженность по пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ в сумме 118963,40 руб., задолженность образовалась до 01.01.2004г., по штрафу по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ в сумме 20575 руб., задолженность образовалась до 01.01.2002г.

ЗАО «Росгидромашмаркет» является плательщиком налога на прибыль в местный бюджет.

Согласно справке № 6418 о состоянии расчетов с бюджетом ф.39-1 по состоянию на 31.05.2011г. у ЗАО «Росгидромашмаркет» имеется задолженность по пени по налогу на прибыль в местный бюджет в сумме 6091,10 руб., задолженность образовалась до 01.01.2004г.

ЗАО «Росгидромашмаркет» является плательщиком единого социального налога.

Согласно справке № 6418 о состоянии расчетов с бюджетом ф.39-1 по состоянию на 31.05.2011г. у ЗАО «Росгидромашмаркет» имеется задолженность по пени по ЕСН в территориальный фонд медстраха в сумме 830,84 руб., задолженность образовалась до 01.01.2004г.; по пени по ЕСН в федеральный фонд медстраха в сумме 11,69 руб., задолженность образовалась до 01.01.2004г.; по пени по ЕСН в федеральный бюджет в сумме 911,22 руб., задолженность образовалась до 01.01.2004г.

ЗАО «Росгидромашмаркет» является плательщиком налога на имущество предприятия.

Согласно справке № 6418 о состоянии расчетов с бюджетом ф.39-1 по состоянию на 31.05.2011г. у ЗАО «Росгидромашмаркет» имеется задолженность по пени по налогу на имущество предприятия в сумме 6303,89 руб., задолженность образовалась до 01.01.2004г.

ЗАО «Росгидромашмаркет» является плательщиком налога с продаж.

Согласно справке № 6418 о состоянии расчетов с бюджетом ф.39-1 по состоянию на 31.05.2011г. у ЗАО «Росгидромашмаркет» имеется задолженность по пени по налогу с продаж в сумме 6267,39 руб., задолженность образовалась до 01.01.2004г.

Согласно справке № 6418 о состоянии расчетов с бюджетом ф.39-1 по состоянию на 31.05.2011г. у ЗАО «Росгидромашмаркет» имеется задолженность по пени по прочим местным налогам в сумме 6176 руб., задолженность образовалась до 31.12.2002г.



ЗАО «Росгидромашмаркет» является плательщиком налога на рекламу.

Согласно справке № 6418 о состоянии расчетов с бюджетом ф.39-1 по состоянию на 31.05.2011г. у ЗАО «Росгидромашмаркет» имеется задолженность по пени по налогу на рекламу в сумме 3809,30 руб., задолженность образовалась до 01.01.2001г., по штрафу по налогу на рекламу в сумме 801 руб., задолженность образовалась до 01.01.2001г.

ЗАО «Росгидромашмаркет» является плательщиком целевого сбора на содержание милиции.

Согласно справке № 6418 о состоянии расчетов с бюджетом ф.39-1 по состоянию на 31.05.2011г. у ЗАО «Росгидромашмаркет» имеется задолженность по пени по целевому сбору на содержание милиции в сумме 23,26 руб., задолженность образовалась до 01.01.2004г.

ЗАО «Росгидромашмаркет» является плательщиком налога с владельцев транспортных средств.

Согласно справке № 6418 о состоянии расчетов с бюджетом ф.39-1 по состоянию на 31.05.2011г. у ЗАО «Росгидромашмаркет» имеется задолженность по пени по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 925,90 руб., задолженность образовалась до 01.01.2004г.

ЗАО «Росгидромашмаркет» является плательщиком страховых взносов в территориальный и федеральный фонды медстраха и пенсионный фонд.

Согласно справке № 6418 о состоянии расчетов с бюджетом ф.39-1 по состоянию на 31.05.2011г. у ЗАО «Росгидромашмаркет» имеется задолженность по пени по страховым взносам в территориальный фонд медстраха в сумме 738,51 руб., задолженность образовалась до 01.01.2004г.; по пени по страховым взносам в федеральный фонд медстраха в сумме 40,99 руб., задолженность образовалась до 01.01.2001г.; по пени по страховым взносам в пенсионный фонд в сумме 18,63 руб., задолженность образовалась до 01.01.2004г.

ЗАО «Росгидромашмаркет» является плательщиком налога на пользователей автомобильных дорог.

Согласно справке № 6418 о состоянии расчетов с бюджетом ф.39-1 по состоянию на 31.05.2011г. у ЗАО «Росгидромашмаркет» имеется задолженность по пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 31670,22 руб., задолженность образовалась до 01.01.2004г.

В связи с неисполнением обществом своей обязанности по уплате пеней и штрафов налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности.

Оценив в совокупности доказательства, представленные заявителем, арбитражный суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленного требования следует отказать в связи со следующим.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 46 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.2005г. №137-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика - организации, находящихся на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика - организации, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика - организации.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика - организации причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика - организации в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.2005г. №137-ФЗ) исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Аналогичные нормы были предусмотрены и в п. 3 ст. 48 НК РФ в редакции Федерального закона от 09.07.1999г. №154-ФЗ.

Пунктом 1 ст. 72 НК РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

В силу п. 6 ст. 75 НК РФ к пеням применяется тот же порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.

Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, в связи с чем в отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания.

Согласно п. 1 ст. 115 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 12 постановления от 28.02.2001г. №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Имея в виду, что данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.

Возможность восстановления срока на подачу иска в суд о взыскании недоимки по налогу предусмотрена в п.п. 2, 3 ст. 48 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006г. №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (далее - Федеральный закон от 27.07.2006г. №137-ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006г. №137-ФЗ в случае, если течение предусмотренных законодательством о налогах и сборах сроков не завершилось до 1 января 2007 года, указанные сроки исчисляются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного закона.

Шестимесячный срок для обращения в суд истек в 2005г. С заявлением о взыскании задолженности налоговый орган обратился в суд 21.06.2011г.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о пропуске налоговой инспекцией шестимесячного срока на подачу в суд заявления о взыскании пеней и штрафов. Указанный срок не может быть восстановлен судом в соответствии п. 2 ст. 48 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006г. №137-ФЗ, поскольку срок истек до вступления в силу этого Федерального закона (01.01.2007г.).

Поскольку инспекцией был пропущен установленный срок для взыскания пеней и штрафов в судебном порядке, суд приходит к выводу об отказе инспекции в удовлетворении заявленного требования.

Кроме того, налоговым органом в нарушение положений ст.ст. 125 и 126 АПК РФ не приведено документальное обоснование заявленных требований, не представлены в полном объеме оригиналы налоговых деклараций общества и решения налогового органа, на основании которых были начислены спорные суммы, не представлены оригиналы требований об уплате пеней и штрафов с подписью руководителя налогового органа и печатью инспекции, доказательства их направления и получения обществом, что также является одним из оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении требования отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья В.Г. Соколова