Судебная власть

Постановление от 01 сентября 2011 года № А65-33803/2009. По делу А65-33803/2009. Российская Федерация.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

Постановление

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А65-33803/2009

01 сентября 2011 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хакимова И.А.,

судей Егоровой М.В., Гатауллиной Л.Р.,

при участии представителя:

заявителя – Шафигуллиной И.М., доверенность от 31.01.2011 (б/н),



в отсутствие:

ответчика – извещен, не явился,

третьих лиц – извещены, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы, г. Казань,

на Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.02.2011 (судья Галиуллин Э.Р.) и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Филиппова Е.Г., Морозов В.А.)

по делу № А65-33803/2009

по заявлению открытого акционерного общества «Миллениум Зилант-Сити» (ИНН: 1655111539 ОГРН: 1061655058013), г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, с участием в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (ИНН: 1655065554 ОГРН: 1051622218559) г. Казань, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (ИНН: 1655065674 ОГРН: 1061655000582) г. Казань, о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 20.10.2009 № ИЩ-05/10270,

Установил:

в Арбитражный суд Республики Татарстан обратилось открытое акционерное общество «Миллениум Зилант-Сити» (далее – ОАО «Миллениум Зилант-Сити», общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – антимонопольный орган, ответчик) от 20.10.2009 № ИЩ-05/10270.

В качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – муниципальное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.02.2011 заявленные требования удовлетворены, и обязал антимонопольный орган устранить допущенные нарушения прав и законные интересы общества.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 Решение Арбитражного суда республики Татарстан от 02.02.2011 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить вышеуказанные судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленного требования.

Заявитель с доводами кассационной жалобы не согласен, просит оставить судебные акты без изменения.

Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.



Судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), без участия ответчика.

Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав заявителя, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, оснований к их отмене не находит.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО «Миллениум Зилант-Сити» обратилось в антимонопольный орган с ходатайством о даче предварительного согласия на осуществление сделки по внесению муниципального образования города Казани в лице муниципального учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казань» в уставный капитал ОАО «Миллениум Зилант-Сити» в качестве оплаты доли учредителя пакета акций открытого акционерного общества «Казанская ярмарка» (далее – ОАО «Казанская ярмарка»).

Решением от 20.10.2009 № ИЩ-05/10270 антимонопольный орган отказал в удовлетворении указанного ходатайства, сославшись на то, что отсутствует информация об истинных причинах совершения сделки; внесение пакета акций ОАО «Казанская ярмарка», находящихся в собственности муниципального учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», в уставный капитал ОАО «Миллениум Зилант-Сити», владельцем 100% акций, которого является муниципальное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», не приведет к изменению конечного собственника (выгодоприобретателя) данного имущества; совершение указанной сделки выведет ОАО «Казанская ярмарка» из-под действия Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178-ФЗ) в связи с отсутствием у ОАО «Миллениум Зилант-Сити» обязанности проведения публичных торгов при возможной дальнейшей реализации акций ОАО «Казанская ярмарка», а это может привести к ограничению конкуренции; изменение владельца акций ОАО «Казанская ярмарка» может быть произведено и без передачи пакета его акций в уставный капитал ОАО «Миллениум Зилант-Сити».

Общество не согласилось с Решением антимонопольного органа и обратилось в суд.

Суды предыдущих инстанций, удовлетворяя требования заявителя, правомерно исходили из следующего.

В силу пункта 5 части 2 статьи 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган принимает Решение об отказе в удовлетворении ходатайства, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции (в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя либо доминирующего положения лица, которое будет создано в результате осуществления заявленных в ходатайстве сделки, иного действия) или если при рассмотрении представленных документов антимонопольный орган обнаружит, что информация, содержащаяся в них и имеющая значение для принятия решения, является недостоверной, либо если заявителем по ходатайству не представлены имеющиеся у него и запрошенные антимонопольным органом сведения, при отсутствии которых не может быть принято Решение об ограничении конкуренции или об отсутствии ограничения конкуренции по рассматриваемому ходатайству.

В оспариваемом решении антимонопольный орган указал причину отказа – отсутствие информации об истинных причинах совершения сделки.

Однако, как правомерно указали суды пункт 5 части 2 статьи 33 Закона № 135-ФЗ не содержит такого основания для отказа в удовлетворении ходатайства о даче предварительного согласия на осуществление сделки.

