Судебная власть

Решение от 23 августа 2011 года № А42-3757/2011. По делу А42-3757/2011. Мурманская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

183049, г. Мурманск, 20, тел.44-49-16

E-mail суда: murmansk.info@arbitr.ru http://murmansk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение

город Мурманск Дело № А42-3757/2011

23 августа 2011 года

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 18 августа 2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 23 августа 2011 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Соломонко Л.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лось Г.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия «ТЭКОС»



к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области

о признании недействительным предписания от 28.02.2011 № 6151/11,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – Беличенко Н.И., доверенность от 11.01.2011 № 07/09-2011;

ответчика – Каймова В.М., доверенность от 11.01.2011 без номера,

Установил:

государственное областное унитарное теплоэнергетическое предприятие «ТЭКОС» (далее – заявитель, Предприятие, ГОУТП «ТЭКОС») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области (далее – Управление, административный орган) от 28.02.2011 № 6151/11, в соответствии с которым на Предприятие возложена обязанность в срок до 01.08.2011 обеспечить обучение лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности, по программе профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV класса опасности с получением сертификатов (свидетельств).

В обоснование заявленного требования ГОУТП «ТЭКОС» указывает на то, что оспариваемое предписание противоречит нормам действующего законодательства, незаконно возлагая на Предприятие дополнительные обязанности, не предусмотренные законом.

Управление представило письменный отзыв, в котором с заявленным требованием не согласилось, настаивая на законности и обоснованности выданного Предприятию предписания.

В судебном заседании представитель Предприятия настаивал на удовлетворении требования по основаниям, изложенным в заявлении.



Представитель Управления в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Управления от 24.01.2011 № 23 в отношении ГОУТП «ТЭКОС» проведена плановая выездная проверка, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 28.02.2011 № 6151/13 (л.д. 69-72).

Исходя из пункта 2 акта от 28.02.2011 № 6151/13 в ходе проверки было установлено, что лица, допущенные к обращению с отходами I-IV класса опасности в соответствии с пунктом 2 распоряжения генерального директора ГОУТП «ТЭКОС» от 04.03.2009 № 8 «Об организации деятельности предприятия в области обращения с отходами» (л.д. 51-52), в нарушение статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) не прошли профессиональную подготовку на право работы с отходами I-IV класса опасности и у них отсутствуют соответствующие свидетельства (сертификаты).

Указанное нарушение послужило основанием для выдачи Управлением предписания от 28.02.2011 № 6151/11 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды (л.д. 30).

Не согласившись с оспариваемым предписанием, Предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

ГОУТП «ТЭКОС» имеет лицензию от 06.02.2007 № ОТ-26-000156(51) на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов со сроком действия до 06.02.2012.

Статьей 1 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 № 524 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (далее – Положение).

Согласно подпункту «б» пункта 3 Положения одним из лицензионных требований и условий осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности является наличие у индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к указанной деятельности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» утверждена примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, согласованная с Министерством образования Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 распоряжения генерального директора ГОУТП «ТЭКОС» от 04.03.2009 № 8 «Об организации деятельности предприятия в области обращения с отходами» 24 работника Предприятия назначены ответственными за сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение и передачу образующихся на предприятии отходов производства и потребления специализированным организациям с оформлением подтверждающих документов.

Пунктом 4 названного распоряжения инженер производственно-технического отдела по охране окружающей среды Алферова Н.В. назначена ответственной за осуществление производственного экологического контроля в области обращения с отходами, получение лимитов на размещение отходов, составление технического отчета о неизменности технологического процесса, отчета 2-ТП (отходы), отчета об осуществлении деятельности по обращению с отходами и предоставление в установленном порядке необходимой информации.

Приказом конкурсного управляющего ГОУТП «ТЭКОС» от 31.01.2011 № 9 «О назначении лиц, допущенных к работе с отходами I-IV класса опасности» (л.д. 38) инженер производственно-технического отдела по охране окружающей среды Алферова Н.В. назначена лицом, допущенным к деятельности по обращению с отходами I-IV класса опасности.

В ходе проверки Предприятие представило Управлению свидетельство регистрационный номер 216-10 о повышении квалификации Алферовой Н.В. по программе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами» (л.д. 39).

Однако, в отношении 24 работников Предприятия, указанных в пункте 2 распоряжения генерального директора ГОУТП «ТЭКОС» от 04.03.2009 № 8 «Об организации деятельности предприятия в области обращения с отходами», сведения о профессиональной подготовке, подтвержденной соответствующими свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности, представлены не были.

Предприятием не оспариваются факты осуществления деятельности по обращению с опасными отходами, а также отсутствия документов о профессиональной подготовке на право работы с отходами I-IV класса опасности у иных работников, за исключением Алферовой Н.В.

При таких обстоятельствах суд считает оспариваемое предписание обоснованным и соответствующим пункту 1 статьи 15 Закона № 89-ФЗ.

Довод Предприятия о том, что только Алферова Н.В. допущена к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, в связи с чем отсутствуют основания для вынесения оспариваемого предписания, отклоняется судом по следующим основаниям.

В пункте 2 распоряжения генерального директора ГОУТП «ТЭКОС» от 04.03.2009 № 8 «Об организации деятельности предприятия в области обращения с отходами», действие которого не отменено, названы фамилии и должности 24 работников Предприятия, на которых возложена ответственность за сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение и передачу образующихся на предприятии отходов производства и потребления специализированным организациям с оформлением подтверждающих документов.

Возложение на указанных должностных лиц соответствующей ответственности означает их допуск к процессу осуществления деятельности Предприятия по обращению с опасными отходами, которая может выражаться и в оформлении соответствующих документов, связанных с деятельностью по обращению с отходами.

Представленные заявителем копии должностных инструкций заместителя начальника теплового района № 1 от 30.06.2009 (л.д. 40-44), а также заместителя начальника теплового района № 6 от 03.12.2010 (л.д. 45-50), не свидетельствуют об обратном, так как они не содержат сведений об ознакомлении с ними работников, которым указанные должностные инструкции адресованы, а также не могут быть распространены на всех должностных лиц, поименованных в пункте 2 распоряжения генерального директора ГОУТП «ТЭКОС» от 04.03.2009 № 8.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 АПК РФ на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает Решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с подпунктом 5.1.14 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, к ее полномочиям отнесен контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).

Статьей 66 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» должностные лица органов государственного надзора наделены правом выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений.

В связи с изложенным, а также признавая доказанным факт отсутствия документов о профессиональной подготовке на право работы с отходами I-IV класса опасности у ответственных работников Предприятия, за исключением инженера производственно-технического отдела по охране окружающей среды Алферовой Н.В., суд признает оспариваемое предписание соответствующим положениям пункта 1 статьи 15 Закона № 89-ФЗ и не нарушающим права и законные интересы заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Решил:

в удовлетворении требования государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия «ТЭКОС» о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области от 28.02.2011 № 6151/11 отказать.

Решение может быть обжаловано в суды апелляционной и кассационной инстанций.

Судья Соломонко Л.П..