Судебная власть

Решение от 31 августа 2011 года № А57-11550/2011. По делу А57-11550/2011. Саратовская область.

Арбитражный суд Саратовской области

410002 г.Саратов ул.Бабушкин Взвоз,1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение

город Саратов

31 августа 2011 года Дело № А57-11550/2011

Резолютивная часть решения оглашена 30 августа 2011 года

Полный текст решения изготовлен 31 августа 2011 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фирсовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (г.Саратов):

о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ

лицо, привлекаемое к административной ответственности: Индивидуальный предприниматель Шлешко Сергей Михайлович (г. Саратов),

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя: не явился, извещен;

ИП Шлешко С.М.: не явился, извещен,

Установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Саратовской области, ИНН 6452031083, г. Саратов, ул. 1-я Садовая, 104 обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении ИП Шлешко Серг ОГРН 307645120200027, ИНН 645114188830, 01.11.1962 года рождения, уроженца г. Саратова, зарегистрированного по адресу: 410049, г. Саратов, проспект Энтузиастов, д. 9А кв. 87 к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией).



В судебное заседание заявитель не явился, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом, согласно уведомлению № 80097 от 12.08.2011 года. Индивидуальный предприниматель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен в соответствии со ст.121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации согласно уведомлению № 80098 от 18.08.2011 года, представил в материалы дела письменное заявление, согласно которому требование о привлечении к административной ответственности не оспорил и просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав названное заявление, суд расценивает его в качестве письменного отзыва на заявленные требования в соответствии с определением суда от 08.08.2011 г.

В соответствии с ч.4 ст.137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения о месте и времени судебного разбирательства участников процесса и непоступление от лица, привлекаемого к административной ответственности, возражений относительно рассмотрения дела в его отсутствие, арбитражный суд завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.

Дело рассмотрено по правилам главы 25 АПК РФ по существу заявленных требований по имеющимся в деле документам в отсутствие извещенного надлежащим образом заинтересованного лица и заявителя.

Исследовав материалы дела, суд Установил следующее.

Как видно из материалов дела, Шлешко Сергей Михайлович является индивидуальным предпринимателем (свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 64 № 002372932, подтверждающее внесение записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей) и имеет лицензию на осуществление перевозок пассажиров автотранспортом за № АСС-64-404825 от 02.08.2007 г.

21.07.2011 г. по адресу: г. Саратов, ул. 1 Садовая, 104 должностным лицом Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области на основании приказа от 21.07.2011 г. № 1621 была проведена проверка соблюдения ИП Шлешко Серге законодательства Российской Федерации в сфере соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек.

В результате проведенной проверки деятельности ИП Шлешко Серг были выявлены нарушения лицензионных требований при выполнении регулярных перевозок пассажиров автобусами на городских маршрутах: не осуществляется учет путевой документации, не ведется журнал регистрации путевых листов, сохранность путевой документации не обеспечивается, отсутствуют графики (расписания) движения для работы автобуса на маршруте, отсутствуют документы, подтверждающие прохождение водителями обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования, не организовано проведение инструктажей водителей, отсутствует журнал регистрации, инструкции, необходимые для проведения инструктажей водителей.

Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют об отсутствии контроля со стороны ИП Шлешко Серг и несоблюдении им лицензионных требований и условий.

По материалам указанной проверки составлены акт проверки № 448 от 21.07.2011 г. и протокол об административном правонарушении № 147 от 21.07.2011 г. (л.д.5-8).

В соответствии со ст.23.1 КоАП РФ Управление государственного автодорожного надзора по Саратовской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП Шлешко С.М. к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Исследовав в совокупности материалы административного производства, суд считает привлечение ИП Шлешко С.М. к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ правомерным по следующим основаниям.

Согласно ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

По правилам ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.



Согласно пункту 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Согласно положениям статьи 2.4 КоАП РФ (и примечания к ней) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено наложение на должностных лиц административного штрафа за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией), в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.

Лицензионные требования и условия в соответствии со статьей 2 данного Закона представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно п.4 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 637 от 30.10.06г., к лицензионным требованиям и условиям относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установленных ст.20 Федерального закона от 10.12.95г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Согласно ст. 20 Федерального Закона от 10.12.95г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Согласно п.17 Приказа от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.

В соответствии с п.18 названного Приказа оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.

Обязанность по обеспечению достоверности и полноты заполнения реквизитов путевых листов и Журнала регистрации возложена на предпринимателя, а также лицо, специально им назначенное при оформлении путевой документации.

Как следует из материалов дела, и не опровергается предпринимателем, учет путевой документации ИП Шлешко С.М. не ведется, журнал регистрации путевых листов отсутствует, сохранность путевой документации не обеспечивается.

В соответствии с п.п.5.2.2 Положения «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации № 2 от 08.01.1997 г., владельцы автобусов при работе на регулярных маршрутах обязаны разрабатывать графики (расписания) движения на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых нормами действующего законодательства.

Материалами дела установлено, что указанные графики (расписания) ИП Шлешко С.М. не составлялись.

Из п.1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Требования по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения предусмотрены ст.20 указанного Закона, согласно которой водители транспортных средств должны проходить медицинское освидетельствование и текущие медицинские осмотры. Данные требования предусмотрены пунктом 2.2 Приказа Минтранса от 08.01.1997 № 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров» и пунктом 3.3.3 Приказа Минтранса от 09.03.1995 № 27 “Об утверждении Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов“. Обязанность по организации проведения медицинских осмотров возлагается на владельцев автобусов.

