Судебная власть

Решение от 01 сентября 2011 года № А57-5402/2011. По делу А57-5402/2011. Саратовская область.

Решение

город Саратов

Дело № А57- 5402/2011

25.08.2011г. - объявлена резолютивная часть решения

01.09.2011г. - изготовлен полный текст решения

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Мещеряковой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Патуевой О.И., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление

ООО «Аксар-Строй», (ОГРН 1086439000119, ИНН 6439067411), г. Балаково Саратовской области

к ГУ «Управление социальной поддержки населения Краснопартизанского района», (ОГРН 1096445000376, ИНН 6418000938), п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области

и Министерству социального развития Саратовской области, (ОГРН 1076450011439, ИНН 6452932553), г. Саратов

третье лицо – Министерство финансов Саратовской области, (ОГРН 1036405003227, ИНН 6450030341), г. Саратов

о взыскании 212055 руб. 42 коп.

при участии:

от ответчиков – Шмагальская О.П., и.о. директора ГУ «УСПН Краснопартизанского района» (приказ министра Минсоцразвития Саратовской области № 439-от от 29.07.2011 г.); Мелкова Н.Б., представитель Минсоцразвития Саратовской области по доверенности № 108-По от 16.07.2009 г.;

Установил:

ООО «Аксар-Строй» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением о взыскании с ГУ «Управление социальной поддержки населения Краснопартизанского района», а при недостаточности денежных средств у учреждения в порядке субсидиарной ответственности с Саратовской области в лице Министерства социального развития Правительства Саратовской области за счет средств казны Саратовской области задолженности по государственному контракту № 21А-09/10 от 29.09.2010 г. в размере 172000 руб. и по договору №11/10П от 15.10.2010 г. в размере 40055 руб. 42 коп., всего 212055 руб. 42 коп.



Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ, в материалах дела имеется письменное ходатайство, в котором истец уточнил наименование ответчика - Министерства социального развития Саратовской области и третьего лица - Министерство финансов Саратовской области, исковые требования поддержал в полном объеме и просил рассмотреть дело без участия его представителя.

Ответчик - ГУ «Управление социальной поддержки населения Краснопартизанского района» представил письменный отзыв на иск, в котором факт выполнения работ признал, наличие задолженности по государственному контракту № 21А-09/10 от 29.09.2010 г. в размере 172000 руб. и по договору №11/10П от 15.10.2010 г. в размере 40055 руб. 42 коп подтвердил.

Ответчик - Министерство социального развития Саратовской области исковые требования не признает по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Третье лицо - Министерство финансов Саратовской области письменного отзыва на иск не представило, в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, 29.09.2010г. между ГУ «Управление социальной поддержки населения Краснопартизанского района» (заказчик) и ООО «Аксар-Строй» (подрядчик) заключен государственный контракт №21А-09/10 на выполнение работ по капитальному ремонту здания ГУ «Управление социальной поддержки населения Краснопартизанского района» по адресу: 413540, Саратовская область, Краснопартизанский район, п. Горный, ул. Чапаевская, д. 32, согласно техническому заданию (Приложение №2) в объеме, содержании и по ценам, определенным в согласованной сторонами смете (Приложение №1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом и извещением о размещении заказа.

Согласно пункту 1.2 государственного контракта заказчик обязуется принять выполненные подрядчиком работы, предусмотренные п. 1.1 настоящего контракта, и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.

В соответствии с п. 2.1 цена контракта составляет 172000 руб., в том числе НДС.

Истцом выполнены работы на общую сумму 172000 руб., что подтверждается актом о приемке выполненных работ от 26.10.2010г. формы КС-2 и справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 26.10.2010г. формы КС-3.

Указанные акт формы КС-2, справка формы КС-3 подписаны истцом и ответчиком без замечаний.

