Судебная власть

Решение от 30 августа 2011 года № А67-2955/2011. По делу А67-2955/2011. Томская область.

Решение

г. Томск Дело № А67- 2955/ 11

“29” 08 2011г.

«30» 08 2011г. изготовлен полный текст решения.

Арбитражный суд Томской области

в составе: судьи Кузнецова А.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малининой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области

к Муниципальному предприятию ЗАТО Северск «Жилищно-эксплуатационное управление - 2»

о взыскании пеней в размере 3 599 руб. 97 коп.,



при участии в заседании:

от заявителя – В.С. Роговская по доверенности от 05.04.2010, сл.уд.,

от ответчика – не явился,

Установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области обратилась с заявлением в Арбитражный суд Томской области к Муниципальному предприятию ЗАТО Северск «Жилищно-эксплуатационное управление – 2» о взыскании пеней в размере 3 599 руб. 97 коп.

Ответчик извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, не направил своего представителя. Согласно ст.156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Представитель заявителя в судебном заседании требования о взыскании задолженности поддержала по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных объяснениях к нему. Требования мотивированы тем, что в соответствии со ст. 62, 64 ГК РФ 01.08.2008 года назначена ликвидационная комиссия МП ЗАТО Северск ЖЭУ-1, размещена публикация о ликвидации МП ЗАТО Северск «Жилищно-эксплуатационное управление - 2», председателем которой является Кучин Сергей Васильевич.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

В адрес МП ЗАТО Северск «Жилищно-эксплуатационное управление - 2» налоговым органом в установленные Налоговым кодексом РФ сроки были направлены требования об уплате налогов, сборов, пени и штрафа (прилагаются) № 1480 от 12.04.2010г. об уплате суммы пени в размере 1732,08, а также № 2688 от 09.07.2010 об уплате суммы пени в размере 1867,89руб.

Сумма задолженности по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения по сроку уплаты 31.03.2009г. в размере 157 163руб., на которую была начислена пеня, уплачена в добровольном порядке (с учетом уменьшения) 16.07.10 (1169руб.), 01.11.10 (1273руб.), 29.12.2010 (65000руб.) и 26.02.100 (16062руб.).



Согласно требованию № 1480 от 12.04.2010г. должнику предлагалось погасить задолженность в срок до 03.05.10г., а по требованию № 2688 от 09.07.2010 - до 30.07.10г. В указанный срок требования исполнены не были.

Кроме того, налоговый орган также просит восстановить срок обращения в суд с заявлением в связи с тем, что сумма налога, уплачиваемая в связи с применением упрощенной системы налогообложения по сроку уплаты 31.03.2009г. в размере 157 163руб. не была включена в промежуточный ликвидационный баланс МП ЗАТО Северск «Жилищно-эксплуатационное управление - 2», в суд с требованием о взыскании не обращался. В настоящее время указанная задолженность уплачена в добровольном порядке, таким образом, сумма пени, приходящейся на указанную в требованиях задолженности также подлежит уплате, а в случае неисполнения данной обязанности Инспекция имеет право обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением в порядке ст. 28 АПК РФ, согласно которой арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела следует, что Муниципальное предприятие ЗАТО Северск «Жилищно эксплуатационное управление - 2» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области 06.07.2005, ОГРН 1057000372791, место нахождения Томская область, г.Северск, пр.Коммунистический, 26а, в качестве налогоплательщика состоит на учете в ИФНС России по ЗАТО Северск.

08.09.2008 Главой Администрации ЗАТО Северск Томской области вынесено Постановление № 1686 «О ликвидации МП ЖЭУ-11 и создании ликвидационной комиссии» (т.1 л.д. 27). 18.09.2008 назначена ликвидационная комиссия МП ЗАТО Северск «ЖЭУ-2», председателем которой назначен Кучин С.В.

В соответствии со ст. 64 ГК РФ ликвидационная комиссия разместила публикацию о ликвидации МП ЗАТО Северск «ЖЭУ 11» и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами в федеральном журнале «Вестник государственной регистрации» № 41 от 15.10.2008.

В адрес МП ЗАТО Северск «Жилищно-эксплуатационное управление - 2» налоговым органом в установленные Налоговым кодексом РФ сроки были направлены требования об уплате налогов, сборов, пени и штрафа (прилагаются) № 1480 от 12.04.2010г. об уплате суммы пени в размере 1732,08, а также № 2688 от 09.07.2010 об уплате суммы пени в размере 1867,89руб.