Система организации медицинского обеспечения безопасности дорожного движения предусматривает комплекс мероприятий, включающих как медицинскую профилактику дорожно-транспортных происшествий (ДТП), так и медицинскую помощь при их совершении.

Одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя. Высокая интенсивность дорожного движения за счет значительного роста количества автотранспортных средств предъявляет к водителям повышенные требования в плане состояния здоровья. Своевременно определить нарушения и отклонения в состоянии здоровья водителей возможно лишь при регулярном прохождении ими медицинских осмотров. Правильная организация проведения медицинских осмотров является одним из ключевых звеньев профилактики ДТП. Своевременное выявление у водителей автотранспортных средств физиологических и функциональных отклонений, возникающих при потреблении различных алкогольных и психоактивных веществ, является одной из важнейших задач в обеспечении безопасности дорожного движения. С этой целью в каждой организации, имеющей автотранспорт, необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предърейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств.

Указанные осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами).

Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки ИП Шлешко С.М., документы, подтверждающие прохождение обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования водителей, представлены не были, что является нарушением п.2.2 «Положения о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации № 2 от 08.01.1997 г., в соответствии с которым к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей.

Согласно п.3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации № 27 от 09.03.1995 г. на предпринимателя возложена обязанность по обеспечению водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения:

об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;

о состоянии погодных условий;

о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;

о порядке стоянки, охраны транспортных средств;

о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей;

об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;

об особенностях перевозки детей;

об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;

об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов);

об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктами 4,5 Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 при организации пассажирских перевозок должен проводиться периодический и сезонный инструктаж водительского состава.

Периодический инструктаж проводится на предприятии с целью систематического и обязательного ознакомления всех водителей предприятия с информацией, необходимой для производительной, безопасной работы на линии. Периодический инструктаж водителей проводится водителем-инструктором по безопасности движения в период с 20 по 30 число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия.

Сезонный инструктаж проводится два раза в год в периоды, предшествующие осенне-зимним и весенне-летним перевозкам, с целью подготовки водительского состава к дополнительным трудностям, сопутствующим управлению и эксплуатации автомобиля. Сезонный инструктаж проводится водителем-инструктором по безопасности движения или работником службы безопасности движения, как правило, в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия.

В соответствии с названными нормами ИП Шлешко С.М. должен был осуществлять учет сведений о проведении указанных инструктажей. Однако, как видно из материалов дела, предпринимателем не было организовано проведение инструктажей водителей. Журнал регистрации на момент проведения проверки отсутствовал. Инструкцию, необходимую для проведения инструктажей водителей ИП Шлешко С.М. также не имеет.

Указанные нарушения свидетельствуют об отсутствии контроля и несоблюдении лицензионных требований и условий ИП Шлешко С.М.

При указанных обстоятельствах суд считает обоснованным вывод заявителя о нарушении индивидуальным предпринимателем лицензионных требований и условий, при осуществлении лицензируемого вида деятельности, поскольку представленные заявителем в материалы дела документы свидетельствуют о нарушении предпринимателем вышеназванных правовых норм и правил.

С учётом изложенного судом установлено, что ИП Шлешко С.М. не обеспечил соблюдение законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности и соблюдении лицензионных требований и условий.

Вина предпринимателя в совершении административного правонарушения доказана материалами дела: актом проверки № 448 от 21.07.2011г., протоколом об административном правонарушении № 147 от 21.07.2011 г., объяснениями ИП Шлешко С.М. и не оспариваются предпринимателем.

Таким образом, по мнению суда, выявленные нарушения содержат состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования, предусмотренные статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола об административном правонарушении Управлением государственного автодорожного надзора по Саратовской области были соблюдены.

Таким образом, заявителем представлены доказательства совершения ИП Шлешко С.М. правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Управлением государственного автодорожного надзора по Саратовской области в соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерно составлен протокол об административном правонарушении.

Согласно Свидетельству серия 64 № 002372932 от 21.07.2007 года Шлешко Сергей Михайлович является индивидуальным предпринимателем на основании ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за ОГРН 307645120200027.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьёй.

При назначении административного наказания судом учтены такие обстоятельства, как совершение ИП Шлешко С.М. административного правонарушения впервые, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица.

На основании изложенного, суд находит требование заявителя о привлечении ИП Шлешко С.М. к административной ответственности подлежащим удовлетворению, суд считает возможным применить минимальный предел штрафа для должностных лиц, установленный частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 3000 рублей.

Руководствуясь ст.14.1 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Заявленные требования – удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя Шлешко Серг ОГРН 307645120200027, ИНН 645114188830, 01.11.1962 года рождения, уроженца г. Саратова, зарегистрированного по адресу: 410049, г. Саратов, проспект Энтузиастов, д. 9А кв. 87 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Решение арбитражного суда по делу о привлечении лица к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Копия решения арбитражного суда направляется в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления судебного акта о наложении административного штрафа в законную силу.

Уплату штрафа произвести по следующим реквизитам: наименование получателя платежа – УФК МФ РФ по Саратовской области, УГАДН по Саратовской области. ИНН 6452031083 КПП 645201001 ОКАТО 6340100000 Банк: ГРКЦ ГУ банка России по Саратовской области. Счет получателя: 40101810300000010010. Наименование банка ГРКЦ г.Саратова БИК 046311001 Код бюджетной классификации – 10611690040040000140.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области Т.И. Викленко