Согласно пункту 2.3. государственного контракта оплата производится заказчиком путем безналичного расчета с подрядчиком в следующем Поря предоплатой в размере 20% от цены контракта в течение 30 банковских дней с момента принятия подписанного государственного контракта; окончательный расчет производится по факту выполнения работ в течение 30 банковских дней, включая устранение выявленных дефектов, после подписания сторонами актов по форме КС-2, справок по форме КС-3 и акта сдачи-приемки выполненных работ.

15.10.2010г. между ГУ «Управление социальной поддержки населения Краснопартизанского района» (заказчик) и ООО «Аксар-Строй» (подрядчик) заключен договор №11/10П, согласно которому подрядчик обязуется в течение срока, предусмотренного настоящим договором, выполнить работы по капитальному ремонту здания ГУ «Управление социальной поддержки населения Краснопартизанского района» по адресу: Саратовская область, Краснопартизанский район, п. Горный, ул. Чапаевская, д. 32, а заказчик принять и оплатить выполненную работу.

В соответствии с п. 2.1 цена договора с учетом всех расходов на страхование, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей составляет 40055,42 руб.

Истцом выполнены работы на общую сумму 40055,42 руб., что подтверждается актом о приемке выполненных работ от 27.10.2010г. формы КС-2 и справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 27.10.2010г. формы КС-3.

Указанные акт формы КС-2, справка формы КС-3 подписаны истцом и ответчиком без замечаний.

Согласно пункту 3.1 договора оплата производится безналичным перечислением денежных средств на расчетный счет исполнителя.



До настоящего времени ответчиком не оплачены выполненные истцом работы по государственному контракту № 21А-09/10 от 29.09.2010 г. в размере 172000 руб. и по договору №11/10П от 15.10.2010 г. в размере 40055 руб. 42 коп., всего на общую сумму 212055 руб. 42 коп.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 21.06.2005 года №94-ФЗ, под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. По своей правовой природе заключенные сторонами договора является договорами строительного подряда.

Согласно п. 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Согласно пункту 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом и в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

ГУ «Управление социальной поддержки населения Краснопартизанского района» доказательств оплаты задолженности по государственному контракту № 21А-09/10 от 29.09.2010 г. в размере 172000 руб. и по договору №11/10П от 15.10.2010 г. в размере 40055 руб. 42 коп. суду не представило.

Таким образом, суд считает правомерным взыскать с ГУ «Управление социальной поддержки населения Краснопартизанского района» в пользу истца долг в сумме 212055 руб. 42 коп.

В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.

Согласно ст. 399 Гражданского кодекса РФ, до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Необходимыми условиями для применения субсидиарной ответственности являются: отказ учреждения - основного должника - удовлетворить требование кредитора или неполучение кредитором от него в разумный срок ответа на предъявленное требование; обязательное предъявление иска в суд к основному должнику - учреждению; недостаточность у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств; необходимость заявления кредитором требований к ликвидационной комиссии учреждения до завершения его ликвидации (Постановление ВАС РФ от 09.10.2007 г. № 4664/07).

В соответствии с п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса РФ» при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.

Разрешая такие споры, судам необходимо иметь ввиду, что на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ в суде по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к Российской федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса РФ.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета – орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

В соответствии с ч. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Следовательно, взыскание долга в порядке субсидиарной ответственности производится с Саратовской области в лице Министерства социального развития Саратовской области за счет средств казны Саратовской области.

Расходы по оплате государственной пошлины суд распределяет в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Взыскать с Государственного учреждения «Управление социальной поддержки населения Краснопартизанского района», а при недостаточности денежных средств у учреждения в порядке субсидиарной ответственности с Саратовской области в лице Министерства социального развития Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Аксар-Строй» задолженность по государственному контракту № 21А-09/10 от 29.09.2010 г. в размере 172000 руб. и по договору №11/10П от 15.10.2010 г. в размере 40055 руб. 42 коп., всего 212055 руб. 42 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционную и кассационную инстанции в сроки и порядке, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда Саратовской области И.В. Мещерякова