Сумма задолженности по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения по сроку уплаты 31.03.2009г. в размере 157 163руб., на которую была начислена пеня, уплачена в добровольном порядке (с учетом уменьшения) 16.07.10 (1169руб.), 01.11.10 (1273руб.), 29.12.2010 (65000руб.) и 26.02.100 (16062руб.).

Согласно требованию № 1480 от 12.04.2010г. должнику предлагалось погасить задолженность в срок до 03.05.10г., а по требованию № 2688 от 09.07.2010 - до 30.07.10г. В указанный срок требования исполнены не были.

Данные требования направлены в установленном НК РФ порядке в адрес ответчика, что подтверждается реестрами заказной корреспонденции с отметками отделения связи об отправке.

Взыскание с ответчика пеней в общей сумме 3 599 руб. 97 коп. по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, является предметом требований заявителя по настоящему делу.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 АПК РФ дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в настоящей главе. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций в соответствии с п.6 ст. 215 АПК РФ арбитражный суд устанавливает основания для взыскания задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии с п.п. 1-4 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 04.07.2002 г. № 202-О, пени по своей правовой природе являются компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

В соответствии с п.6 ст. 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога, пени, налоговых санкций в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках, взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - Решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Исходя из положений ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора. Обязанность уплатить пени не зависит от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. При этом пени уплачиваются либо одновременно с уплатой сумм налога (сбора), либо после уплаты таких сумм.

При этом, нормами НК РФ и ГК РФ не предусмотрено каких-либо исключительных случаев, связанных отсутствием обязанности у налогового органа по начислению в порядке ст.75 НК РФ пеней и с отсутствием у налогоплательщика (налогового агента) обязанности по уплате пеней, в случае нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации и при наличии у него недоимки.

Предусмотренные статьей 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» последствия в виде неначисления пеней применяются только в отношении организаций, которые были признаны в установленном законом порядке несостоятельными (банкротами). То есть данные правила могут быть применены к только к тем организациям, которые отвечают критериям несостоятельности (банкротства), установленным законом, а именно только в случае признания арбитражным судом неспособности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст.2 указанного закона). Кроме того, такая процедура как конкурсное производство применяется, по общему правилу и по смыслу норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», только в случаях отсутствия возможности восстановления платежеспособности должника. При этом кредиторы по денежным обязательствам и уполномоченный орган имеют возможность принимать в рамках, предусмотренных законом, участие в решении вопросов, касающихся деятельности должника и в том числе при решении вопроса об открытии в отношении него конкурсного производства, в том числе участвовать в собраниях кредиторов, в рассмотрении арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве).

Конкурсное производство в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» является процедурой, применяемой именно в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Добровольная ликвидация организации по решению ее учредителей такой процедурой не является. Несмотря на то, что, как указывает ответчик, и добровольная ликвидация предприятия и конкурсное производство могут быть окончены исключением предприятия из ЕГРЮЛ без перехода его прав и обязанностей к третьим лицам, оснований для применения к организации, не признанной в установленном законом порядке несостоятельной (банкротом), тех же правил, которые предусмотрены в качестве последствия открытия конкурсного производства, нет.

Суд также учитывает, что по смыслу норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» процедура конкурсного производства ограничена определенными сроками, тогда как добровольная ликвидация ответчика продолжается с 2008 года и на момент рассмотрения настоящего дела в 2011 году не окончена. В случае же недостаточности имущества ликвидируемой организации для удовлетворения требований кредиторов предусмотрено обращение в суд с заявлением о признании ее несостоятельной (банкротом), после чего и подлежат применению те правила и процедуры, которые предусмотрены нормами Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Кроме этого, при открытии конкурсного производства организация не освобождается от необходимости компенсации за несвоевременное исполнение денежных обязательств и обязательных платежей в иной форме. Так, на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником (п.2.1 ст.126 указанного закона).

Из анализа взаимосвязанных положений ст. ст. 45-48, 69, 70, 75 НК РФ следует, что порядок взыскания пеней установлен таким же образом как и порядок взыскания налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме, они начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и определяются в процентах от неуплаченной суммы налога.

Согласно порядку, определенному НК РФ, процесс взыскания налога и пеней начинается с предъявления требования для их добровольной уплаты. Иной формы понуждения к уплате налога и пеней, кроме как предъявление требования, законодательство о налогах и сборах не содержит. Таким образом, из изложенного следует, что НК РФ допускает возможность предъявления налогоплательщику требования об уплате только пеней.