Антимонопольный орган также не представил надлежащих и достаточных доказательств недостоверности представленных обществом сведений, необходимых для рассмотрения его ходатайства о даче предварительного согласия на совершение сделки и доказательств, подтверждающих тот факт, что совершение указанной сделки может привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Как указано, в оспариваемом решении антимонопольный орган сослался также на то, что изменение владельца акций ОАО «Казанская ярмарка» может быть произведено и без передачи пакета его акций в уставный капитал ОАО «Миллениум Зилант-Сити».

То есть антимонопольный орган фактически осуществил оценку целесообразности и обоснованности выбора органом местного самоуправления способа приватизации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного само управления.

Частью 4 статьи 51 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Согласно части 1 статьи 4 Закона № 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе, уставы муниципальных образований.
Муниципального образования города Казани, согласно статье 40 его Устава, Решение вопросов в сфере управления муниципальной собственностью, создания, приобретения и использования объектов муниципальной собственности, распоряжения средствами города Казани, осуществления управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в муниципальной собственности, отнесено к полномочиям Исполнительного комитета.

Полномочия руководителя Исполнительного комитета установлены статьей 43 Устава муниципального образования города Казани, согласно которой он руководит деятельностью Исполнительного комитета на принципах единоначалия, а также издает правовые акты – постановления и распоряжения – по вопросам местного значения, отнесенным к компетенции Исполнительного комитета.

Таким образом, руководитель Исполнительного комитета был вправе давать специальное поручение муниципальному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» внести в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Миллениум Зилант-Сити» имущество (акции ОАО «Казанская ярмарка») от имени соответствующего муниципального образования.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В рассматриваемом случае судами установлено, что распоряжением от 17.09.2009 № 924р-муниципальное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» поручено внести в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Миллениум Зилант-Сити» имущество (акции ОАО «Казанская ярмарка») от имени соответствующего муниципального образования. Данное распоряжение принято во исполнение ранее принятого постановления руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 14.06.2006 № 1142 «О создании ОАО «Миллениум Зилант-Сити«“ и последующих изменений к нему.

При рассмотрении настоящего дела, суды правомерно сослались на Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.05.2010 по делу № А65-3699/2010,вступившее в законную силу, в котором участвовали ОАО «Миллениум Зилант-Сити» и антимонопольный орган, которым признаны незаконными Решение и предписание антимонопольного органа от 31.12.2009 по делу № 06-321/2009 о признании исполнительного комитета нарушившим часть 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ в связи с принятием постановления руководителя исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 14.06.2006 № 1142 «О создании ОАО «Миллениум Зилант-Сити«“ и последующих изменений к нему.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций по указанному делу отметили, что, исходя из смысла статьи 39 Федерального Законаот 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178-ФЗ), допускается нахождение 100% акций открытого акционерного общества в муниципальной собственности. Чьи-либо права и законные интересы в связи с передачей муниципального имущества в уставный капитал ОАО «Миллениум Зилант-Сити», в котором 100% акций являются собственностью муниципального образования города Казани, не нарушаются.

Кроме того, суды указали, что внесение в соответствии с Законом № 178-ФЗ в уставной капитал ОАО «Миллениум Зилант-Сити» не является муниципальной помощью.

Таким образом, суды предыдущих инстанций обоснованно посчитали, что, в силу части 2 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные судебными актами по делу № А65-3699/2010, имеют преюдициальное значение для настоящего дела и отклонили ссылку ответчика на то, что ОАО «Казанская ярмарка», акции которого находятся в собственности муниципального учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани», было создано до подачи ходатайства о предварительном согласии на осуществление сделки по внесению этих акций в уставный капитал ОАО «Миллениум Зилант-Сити», владельцем 100% акций, которого также является муниципальное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани».

Принимая во внимание вышеизложенное, суды предыдущих инстанций правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований у антимонопольного органа для отклонения ходатайства заявителя о предоставлении согласия на осуществлении сделки.

В кассационной жалобе ответчика не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в обеих судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка.

Доводы жалобы не опровергают сделанных судами предыдущих инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.

При таких обстоятельствах и правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

Постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.02.2011 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 по делу № А65-33803/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья И.А. Хакимов

Судьи М.В. Егорова

Р. Гатауллина