Судебная власть

Решение от 11 августа 2011 года № А04-2530/2011. По делу А04-2530/2011. Амурская область.

Решение г. Благовещенск

Дело №

А04-2530/2011

« 11» августа 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2011 г. Полный текст решения изготовлен 11 августа 2011 г.

Арбитражный суд в составе с Ф.И.О. br>
при участии секретаря судебного заседания Кургунова Р.В.

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Амурская финансовая компания» (ОГРН 1072801005408, ИНН 2801120230)

к

администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015)

о признании незаконным бездействия

третьи лица: муниципальное учреждение «Городское управление капитального строительства» (ОГРН 1082801002657, ИНН 2801130220), муниципальное предприятие г. Благовещенска «Зеленстрой» (ОГРН 1022800533271, ИНН 2801010639), государственное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по Амурской области» (ОГРН 1052800014541, ИНН 2801101460)

протокол вел: секретарь судебного заседания Кургунов Р.В.

при участии в заседании: от заявителя - Садовников А.В., директор, паспорт; от ответчика - Зарва А.В. по доверенности от 03.11.2010 № 01-10/4746; от третьего лица - ГУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Амурской области» Меркулова А.Г. по доверенности от 11.02.2011 № 344, паспорт,

Установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Амурская финансовая компания» (далее по тексту - ООО «АФК», общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Благовещенска, выраженного в неутверждении и невыдаче ООО «АФК» в месячный срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории по заявлениям от 31.03.2011 исх. № 46 (вх. № 3412з), от 31.03.2011 исх. № 47 (вх. № 3413з), от 07.04.2011 исх. № 62 (вх. № 3602з); непредставлении копий постановлений администрации г. Благовещенска от 28.07.2010 № 4277, от 15.07.2010 № 3009 по заявлению ООО «АФК» от 23.05.2011 исх. № 130 (вх. №2719).

В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать администрацию г. Благовещенска обязать администрацию г. Благовещенска: немедленно утвердить и выдать ООО «АФК» схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, предполагаемой площадью 5000 кв.м., используемый для сквера в квартале 265 г. Благовещенска, согласно заявлению от 31.03.2011 исх. № 46 (вх. № 3412з); немедленно утвердить и выдать ООО «АФК» схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, предполагаемой площадью 14000 кв.м., используемый для сквера в квартале 265 г. Благовещенска, согласно заявлению от 31.03.2011 исх. № 47 (вх. № 3413з); немедленно утвердить и выдать ООО «АФК» схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, предполагаемой площадью 2400 кв.м., ис Ф.И.О. торговли в квартале 73 г.Благовещенска, согласно заявлению от 07.04.2011 исх. № 62 (вх. № 3602з); в двухнедельный срок со дня представления кадастровых паспортов, испрашиваемых земельных участков принять решения о предоставлении ООО «АФК» этих земельных участков в собственность за плату и направить копии таких решений ООО «АФК» с приложением кадастровых паспортов этих земельных участков; в недельный срок с момента принятия решений о предоставлении земельных участков заключить с ООО «АФК» договора купли-продажи земельных участков. В месячный срок с момента принятия решения в окончательном виде, сообщить Арбитражному суду Амурской области об исполнении судебного акта.



В обоснование своих требований заявитель указал, что в нарушение пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) Администрация, не утвердила и не выдала обществу схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий в срок установленный ЗК РФ.

В предварительном судебном заседании представитель заявителя пояснил, что им заявлено одно самостоятельное требование о признании незаконным бездействия администрации г. Благовещенска.

Определением суда от 12.07.2011 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение «Городское управление капитального строительства», муниципальное предприятие г. Благовещенска «Зеленстрой», государственное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по Амурской области».

Представитель ответчика заявленные требований не признал, указал, что запрошенные земельные участки частично отнесены к землям общего пользования (скверам), частично предоставлены в пользование другим юридическим лицам - МУ «ГУКС», МП г. Благовещенска «Зеленстрой», ГУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Амурской области». Считает, что при предоставлении земельного участка на праве собственности у общества появится возможность осуществлять на данном земельном участке строительство, что фактически может привести к изменению цели предоставления земельного участка.

В судебном заседании представители сторон настаивали на ранее изложенных позициях.

Представитель государственного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Амурской области» позицию по существу спора не изложил.

Третьи лица муниципальное учреждение «Городское управление капитального строительства», муниципальное предприятие г. Благовещенска «Зеленстрой» в судебное заседание не явились, запрашиваемые судом документы не представили. О времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ.

В соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей МУ «Городское управление капитального строительства», МП г. Благовещенска «Зеленстрой».

Подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в отзывах и письменных пояснениях по существу спора.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

31.03.2011 ООО «АФК» направило в администрацию г.Благовещенска заявления вх. № 3412з от 31.03.2011 о предоставлении земельного участка, используемого для сквера, предполагаемым размером 5000 кв.м., находящегося в квартале 265, в собственность за плату; вх. № 3412з от 31.03.2011 о предоставлении земельного участка, используемого для сквера, предполагаемым размером 14000 кв.м., находящегося в квартале 265, в собственность за плату.

07.04.2011 общество направило в Администрацию заявление вх. № 3602з от 07.04.2011 о предоставлении земельного участка, исп Ф.И.О. торговли, предполагаемым размером 2400 кв.м., находящегося в квартале 73, в собственность за плату.

ООО «АФК» просило в случае выявления причин (права, не зарегистрированные надлежащим образом, красные линии, установленные в соответствии с законодательством РФ и т.д.) препятствующих предоставлению земельного участка в обозначенных предполагаемых размерах, произвести их корректировку (увеличение, уменьшение, изменение конфигурации и т.д.) по согласованию с заявителем.

Земельные участки запрашивались для целей не связанных со строительством, для ведения предпринимательской и иной экономической деятельности с целью получения дохода от использования земельных участков.

Одновременно с заявлением в Администрацию были направлены кадастровые карты земельных участков, свидетельство о регистрации.



Письмом от 05.04.2011 № 1481/16 (ответ на заявление вх. № 3413з от 31.03.2011) Администрация отказала в предоставлении запрашиваемого земельного участка для сквера в собственность, обосновав отказ следующим: «В границы запрашиваемого Вами земельного участка для сквера входят: земельный участок площадью 4797 кв.м. с кадастровым номером 28:01:000000:384, находящийся в квартале 265, который является муниципальной собственностью. Данный земельный участок предоставлен юридическому лицу в аренду Постановлением администрации города Благовещенска от 15.07.2010 № 3009 для размещения парка; земельный участок, находящийся в квартале 265, который приказом Ми­нистерства имущественных отношений по Амурской области от 04.02.2010 № 59-од был предварительно согласован юридическому лицу для размещения пожарной части».

Письмом от 05.04.2011 № 1482/16 (ответ на заявление вх. № 3412з от 31.03.2011) Администрация отказала в предоставлении запрашиваемого земельного участка для сквера в собственность, обосновав отказ следующим: «запрашиваемый для сквера земельный участок является частью зе­мельного участка площадью 3456 кв.м. с кадастровым номером 28:01:000000:404, находящегося в кварталах 265, 266, который является муниципальной собственностью. Данный земельный участок предоставлен юридическому лицу в аренду Постановлением администрации города Благовещенска от 28.07.2010 № 4277 для размещения сквера».

Отказ в предоставлении запрашиваемого земельного участка в собственность, изложенный в письме от 11.05.2011 № 2228/16 (ответ на заявление вх. № 3702з от 07.04.2011), обоснован следующим: «По запрашиваемому земельному участку, находящемуся в кв Ф.И.О. торговли, проходит «красная линия» - линия, обозначаю­щая существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (пункт 1.1 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).

Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (пункт 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса Рос­сийской Федерации).

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Федерального Закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», земли общего пользования отчуждению не подлежат».

Заявлением от 23.05.2011 №130 общество запросило у Администрации копии постановлений от 28.07.2010 №4277, от 15.07.2010 №3009 на которые Администрация ссылалась в письмах от 05.04.2011 №1481/16, №1482/16. Однако на дату принятия арбитражным судом заявления (15.06.2011) копии запрашиваемых постановлений обществу не были представлены.

Посчитав бездействие администрации г. Благовещенска, выраженное в неутверждении и невыдаче ООО «АФК» в месячный срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории по заявлениям от 31.03.2011 исх. № 46 (вх. № 3412з), от 31.03.2011 исх. № 47 (вх. № 3413з), от 07.04.2011 исх. № 62 (вх. № 3602з) и в непредставлении копий постановлений администрации г. Благовещенска от 28.07.2010 № 4277, от 15.07.2010 № 3009 незаконным, ООО «АФК» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Оценив изложенные обстоятельства, суд счел, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.

В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 данной статьи).

Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с названной нормой права утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости, с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разРешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для соответствующих целей.

Судом установлено, что 31.03.2011, 07.04.2011 общество обратилось в Администрацию с заявлениями о предоставлении в собственность за плату трех земельных участков для целей, не связанных со строительством: с целью использования для сквера (предполагаемыми размерами 5000 кв.м., находящегося в квартале 265; 14000 кв.м., находящегося в квартале 265); с це Ф.И.О. торговли (предполагаемым размером 2400 кв.м., находящегося в квартале 73).