Согласно ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налога (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств этой организации. Очередность исполнения такой обязанности определяется гражданским законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица расчеты по обязательным платежам в бюджет осуществляются в третью очередь. При этом, ни НК РФ, ни ГК РФ не содержат прямого запрета на взыскание налогов при нахождении налогоплательщика в стадии ликвидации. Из анализа положений ст. 46, 48, 75 НК РФ следует, что данные положения применимы и к взысканию пеней.

Вместе с тем, налоговый орган не может осуществлять бесспорное взыскание налогов и пеней, поскольку это нарушает очередность удовлетворения требований остальных кредиторов. Указанное положение соответствует сложившейся судебной практике.

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (часть 3 статьи 2 Гражданского кодекса РФ). В отношении размера и порядка начисления пеней за несвоевременную уплату налога таких особенностей нормами статьи 49 НК РФ не предусмотрено, там указано лишь, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации, что не касается ни порядка начисления, ни размера пеней. Не предусмотрено таких последствий и нормами гражданского законодательства, регулирующими процедуру добровольной ликвидации организации.

Учитывая подлежащий применению вышеизложенный порядок взыскания, в том числе особенности, вытекающие из нахождения организации в процедуре ликвидации, а также с учетом того, что факт неуплаты ответчиком в добровольном порядке недоимки по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по установленным законом срокам уплаты, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, пени начислены налоговым органом обоснованно.

Расчет пеней судом проверен, признан правильным.

Возможность принудительного взыскания пени утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке, что предусмотрено ст. 46, ст. 48 НК РФ, п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника. В случае принудительного взыскания пеней применяются общие правила исчисления срока давности, предусмотренные НК РФ для взыскания налога.

Однако, в соответствии с п.3 ст. 46 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Несмотря на то, что мер по принудительному взысканию самой недоимки за 2008 год не предпринималось, налоговым органом были предприняты меры по направлению требования об уплате недоимки, в дальнейшем направлялись требования об уплате пеней, о самой недоимке и о наличии обязанности по ее уплате, как и об обязанности по уплате пеней налогоплательщик был извещен своевременно, после чего периодически предпринимал меры по уплате задолженности. Денежные средства для погашения недоимки налогоплательщиком перечислялись в июле, ноябре, декабре 2010 года, в 2011 году, в связи с чем налоговый орган, принимая во внимание нахождение налогоплательщика в стадии ликвидации и принятие им определенных мер по погашению недоимки, не обращался в суд, направляя при этом требования об уплате налога. К данному времени меры по уплате недоимки налогоплательщиком предприняты, однако, обязанность по уплате пеней одновременно с уплатой налога либо после уплаты налога, как это предусмотрено ст.75 НК РФ, не выполнена. Учитывая, что пропуск срока со стороны налогового органа в отношении задолженности за 2008 год связан именно с принятием налогоплательщиком, находящимся в стадии ликвидации, мер по погашению добровольному задолженности, а также то, что налоговый орган своевременно извещал налогоплательщика о необходимости уплаты как налога, так и пеней, предпринимал ряд мер, направленных на обеспечение исполнения налогоплательщиком его обязанностей по уплате налога, по взысканию пеней, суд считает возможным ходатайство налогового органа удовлетворить, поскольку срок пропущен по уважительным причинам.

Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие спора между сторонами относительно арифметического расчета начисленных пеней, обоснованность их начисления как на задолженность, включенную в ликвидационный баланс, так и на иную, не уплаченную своевременно налогоплательщиком, соблюдение налоговым органом установленного порядка предъявления требований в отношении недоимки, а также соблюдение досудебного порядка урегулирования спора в отношении пеней, требования налогового органа о взыскании пеней по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 3 599 руб. 97 коп. (сумма указана в заявлении) подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по делу подлежит взысканию в доход федерального бюджета с ответчика.

Руководствуясь ст. 110, ст.ст. 167-171, 216 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Взыскать с Муниципального предприятия ЗАТО Северск «Жилищно-эксплуатационное управление – 2», зарегистрированного в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск 06.07.2005 ОГРН 1057000372791, расположенного по адресу Томская область, г. Северск, пр.Коммунистический, 26а, в бюджет пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 3 599 руб. 97 коп. и в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в размере 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционной суд в течение месяца.

Судья Кузнецов А.С.