Судебная власть

Решение от 31 августа 2011 года № А76-9424/2011. По делу А76-9424/2011. Челябинская область.

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации Решение г. Челябинск

31 августа 2010 года Дело № А76-9424/2011

Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2011 года

Решение в полном объеме изготовлено 31 августа 2011 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Бушуев В.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бургучевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Челябинской области, г. Челябинск, к обществу с ограниченной ответственностью «Аминевское», с. Аминево Уйского района Челябинской области, о взыскании 1 824 764 руб. в счет возврата суммы субсидии

при участии в судебном заседании:

от истца: Зязина Д.Б. - представителя по доверенности от 25.05.2009, предъявлен паспорт,

от ответчика: директора Шамсутдинова М.Г. действующего на основании протокола от 01.11.2007, предъявлен паспорт.

Установил:

министерство сельского хозяйства Челябинской области, г.Челябинск, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Аминевское», с. Аминево Уйского района Челябинской области, о взыскании средств субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи, в размере 1 824 764 руб.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на ненадлежащее использование ответчиком субсидий, предоставленных по соглашению № 1200-01 от 02.09.2010 года.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик исковые требования не признал, отзыв на исковое заявление в материалы дела не представил. В судебном заседании пояснил, что полученные денежные средства ответчиком были использованы по назначению.

Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 02.09.2010 между истцом (Минсельхозом) и ответчиком (получателем) было заключено соглашение № 1200-01 (л.д. 10-11), в соответствии с предметом которого предусматривается возможность предоставления в 2010 году субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году. Минсельхоз, как главный распорядитель бюджетных средств на территории Челябинской области, обязуется предоставлять Получателю денежные средства, выделяемые из областного бюджета в соответствии с нормативно правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области, Законом Челябинской области об областном бюджете на 2010 год (п.п. 1.1-1.2 соглашения).



Предоставление субсидий осуществляется путем перечисления бюджетных средств на расчетный счет получателя на условиях, предусмотренных нормативно-правовыми актами на основании предоставленной в Министерство финансов Челябинской области заявки на оплату расходов (п. 2.1.3 соглашения).

В случае использования бюджетных средств не по целевому назначению, сумма перечисленных субсидий подлежит возврату в областной бюджет на основании подготовленных и направленных Минсельхозом требований о возврате предоставленной субсидии. Возврат предоставленных субсидий осуществляется в течение 10 календарных дней со дня получения получателями субсидий требования о возврате субсидий (п. 4.2 соглашения).

Во исполнение условий соглашения истец перечислил ответчику бюджетные средства Челябинской области – субсидию в размере 1 824 764 руб., что подтверждается представленными в материалы дела заявками на оплату расходов № 9080 от 08.09.2010, № 13940 от 01.02.2010, № 17491 от 28.12.2010, № 18096 от 29.12.2010 (л.д. 14-17).

Установив факт не выполнения ответчиком условий предоставления субсидий, истом в адрес ответчика было направлено требование о возврате субсидий в размере 1 824 764 руб. (л.д. 25-26), которое ответчиком осталось без ответа и удовлетворения.

Указанные обстоятельства явились основанием для рассматриваемого иска о взыскании средств субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи, в размере 1 824 764 руб.

В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнение его обязанности (п. 1 ст. 307 ГК РФ).

Государственная поддержка осуществляется путем предоставления сельхозпроизводителям субсидий на возмещение части затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

К отношениям сторон в части возврата необоснованно полученной субсидии подлежит применению бюджетное законодательство.

Согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидиями являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ.

Условия и порядок предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предусмотрены в статье 78 БК РФ.

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату заключения ответчиком договоров поставки комбикорма и семян пшеницы) установлено, что предоставление субсидий и субвенций из федерального бюджета, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ N 192 (в редакции, действующей на дату заключения ответчиком договоров поставки комбикорма и семян пшеницы) указано, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса всех форм собственности, фермерским хозяйствам и организациям потребительской кооперации на закупку сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, средств защиты растений и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ; сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса всех форм собственности, крестьянским (фермерским) хозяйствам на уплату страховых взносов и закупку запасных частей; ремонтным и агроснабженческим организациям на закупку запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники.



