Судебная власть

Решение от 30 августа 2011 года № А51-9155/2011. По делу А51-9155/2011. Приморский край.

Решение

г. Владивосток Дело № А51-9155/2011

30 августа 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 августа 2011 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе: судьи Л.А.Куделинской,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В.Дьяченко,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Сиваковское» (ОГРН 1072533000550)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Приморскому краю (ОГРН 1042502813022)

о признании частично недействительным решения от 10.03.2011 № 09-18/05

при участии в заседании: представителя заявителя – Г.М.Ямного по доверенности от 01.03.2011 б/н, представителей налогового органа – А.Н.Иванцова по доверенности от 11.08.2011 № 02-17/05533, Е.П.Бабкиной по доверенности от 26.08.2011 № 02-17/2,

Установил:

закрытое акционерное общество «Сиваковское» (далее по тексту «заявитель», «общество», «налогоплательщик», ЗАО «Сиваковское») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Приморскому краю (далее по тексту «налоговый орган», «инспекция») от 10.03.2011 № 09-18/05 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», принятого по результатам выездной налоговой проверки (акт от 25.01.2011 № 09-18/1) в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее «НДС») в сумме 3 909 113 рублей 49 копеек, соответствующих пеней в сумме 493 747 рублей 18 копеек и налоговых санкций за неполную уплату НДС, начисленных в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее «НК РФ») в сумме 781 822 рублей 70 копеек.

Заявитель считает оспариваемое в части Решение несоответствующим налоговому законодательству, поскольку произведенные им в 2008 году работы по подъему залежных земель неправильно квалифицированы налоговым органом как строительно-монтажные работы для собственного потребления и капитальными вложениями.

Общество полагает, что налоговый орган без законных оснований относит выполненные им работы к мелиоративным, поскольку произведенные ЗАО «Сиваковское» культуртехнические работы (дискование, вспашка, культивация, боронование, обработка гербицидами) относятся к прочим подрядным работам и проведены с целью возможности использования земель по их назначению.

Налоговый орган представил отзыв на заявление, из которого следует, что требования заявителя он не признает, считает, что оспариваемое в части Решение от 10.03.2011 № 09-18/05 является законным и обоснованным, в связи с чем просит суд в удовлетворении требований заявителю отказать.

Инспекция полагает, что обоснованно отнесла спорные работы к строительно-монтажным для собственного потребления и произвела доначисление НДС в соответствии с положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 146, пункта 2 статьи 159 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки.



Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела,

суд

Установил:

на основании решения от 28.09.2010 № 29 налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка ЗАО «Сиваковское» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость за период с 10.08.2007 по 31.12.2009.

По результатам проверки был составлен акт выездной налоговой проверки общества от 25.01.2011 № 09-18/1 и вынесено Решение от 10.03.2011 № 09-18/05 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» (далее «Решение от 10.03.2011 № 09-18/05»), в соответствии с которым заявителю доначислен, в том числе НДС за 3 и 4 кварталы 2008 в сумме 3 909 113 рублей 49 копеек, соответствующие пени в сумме 493 747 рублей 18 копеек и налоговые санкции за неполную уплату НДС, начисленные в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 781 822 рублей 70 копеек.

Оспариваемое Решение вступило в законную силу в связи с принятием Управлением Федеральной налоговой службы по Приморскому краю решения от 27.05.2011 № 13-11/254 по апелляционной жалобе налогоплательщика, оставленной без удовлетворения.

ЗАО «Сиваковское» просит суд признать недействительным Решение налогового органа от 10.03.2011 № 09-18/05 в части доначисления НДС в сумме 3 909 113 рублей 49 копеек, соответствующих пеней в сумме 493 747 рублей и налоговых санкций в сумме 781 822 рублей 70 копеек.

Суд считает, что требование заявителя является не обоснованным и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Выездной налоговой проверкой установлено, что налогоплательщиком в 2008 году выполнены собственными силами работы по подъему залежных земель (ввод в оборот не используемой не менее 3-х лет пашни), стоимость которых составила 21 717 297 рублей 18 копеек.

Данные работы признаны инспекцией как строительно-монтажные и по результатам проверки доначислен НДС в сумме 3 909 113 рублей 49 копеек в соответствии с положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, относящим к объекту налогообложения выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления и пункта 2 статьи 159 НК РФ устанавливающим порядок определения налоговой базы при совершении операций по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Из материалов дела следует, что налогоплательщик выполнил комплекс работ по подъему залежных земель (что не оспаривается обществом) общей стоимостью 21 717 297 рублей 18 копеек, а именно:

по проектно-сметной документации от 01.04.2008 и акту выполненных работ от 01.07.2008 № 1 - дискование на глубину 10-15 см в два следа, вспашка на глубину 20-25 см, сплошная культивация, боронование в два следа на сумму 3 750 776 рублей 07 копеек;

по проектно-сметной документации от 01.07.2008 и акту выполненных работ от 21.10.2008 № 2 - обработка залежных земель гербицидами сплошного действия, дискование на глубину 10-15 см, вспашка на глубину 20-25 см на сумму 17 966 521 рубля 11 копеек.

