Судебная власть

Решение от 20 июля 2011 года № А59-1186/2011. По делу А59-1186/2011. Республика Саха.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ Именем Российской Федерации

Решение

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-1186/2011

20 июля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 19.07.2011. Полный текст решения изготовлен 20.07.2011.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Белоусова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лим Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Малиновского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства к Региональной энергетической комиссии Сахалинской области о признании недействительными заключения эксперта к расчетным материалам по тарифам на холодную воду и водоотведение для потребителей Малиновского МПЖКХ на 2011 год от 09.12.2010 и решения об отказе Малиновскому МПЖКХ в установлении тарифа на водоотведение, оформленного резолютивной частью протокола от 15.12.2010 № 13,

при участии:

от Малиновского МПЖКХ - Артемьевой Т.А. по доверенности от 10.06.2011 № 135,

от РЭК Сахалинской области - Чекрышева Д.В. по доверенности от 17.02.2011 № 194, Гуриной Л.Н. по доверенности от 28.06.2011 № 1385,

Установил:

Малиновское муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее - Малиновское МП ЖКХ, предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (далее - РЭК Сахалинской области, комиссия) о признании недействительными заключения эксперта к расчетным материалам по тарифам на холодную воду и водоотведение для потребителей Малиновского МП ЖКХ на 2011 год от 09.12.2010 и решения об отказе Малиновскому МП ЖКХ в установлении тарифа на водоотведение, оформленного резолютивной частью протокола от 15.12.2010 № 13.

В обоснование заявленных требований указано на то, что оспариваемые акты нарушают права предприятия в сфере экономической деятельности. Поскольку в селах Малиновка и Матросово отвод бытовых стоков (водоотведение) осуществляется по присоединенным магистральным сетям, то не установление тарифа на водоотведение РЭК Сахалинской области ведет к убыткам Малиновского МП ЖКХ.

До начала судебного разбирательства предприятие в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российского Федерации (далее - АПК РФ) уточнило заявленные требования, просило признать недействительным п. 3 решения РЭК Сахалинской области от 15.12.2010 об отказе в установлении тарифа на водоотведение Малиновскому МП ЖКХ.

В судебном заседании представитель предприятия поддержала уточненные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и уточнении к нему.



Представители РЭК Сахалинской области в судебном заседании уточненные требования предприятия не признали, указали на их несостоятельность по доводам, изложенным в отзыве на заявлением и пояснениях по делу.

Заслушав представителей участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 06.10.2010 Малиновское МП ЖКХ обратилось в РЭК Сахалинской области с заявлением от 29.09.2010 об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение на 2011 год.

Письмом от 14.12.2010 № 1969 комиссией в адрес предприятия направлено заключение по результатам проведенной экспертизы тарифов и 15.12.2010 состоялось заседание правления РЭК Сахалинской области по вопросу установления тарифов на холодную воду и водоотведение для потребителей Малиновского МП ЖКХ с принятием решения об отказе в установлении указанного тарифа, которое оформлено протоколом заседания от 15.12.2010 № 13.

Не согласившись с данным отказом, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением с учетом уточнения заявленных требований.

Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленных требований и возражений доказательства, суд считает уточненные заявленные требования предприятия не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом оспариваемое Решение может быть признано судом незаконным только в случае, если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя.

Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон № 210) устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (ст. 1).

В силу п. п. 1 и 2 ст. 2 Закона № 210 организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; системой коммунальной инфраструктуры является совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307) состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю по мимо прочего коммунальную услугу водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети.

Приказом Госстроя Российской Федерации от 30.12.1999 № 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее - Правила № 168), которые регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности.

Пунктом 3.2.1. Правил № 168 предусмотрено, что канализационная сеть организации водопроводно-канализационного хозяйства должна обеспечить отведение сточных вод населенного пункта на очистные сооружения и сброс их после очистки в водный объект или отведение для последующего использования.

Приказом Минрегиона Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» в частности определено, что водоотведение представляет собой технологический процесс, обеспечивающий прием, транспортировку (перекачку) сточных вод с последующей их очисткой, отведением сточных вод в водные объекты и обработку осадка сточных вод, прогнозируемый объем производства товаров (услуг) (п. 20).



Из указанных норм действующего законодательства следует, что ус­луги по водоотведению оказывают организации, эксплуатирующие на ка­ком-либо праве объекты коммунальной инфраструктуры и обеспечиваю­щие соответствующий технологический цикл водоотведения, включающий в себя отведение сточных вод на очистные сооружения, очистку и сброс их после очистки в водный объект или отведение для последующего исполь­зования.

Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением администрации городского округа «Поронайский» от 02.09.2099 № 114 за Малиновским МП ЖКХ закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество, в том числе канализационные коллекторы протяженностью 4 км. и уличные коллекторы протяженностью 3,2 км.