То, что схема расположения земельного участка подлежит оформлению органом местного самоуправления, прямо предусмотрено пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ. Следовательно, орган местного самоуправления обязан был в месячный срок со дня поступления указанных заявлений утвердить и выдать заявителю схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

Таким образом, указанная норма не предоставляет органам государственной власти субъекта Российской Федерации право отменять предусмотренный пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ порядок оформления схемы земельного участка.

В нарушение приведенных норм ЗК РФ, орган местного самоуправления не предпринял действий направленных на утверждение и выдачу заявителю схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующих территорий в месячный срок со дня поступления заявлений.

Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

Указанные выше бездействия Администрации нарушают право и законные интересы Общества, так как создают препятствия к оформлению права на земельные участки, необходимые для ведения им предпринимательской деятельности.

Довод ответчика, изложенный в письме от 11.05.2011 № 2228/16 о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков в связи с принадлежностью к территориям общего пользования судом отклонен в связи со следующим.

В определении Верховного Суда РФ от 27.10.2009 № 11-В09-19 указано, что норма пункта 12 статьи 85 ЗК РФ не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.

Таким образом, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчик не представил доказательств наличия красных линий в квартале 73 г. Благовещенска, установленных в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, а также не представил доказательства наличия на испрашиваемых Обществом земельных участках объектов общего пользования.

В нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчик не представил доказательств того, что запрашиваемые земельные участки, будут использоваться для строительства.

Судом отклонен довод ответчика о невозможности предоставления земельных участков в связи с вхождением в их границы земельных участков предоставленных в пользование другим юридическим лицам - МУ «ГУКС», МП г. Благовещенска «Зеленстрой», ГУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Амурской области» (письма от 05.04.2011 №1481/16, №1482/16). Данное обстоятельство не может являться безусловным основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Согласно части 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте), обязан откорректировать площадь земельного участка по сравнению с площадью, заявленной ориентировочно.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая вышеизложенное, суд удовлетворяет требования заявителя и признает бездействие Администрации, выраженное в неутверждении и невыдаче ООО «АФК» в месячный срок, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующих территорий по заявлениям от 31.03.2011 исх. № 46 (вх. № 3412з), от 31.03.2011 исх. № 47 (вх. № 3413з), от 07.04.2011 исх. № 62 (вх. № 3602з) незаконным.

Заявителем в требовании о признании незаконным бездействия Администрации было дополнительно указано на непредставление копий постановлений администрации г. Благовещенска от 28.07.2010 № 4277, от 15.07.2010 № 3009 по заявлению ООО «АФК» от 23.05.2011 исх. № 130 (вх. №2719).

Указанное требование об оспаривании бездействия по непредставлению постановлений не взаимосвязано с требованием о признании незаконным бездействия Администрации, выраженного в неутверждении и невыдаче обществу схем расположения земельных участков. Кроме того, заявитель не обосновал каким образом непредставление Администрацией постановлений от 28.07.2010 № 4277, от 15.07.2010 № 3009 нарушает права ООО «АФК».

В связи с чем, в удовлетворении указанной части требования следует отказать.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Следовательно, закон возложил на суды обязанность указать в судебном акте способ восстановления нарушенных прав и законных интересов лица, чье требование удовлетворено судом.

В связи с признанием оспариваемых бездействий незаконными суд указывает на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, путем обязания администрации г. Благовещенска повторно рассмотреть заявления ООО «АФК» от 31.03.2011 исх. № 46 (вх. № 3412з), от 31.03.2011 исх. № 47 (вх. № 3413з), от 07.04.2011 № 62 (вх. № 3602з) с учетом предписаний ст. 34 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконным, юридическим лицом государственная пошлина оплачивается в размере 2 000 рублей за каждое самостоятельно заявленное требование.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

Определением от 15.06.2011 ООО «АФК» предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины на срок 6 месяцев.

С учетом положений статьи 333.37 Налогового кодекса РФ государственная пошлина взысканию с администрации г.Благовещенска не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, ст. 180, ст. 201 АПК РФ, суд Решил заявление удовлетворить.

Признать незаконным, не соответствующим Земельному кодексу РФ, бездействие администрации г. Благовещенска, выраженное в неутверждении и невыдаче ООО «АФК» в месячный срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории по заявлениям от 31.03.2011 исх. № 46 (вх. № 3412з), от 31.03.2011 исх. № 47 (вх. № 3413з), от 07.04.2011 исх. № 62 (вх. № 3602з).

Обязать администрацию города Благовещенска повторно рассмотреть заявления ООО «АФК» от 31.03.2011 исх. № 46 (вх. № 3412з), от 31.03.2011 исх. № 47 (вх. № 3413з), от 07.04.2011 исх. № 62 (вх. № 3602з) с учетом предписаний ст. 34 Земельного кодекса РФ.

В удовлетворении остальной части требования отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск).

Судья П.А. Чумаков