Судебная власть

Решение от 01 февраля 2011 года № 2-70/11. Решение от 01 февраля 2011 года № 2-70/11. Московская область.

01 февраля 2011 г. Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Ермаковой С.Е., с участием заместителя прокурора Светловой Е.А., при секретаре судебного заседания Борисовой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-70/11 по заявлению Павлово-Посадского городского прокурора, действующего в интересах муниципального образования «Павлово- Посадский муниципальный район» и неопределенного круга лиц жителей Павлово-Посадского муниципального района о признании действий заместителя председателя Совета депутатов «Павлово-Посадского муниципального района Ковшутина В.В. в части единоличного подписания и направления для опубликования решения Совета депутатов Павлово- Посадского муниципального района № № от ДД.ММ.ГГГГ неправомерным,

Установил:

Павлово-Посадский городской прокурор, действующий в интересах муниципального образования «Павлово-Посадский муниципальный район» и неопределенного круга лиц жителей Павлово-Посадского муниципального района, обратился в Павлово-Посадский городской суд с заявлением о признании действий заместителя; председателя Совета депутатов Павлово- Посадского муниципального района Ковшутина В.В. в части единоличного подписания и направления для обнародования решения Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района № № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Решение Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № « О бюджете Павлово- Посадского муниципального района Московской области на ДД.ММ.ГГГГ» неправомерными, возложении обязанности на Совет депутатов Павлово- Посадского муниципального района направить решения Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района № № от ДД.ММ.ГГГГ « О внесении изменений в Решение Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № « О бюджете Павлово-Посадского муниципального района Московской области на ДД.ММ.ГГГГ» Главе Павлово-Посадского муниципального района ФИО1. для подписания и дальнейшего опубликования.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что в соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции РФ, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.

В соответствии с ч.4 ст. 7, Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Аналогичные нормы закреплены в п. 7 ст. 35 Устава Павлово- Посадского муниципального района Московской области.

Решение Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Московской области № № « О внесении изменений в Решение Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № « О бюджете Павлово-Посадского Московской области на ДД.ММ.ГГГГ», носит нормативный правовой характер, однако в связи с отсутствием подписи Главы Павлово-Посадского муниципального района не может быть признано принятым в установленном законом порядке.

Согласно п..13 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормативный правовой акт, принятый представительными органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней.

Согласно ч.4 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закреплено, что Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных ч. 2 ст. 36 Закона подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.

В соответствии с п.2 ч. 2 ст. 28 Устава Павлово-Посадского муниципального района Московской области Глава Павлово-Посадского муниципального района в качестве высшего должностного лица Павлово-Посадского муниципального района подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, нормативно правовые акты, принятые Советом депутатов Павлово-Посадского муниципального района.

В соответствии с ч.3 ст.37 Устава муниципальные правовые акты, принятые Советом депутатов Павлово Посадского муниципального района, подписываются Главой Павлово-Посадского муниципального района.

Решение Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального, района от ДД.ММ.ГГГГ № № «О внесении изменений в Решение Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №№ « О бюджете Павлово-Посадского Московской области на ДД.ММ.ГГГГ», на подпись Главе Павлово-Посадского муниципального района не направлялось.

Представитель Главы Павлово-Посадского района Московской области Закурина Н.Б., действующая на оснований доверенности, требования заявителя поддержала в полном объеме и просит их удовлетворить.

Представитель Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Миронова В.Н. считает, что требования заявителя необоснованым, поскольку заявление в защиту интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц, прокурор должен был руководствоваться положениями ч.3 ст. 131 ГПК РФ, из которой следует, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

В связи с чем представитель Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района полагает, что Павлово - Посадским городским прокурором был нарушен порядок подачи заявления в защиту интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц.

Так же по мнению Совета депутатов, Решение Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № № «О внесении изменений в Решение Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № № « О бюджете Павлово-Посадского муниципального района Московской области на ДД.ММ.ГГГГ» не содержит властного волеизъявления и не адресовано какому-либо конкретному гражданину либо организации.



Так же представитель Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района полагает, что Решение Совета депутатов, принято коллегиально и является муниципальным нормативным правовым актом, регулирующим бюджетные правоотношения на территории Павлово- Посадского муниципального района в ДД.ММ.ГГГГ, согласно ч.1 ст.2 Бюджетного кодекса РФ входит в структуру бюджетного законодательства Российской Федерации, в связи с чем оно не может 6ыть обжаловано в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ.

Заместитель председателя Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Ковшyтин В.В. был избран Советом депутатов из своего состава Решением Совета депутатов районе ДД.ММ.ГГГГ. № № на основании ч.6 ст.28 Устава Павлово-Посадского муниципального района, в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ. № № и решения Совета депутатов района от ДД.ММ.ГГГГ. № № « Об утверждении структуры Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района». Полномочия заместителя председателя Совета депутатов установлены разделом Регламента Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района, принятом Решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № №. Представитель указывает, что заместителю председателя Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района предоставлено право в отсутствии Главы района, исполняющего обязанности Председателя Совета депутатов: подписывать решения, принимаемые Советом депутатов на своих заседаниях; подписывать протоколы заседаний; издавать распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов; открывать и закрывать расчетные счета Совета депутатов в банках.