Согласно имеющейся в материалах дела, Производственной программы технического обслуживания канализационной системы на 2011 год, предприятием откачка сточной жидкости осуществляется трактором МТЗ-82 из 20 колодцев.

Из расчета финансовых потребностей для реализации производственной программы в сфере водоотведения в 2011 году следует, что планируемые предприятием расходы на осуществление услуг по водоотведению складываются из расходов на откачку сточной жидкости трактором МТЗ-82 (29,7 тыс. руб.) и расходов на оплату труда (57,6 тыс. руб.). При этом каких-либо затрат на приобретение спецодежды, инструментов, материалов, химических реагентов и иных эксплуатационных материалов в расчете тарифа не предусмотрено, следовательно, расходы на перекачку, транспортирование и утилизацию сточной жидкости Малиновское МП ЖКХ не несет.

Поскольку на момент принятия комиссией оспариваемого пункта решения предприятием отвод сточных вод на очистные сооружения, очистка и сброс их после очистки в водный объект не осуществлялось, следовательно, услуги, оказываемые Малиновским МП ЖКХ, водоотведением не являлись. С учетом отсутствия присоединенной сети и факта сброса стоков в колодец-септик, суд приходит к выводу о том, что РЭК Сахалинской области в силу вышеприведенных норм права не имело оснований для отнесения предприятия к числу организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги по водоотведению, и как следствие, комиссией принято законное и обоснованное Решение об отказе в установлении тарифа на услуги по водоотведению.

Доказательств, подтверждающих право заявителя на пользование (эксплуатации) объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для оказания услуг водоотведения предприятием ни РЭК Сахалинской области, ни в материалы дела не представлены.

Ссылки предприятия на постановления органов местного самоуправления муниципального образования городской округ «Поронайский», которыми ранее для Малиновского МП ЖКХ устанавливался тариф на водоотведение, а также на схемы сети наружных канализаций сел Малиновка и Матросово, судом отклоняются, поскольку факт установления тарифа на водоотведение органами местного самоуправления не свидетельствует о неправомерности оспариваемого пункта решения РЭК Сахалинской области. Факт принятия данных постановлений не является основанием для установления тарифа регулируемого вида деятельности.

Схемы сети наружной канализации с. Малиновка и сети наружной канализации с. Матросово в составе расчетных материалов в РЭК Сахалинской области не представлялись, в связи с чем, комиссия не имела возможности дать указанным документам какую-либо оценку при рассмотрении тарифного дела. При этом следует отметить что, схемы выполнены без указания даты, неизвестны цели, а также источник исходных данных для их изготовления, в связи с чем, суд не может принять их во внимание.

Более того, даже в случае представления заявителем надлежащих доказательств спорных сетей, данные сети не могут быть отнесены к присоединенной сети в том понимании, который Установил законодатель при осуществлении регулируемого вида деятельности, обеспечивающий соответствующий технологический цикл водоотведения.

Доводы Малиновского МП ЖКХ о том, что не установление тарифа на водоотведение влечет убытки предприятия, судом отклоняются, поскольку каких-либо доказательств фактического наличия у заявителя убытков предприятием не представлено, в материалах дела такие доказательства отсутствуют.

Судом установлено, что потребителям Малиновского МП ЖКХ оказывается услуга по сбору и вывозу жидких бытовых отходов, которая в соответствии с пп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Постановление № 491) относится к услугам по содержанию и ремонту жилых помещений. Установление стоимости указанной услуги не относится к компетенции РЭК Сахалинской области.

В связи с этим, суд соглашается с позицией комиссии, в части предложения Малиновскому МП ЖКХ урегулировать свои отношения с соответствующей управляющей компанией, поскольку в содержание общего имущества многоквартирного дома включается деятельность по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Предприятие не лишено возможности получать необходимые для покрытия расходов на оказание услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов средства путем взимания их с граждан в качестве составной части платы за содержание и ремонт жилого помещения, как это предусмотрено Постановлением № 491.

Таким образом, права предприятия в сфере экономической деятельности принятием оспариваемого пункта решения не нарушены.

Поскольку заявителем не представлены какие-либо доказательства в подтверждение доводов о незаконности принятого комиссией оспариваемого пункта решения и нарушения его прав и охраняемых законом интересов, правовые основания для удовлетворения требований предприятия отсутствуют.

Остальные доводы участников процесса на исход по делу не влияют.

Частью 2 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает Решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина, в уплате которой заявителю была предоставлена отсрочка, взыскивается с предприятия в доход федерального бюджета, с учетом уточненных требований в размере 2 000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении требований Малиновского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства о признании недействительным п. 3 решения Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 15 декабря 2010 года об отказе в установлении тарифа на водоотведение Малиновскому МПЖКХ отказать.

Взыскать с Малиновского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья А.И. Белоусов