Работы по улучшению состояния почвы выполнены на земельных участках как принадлежащих обществу, так и на арендованных у физического лица и впоследствии перешедших в собственность ЗАО «Сиваковское».

Работы выполнены налогоплательщиком для собственных нужд хозяйственным способом, без привлечения к их выполнению подрядных организаций, что не оспаривается заявителем.



НК РФ не раскрывает понятия «выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления», в связи с чем вступают в действие положения, установленные пунктом 1 статьи 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Понятие «строительно-монтажных работ для собственного потребления» содержится в нормативных актах Госкомстата России.

Согласно пункту 19 Приказа Росстата от 12.11.2008 N 278 (ред. от 14.03.2011) “Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг“, N П-2 “Сведения об инвестициях“, N П-3 “Сведения о финансовом состоянии организации“, N П-4 “Сведения о численности, заработной плате и движении работников“, N П-5(м) “Основные сведения о деятельности организации“) к строительно-монтажным работам (включая монтаж и наладку оборудования, необходимых для эксплуатации зданий, например, установка и монтаж оборудования для отопления, вентиляции, лифтов, систем электро-, газо- и водоснабжения и т.п.) выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организации, включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку ра деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства, а также работы, выполненные строительными организациями по собственному строительству (не в рамках договоров подряда, а например, при реконструкции собственного административно-хозяйственного здания, строительству собственной производственной базы и т.п.).

В пункте 3.1 Методологических положений по системе статистических показателей, разрабатываемых в статистике строительства и инвести капитал, утвержденных приказом Росстата от 11.03.2009 № 37 (далее «Методологические положения»), приводится перечень работ, относящихся к строительно-монтажным, а также перечень работ, относящихся к прочим подрядным работам.

Согласно названному пункту Методологических положений к строительно-монтажным работам относятся мелиоративные работы, вскрышные и другие виды строительных работ и затрат, предусмотренные в строительных нормах и правилах.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (далее «Федеральный закон № 4-ФЗ») - мелиорацией земель признается коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.

К мелиоративным мероприятиям относятся: проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ.

Статья 8 Федерального закона № 4-ФЗ устанавливает, что культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель.

Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие виды мелиорации земель:

расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха;

расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов;

мелиоративная обработка солонцов;

рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы;

проведение иных культуртехнических работ.

Из материалов выездной налоговой проверки следует, что заявитель в спорном периоде занимался коренным улучшением земель путем проведения культуртехнических работ на залежных землях, включающих в себя: дискование, вспашку, сплошную культивацию, боронование в два следа, обработку залежных земель гербицидами сплошного действия, что подтверждается справкой-расчетом от 21.10.2008 № 04-35, проектно-сметной документацией на комплекс работ по подъему залежных земель (ввод в оборот не используемой не менее 3-х лет пашни), актами выполнения комплекса работ по подъему залежных земель от 01.07.2008 № 1, от 21.10.2008 № 2.

Суд считает, что налоговым органом сделан правомерный вывод о том, что данные работы являются мелиоративными культуртехническими работами, направленными на коренное улучшение земель для собственного потребления, выполненными хозяйственным способом, в связи чем признаны объектом налогообложения как строительно-монтажные работы для собственного потребления в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ.

Указанные культуртехнические работы по подъему залежных земель не могут быть отнесены к прочим подрядным работам, как полагает заявитель основываясь на положениях пункта 3.1 Методологических положений, поскольку для их осуществления общество не заключало договоров подряда с подрядными организациями, а выполняло их хозяйственным способом собственными силами.

Строительно-монтажные работы для целей применения НДС следует рассматривать как работы капитального характера, в результате которых создаются новые объекты основных средств, в том числе объекты недвижимого имущества (здания, сооружения и т.п.), или изменяется первоначальная стоимость данных объектов, находящихся в эксплуатации.

Пункт 5 Приказа Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н (ред. от 24.12.2010) “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств“ ПБУ 6/01“ устанавливает, что к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

В данной ситуации очевидно выполнение работ по подъему залежных земель для собственных нужд общества, основным видом деятельности которого является выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, овощеводство и т. д. в соответствии с уставом. Данные земли после их коренного улучшения использовались обществом для посевов зерновых культур, что не оспаривается обществом.

При таких обстоятельствах налогоплательщик обязан учесть стоимость неотделимых улучшений земель, произведенных собственными силами, в составе капитальных вложений и исчислить НДС с их стоимости как со стоимости строительно-монтажных работ, выполненных для собственного потребления и принять к вычету начисленную сумму НДС по мере ее уплаты в бюджет.

Учитывая вышеизложенное, суд отказывает ЗАО «Сиваковское» в удовлетворении требования о признании недействительным решения налогового органа от 10.03.2011 № 09-18/05 в части доначисления НДС в сумме 3 909 113 рублей 49 копеек, соответствующих пеней в сумме 493 747 рублей и налоговых санкций в сумме 781 822 рублей 70 копеек.

Руководствуясь статьями 96, 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Обеспечительные меры, принятые арбитражным судом по определению от 18 августа 2011, сохраняют свое действие до вступления в законную силу настоящего решения.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Л.А.Куделинская.