Таким образом, по мнению представителя, заместитель председателя Совета депутатов не наделен полномочиями самостоятельно принимать решения Совета депутатов, а ему лишь предоставлено право подписать Решение, принятое коллегиально на заседании Совета депутатов.

Так же представитель указывает, что проект решения Совета депутатов «О внесении изменений в Решение Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № № «О бюджете Па Посадского муниципального района Московской области на ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений, внесенных решениями Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № № от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № №, был внесен ДД.ММ.ГГГГ. Главой Павлово-Посадского муниципального района Московской области (копия письма прилагается). Данный проект решения был рассмотрен на заседании Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ. и принят без внесения каких - либо изменений. Принятое Решение подписано заместителем председателя Совета депутатов в полном соответствии с полномочиями, установленными п.57. Регламента Совета депутатов. Решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. № № было опубликовано Администрацией района, возглавляемой Главой района ФИО1 в средствах массовой информации. Указанное Решение вступило в силу со дня опубликования, и принято Главой района ФИО1. к исполнению как главным распорядителем бюджетных средств.

Так же представитель полагает, что в заявлении не указано, какие именно права и интересы избирателей были нарушены Решением Совета депутатов -Павлово-Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. №№ «О внесении изменений в Решение Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № № «О бюджете Павлово-Посадского муниципального района Московской области на ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений, внесенных решениями Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ №№, от ДД.ММ.ГГГГ № №

В связи с чем, представитель Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Московской просит суд прекратить производство по делу на основании ч.2 ст. 220 ГПК РФ.

Заинтересованное лицо - Заместитель Председателя Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Ковшyтин В.В., в суд не явился, хотя надлежащим образом был извещен, ходатайство об отложении дела слушанием не заявлял.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии с ст. 34 ч. 1 Федерального закона №131-Ф3 ст.22 Устава Павлово-Посадского муниципального района Московской области определена структура органа местного самоуправления муниципального района, в соответствии с которой в нее входят Совет депутатов, Глава муниципального района, администрация Павлово-Посадского района и контрольная палата, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.

В соответствии с ст.3 5 Федерального закона № 131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

В соответствии с ч.13 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ после утверждения местного бюджета (внесения в него изменений) в нормативный правовой акт, принятый представительным органом должен направляется Главе муниципального образования, для подписания и обнародования, который, как Глава местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. В том случае если Глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию Главой на муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

В соответствии с ч.14 ст.35 Федерального закона № 131-Ф3 организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования осуществляет Глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

В соответствии с п.3 ст.27 Устава Павлово-Посадского муниципального района Московской области, в редакции от 25.08.2009 г. № 800/98, полномочия Главы района начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы района.

Решением Муниципальной избирательной комиссии Павлово-Посадского муниципального района № № от ДД.ММ.ГГГГ выборы Главы Павлово-Посадского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ признаны состоявшимися и действительными, а ФИО1. признан избранным на должность Главы Павлово-Посадского муниципального района Московской области.



ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Главы Павлово-Посадского муниципального района № № ФИО1 вступил в должность Главы Павлово-Посадского муниципального района Московской области.

В соответствии со ст. 3 6 ч.4 п.2 Федерального закона № 131-Ф3 и ст. 28 ч.2 Устава Павлово-Посадского муниципального района Глава Павлово- Посадского муниципального района, как высшее должностное лицо возглавляемого муниципального образования, в пределах своих полномочий, подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом муниципального образования, нормативно-правовые акты, принятые представительным органом Советом депутатов Павлово-Посадского муниципального района.

Из материалов дела следует, что на заседании Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района депутаты Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района единогласно проголосовали за внесение изменений в Решение Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №№ «О бюджете Павлово- Посадского муниципального района Московской области на ДД.ММ.ГГГГ». Результаты принятого голосования оформлены в виде Решений Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Московской области, подписаны заместителем Председателя Совета депутатов Павлово- Посадского муниципального района Ковшутиным В.В., избранным на указанную должность на постоянной основе Решением того же Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ № №, и опубликованы в спецвыпyске № № к газете «***».

Принятые представительным органом муниципального образования два документа заместителем Председателя Совета депутатов Павлово- Посадского муниципального района Ковшyтиным В.В для подписания и обнародования Главе муниципального района не направлялись.

Исходя из указанных обстоятельств, Глава Павлово-Пocaдcкoгo района был лишен возможности для выполнения возложенных на него функций в соответствии с ч.13 ст. 35 Федерального Закона № I31-ФЗ по контролю за деятельностью представительного органа в части подписания и обнародования нормативного правовой акта, принятого представительным органом в пределах своих полномочий либо воспользоваться правом отклонения данного документа с возвращением в Совет депутатов муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения или с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.