В соответствии с пп. 10 п. I статьи 158 БК РФ, п.1 статьи 269 БК РФ, со статьей 55 Закона Челябинской области «О бюджетном процессе Челябинской области», а также п. 10 Порядка и п. 2.1.4. Соглашения Минсельхоз, являясь главным распорядителем средств областного бюджета по направлению «Сельское хозяйство и рыболовство», обладает полномочиями по контролю за использованием субсидий их получателями.

В соответствии с п. 6 Порядка ответчик обязан выполнить следующие условия, которые предусматриваются в Соглашении: заготовка (приобретение) кормов, включая переходящие остатки прошлых лет, не менее 16 центнеров кормовых единиц на условную голову (без учета концентратов); сохранение поголовья коров основного стада крупного рогатого скота с 1 июля 2010 года по 1 июня 2011 года; обеспечение выполнения установленного получателем субсидии плана засыпки семенного фонда под посев 2011 года; обеспечение выполнения установленного получателем субсидии плана посева озимых культур в 2010 году.

Пунктом 2.2.1. соглашения предусматривается обязанность ответчика выполнить условия, указанные в приложении № 1 к соглашению. В соответствии с п. 2.2.3. соглашения ответчик обязан представлять квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агро–промышленного конкурса по формам, в порядке и сроки, утвержденные приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Приложением №1 к соглашению установлено следующее условие получения субсидии: объем засыпки семенного фонда 330 тонн (л.д. 10).

Приказом Минсельхоза от 11.01.2011 № 8/1 «О создании Комиссии» (л.д.18) сформирована комиссия для осуществления контроля выполнения показателей, установленных в Соглашениях, заключенных при предоставлении субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от засухи в 2010 году.

Протоколом Комиссии от 17.03.2011 (л.д. 21-22) установлен факт нарушения ответчиком указанного условия получения субсидии и принято Решение о возврате субсидии. Указанное Решение принято на основании представленной Ответчиком справки «По запасам и движению зерна и кормов» (л.д. 24), из которой следует, что объем засыпки семенного фонда под посев 2011 года («зерно-семенной» код 700) составляет 235,6 тонн. Документов, подтверждающих иное в Минсельхоз не представлено. Таким образом, ответчик не достиг установленного в соглашении показателя 330 тонн объема засыпки семенного фонда.

Использование субсидии лицом с нарушением условий её предоставления, противоречит цели, достижению которой предназначены соответствующие бюджетные расходы (субсидии).

Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса РФ использование бюджетных средств в целях, не соответствующих условиям их получения, является нецелевым.

Нарушение требований бюджетного законодательства о нецелевом использовании средств бюджета влечет, в частности, их изъятие.

Таким образом, бюджетные средства, перечисленные Ответчику по соглашению, подлежат возврату в бюджет Челябинской области.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.

Ответчиком в нарушение указанной статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств целевого использования средств бюджета предоставленных ответчику в рамках соглашения № 1200-01.

Представленные ответчиком в материалы дела платежные поручения в полной мере не свидетельствуют о направлении полученных бюджетных средств для целей, установленных в соглашении № 1200-01.

Таким образом, исковые требования о взыскании субсидии в размере 1 824 764 руб. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ в ст.333.37 НК РФ введен пп.1.1, согласно которому от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, в связи с тем, что исковые требования удовлетворены, то госпошлина относится на ответчика и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст. 110, 167, 168, ч. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Аминевское», с. Аминево Уйского района Челябинской области, в пользу Министерства сельского хозяйства Челябинской области 1 824 764 руб. в счет возврата суммы субсидии.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Аминевское», с. Аминево Уйского района Челябинской области, в доход федерального бюджета 31 247 руб. 64 коп. государственной пошлины по делу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья В. В. Бушуев

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.