Таким образом, был нарушен принцип разделения исполнительной и законодательной властей, в соответствии с которым органы каждой ветви власти взаимно контролируют и уравновешивают друг друга тем, что осуществляют свои функции самостоятельно, в пределах своей компетенции для обеспечения сбалансированности полномочий и исключению возможности сосредоточить всех полномочий или большей их части в ведении одного органа местного самоуправления, поэтому система «сдержек и противовесов» является существенной и неотъемлемой частью демократического, правового государства.

Суд не может согласиться с доводами представителя Совета депутатов Мироновой В.Н. о том, что заместитель председателя Совета депутатов Ковшyтин В.В. действовал в пределах предоставленных ему полномочий, установленных Регламентом, поскольку данная норма Регламента наделяет заместителя Председателя Совета депутатов правом подписания решений принимаемых Советом депутатов на своих заседаниях только в случае временного отсутствия Главы района или в случае досрочного прекращения им полномочий.

При наличии действующего Главы Павлово-Посадского муниципального района, заместитель Председателя Совета депутатов в соответствии с п. 5.6 Регламента оказывает Главе района содействие в организации деятельности Совета депутатов и осуществлении других его полномочий и выполняет отдельные его поручения и не обладает прав подписи решений Совета депутатов от имени Главы района, так же Регламентом не предусмотрена его процессуальная самостоятельность.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Павлово-Посадским городским судом было принято Решение, в соответствии с которым было удовлетворено заявление ФИО1 к Совету депутатов Павлово-Посадского муниципального района, об оспаривании решения Совету депутатов Павлово-Посадского муниципального района №№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об удалении Главы Павлово-Посадского муниципального района Московской области в отставку». Оспариваемое Решение было признано незаконным с момента его принятия, на Совет депутатов была возложена обязанность устранить в полном объеме препятствия к осуществлении ФИО1своих прав на выборной должности Главы Павлово-Посадского муниципального района Московской области путем отмены решения № № от ДД.ММ.ГГГГ «Об удалении Главы Павлово-Посадского муниципального района Московской области в отставку».

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ Решение Павлово-Посадского городского суда оставлено без изменения.

В соответствии со ст. 133 Конституции Российской Федерации одной из конституционных гарантий местного самоуправления выступает судебная защита местного самоуправления.

Право местного самоуправления на судебную защиту является юридической гарантией местного самоуправления, поскольку направлено на обеспечение эффективного решения установленных законодательством вопросов местного значения, а также на защиту прав местного самоуправления. При этом под данными правами следует понимать право муниципальных образований в лице их органов обращаться в суд не только за защитой своих прав, но и прав и интересов населения соответствующего муниципального образования, а также право граждан на обращение в суд за защитой своих прав на местное самоуправление.

Субъектом судебной защиты прав местного самоуправления является физическое или юридическое лицо, о власти, должностное лицо указанного органа, обращающееся в суд за защитой прав муниципального образования и (или) прав граждан на местное самоуправление, а также орган судебной власти, осуществляющий рассмотрение и разРешение указанных обращений.

В соответствии с ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Суд так же не может согласиться с доводами представителя Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку в соответствии с ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если: дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса, в соответствии с которой заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

Таких обстоятельств судом установлено не было.

Суд так же не может согласиться с доводами представителя Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района, что производство по настоящему гражданскому делу должно быть прекращено, поскольку закончился финансовый года и, следовательно, прекращает свое действие оспариваемый нормативно-правовой акт, поскольку заявителем оспариваются непосредственно действия заместителя председателя Совета депутатов «Павлово-Посадского муниципального района Ковшутина В.В. в части единоличного подписания и направления для опубликования решения Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района № № от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194 - 198 ГПК РФ, суд,

Решил:

Заявление Павлово-Посадского городского прокурора, действующего в интересах муниципального образования « Павлово - Посадский муниципальный район» и неопределенного круга лиц жителей Павлово- Посадского муниципального района о признании действий заместителя председателя Совета депутатов « Павлово-Посадского муниципального района Ковшутина В.В. в части единоличного подписания и направления для опубликования решения Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района № № от ДД.ММ.ГГГГ неправомерными удовлетворить.

Признать действия заместителя Председателя Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района Ковшутина В.В. в части единоличного подписания и направления для обнародования решения Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № «О внесении изменений в Решение Совета депутатов Павлово- Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № « О бюджете Павлово-Посадского Московской области на ДД.ММ.ГГГГ» неправомерными.

Обязать Совет депутатов Павлово-Посадского муниципального района направить Решение Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № «О внесении изменений в Решение Совета депутатов Павлово-Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № «О бюджете Павлово-Посадского Московской области на ДД.ММ.ГГГГ» Главе Павлово-Посадского муниципального района ФИО1 для подписания и дальнейшего обнародования.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения решения.

Председательствующий Ермакова С.Е., Решение вступило в законную силу 03.05.2011 года