Судебная власть

Решение от 19.06.2009 №А32-10665/2009. По делу А32-10665/2009. Краснодарский край.

Решение г. Краснодар

19 июня 2009 г. Дело № А-32-10665/2009-45/97-11АЖ

Арбитражный суд Краснодарского края в составе: судьи Федькина Л.О.

при ведении протокола судебного заседания судьей Федькиным Л.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Васюринский мясоперерабатывающий комбинат», п. Дорожный, г. Краснодар

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю, в лице территориального отдела по Гулькевичскому и Новокубанскому району, г. Гулькевичи

об оспаривании постановления № 25-09 от 10.04.2009 о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя: не явился, извещен

от ответчика: Карамов Г.Р. – доверенность от 24.10.2008

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Васюринский мясоперерабатывающий комбинат» (далее – общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю в лице территориального отдела по Гулькевичскому и Новокубанскому району (далее – управление, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 10.04.2009 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа 10 000 рублей.

Заявитель в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени проведения судебного заседания. Свои доводы изложил в заявлении, обосновывая их приложенными к заявлению документальными доказательствами. В заявлении ссылается на отсутствие вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ. Указывает на то, что указанное Постановление вынесено незаконно, без достаточных оснований, подлежит отмене и нарушает права общества. Как считает заявитель, он предпринял все зависящие от него меры, для того, чтобы занимать земельный участок на законных основаниях, а именно: обратился в администрацию муниципального образования Гулькевичский район, заключил краткосрочный договор аренды земельного участка, который не требует государственной регистрации, использовал предоставленный участок по назначению. При указанных обстоятельствах вывод административного органа об использовании обществом участка без оформленных в установленном порядке документов не основан на законе.

В ходе заседания представитель заявителя пояснил, что наличие на земельном участке, расположенном по адресу: г. Гулькевичи, ул. Красная, 1-Б, торгового павильона, принадлежащего заявителю, не оспаривает; в обоснование заявленных требований указывает на наличие договора аренды земельного участка от 23.03.2009 и отсутствие вины общества; иных доводов в обоснование заявленных требований не имеется.

Названные пояснения заявителя зафиксированы протоколом судебного заседания от 04.06.2009.

Представитель ответчика против удовлетворения заявленных требований возражает, считая оспариваемое Постановление законным и обоснованным. Указывает на наличие в деяниях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ. Ссылается на то, что в качестве правоустанавливающего документа на занимаемый земельный участок обществом представлен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 23.03.2009. Земельный участок, указанный в договоре, не сформирован и не представлен в установленном законом порядке Решением исполнительного органа государственной власти или органом местного самоуправления, в договоре отсутствует объект аренды как земельный участок. Таким образом, заявителем не представлены документы, которые устанавливают и подтверждают возникшее в установленном порядке право юридического лица на использование земельного участка под размещение торгового павильона.



При таких обстоятельствах дело рассматривается по правилам ст. 156 АПК РФ.

Суд, выслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, изучив все представленные документальные доказательства и оценив их в совокупности, пришел к следующему выводу.

Как явствует из материалов дела, заявитель является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 23 № 006796242, серии 23 № 007226897, свидетельством о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серии 23 № 004941349, свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года серии 50 № 010989495,. Осуществляет деятельность на основании Устава общества.

23.03.2009 заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Гулькевичского района направлено в адрес общества уведомление о проведении проверки соблюдения земельного законодательства, согласно которому, рассмотрев план проверок 2009, управление уведомило общество о необходимости прибытия в управление 08.04.2009 с 09 час. 00 мин. до 10 час. 00 мин. для проведения мероприятий по осуществлению государственного земельного контроля.

Кроме того, управлением в адрес общества также направлено извещение о составлении протокола об административном правонарушении, согласно которому управление сообщило, что при выявлении по результатам проверки состава административного правонарушения предусмотренного особенной частью КоАП РФ, будет возбуждено дело об административном правонарушении; 08.04.2009 с 09 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. по адресу: г. Гулькевичи, ул. Олимпийская, 10 3 этаж каб. № 5 будет составлен протокол об административном правонарушении.

Названное уведомление от 23.03.2009 и извещение от 23.03.2009 направлено обществу почтовым уведомлением и получено обществом 02.04.2009, о чем свидетельствует копия уведомления о вручении, представленная в материалы дела.

07.04.2009 заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Гулькевичскому и Новокубанскому районам вынесено распоряжение о проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства обществом на земельном участке, расположенном по адресу: г. Гулькевичи, ул. Красная, торговый павильон ОАО «Васюринский МПК».

Названное распоряжение получено представителем общества Вакулиным А.П., действующим на основании специальной доверенности от 07.04.2009, что подтверждается росписью данного представителя 08.04.2009.

В ходе проведенной проверки установлено, что обществом на земельном участке, расположенном по адресу: г. Гулькевичи, ул. Красная, 1-Б установлен торговый павильон. Согласно договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения № 0600002622 от 23.03.2009 администрация муниципального образования Гулькевичский район предоставила обществу земельный участок площадью 30 кв.м., расположенный по адресу: г. Гулькевичи, ул. Красная, 1-Б для функционирования магазина сроком до 30 ноября 2009.

В ходе проверки установлено, что земельный участок не сформирован, не прошел государственный кадастровый учет, отсутствует правоустанавливающий документ на занимаемый земельный участок, Постановление органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка; данный земельный участок используется обществом без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Указанный факт зафиксирован Актом проверки соблюдения земельного законодательства от 08.04.2009, составленным в присутствии представителя общества Вакулина А.П., действующего на основании специальной доверенности.

08.04.2009 в присутствии представителя общества Вакулина А.П. составлен протокол об административном правонарушении, которым установлено, что обществом используется земельный участок несельскохозяйственного назначения, площадью 30 кв.м., расположенный по адресу: г. Гулькевичи, ул. Красная, 1-Б без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю; договор аренды земельного участка заключен сроком до 30.11.2009.

Из графы «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» фактически следует: «прошу предоставить время для изучения данных обстоятельств и представления аргументированных объяснений по выявленным административным правонарушениям».

Суд, изучив названный протокол, Установил, что он соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, что, с учетом положений ст. 26.2 КоАП РФ, позволяет использовать его в качестве документального доказательства по делу об административном правонарушении.

Определением от 08.04.2009 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 10.04.2009 на 10 час. 00 мин. Названное определение содержит отметку о его получении 08.04.2009 представителем общества Вакулиным А.П.



По результатам рассмотрения материалов проведенной проверки принято Постановление о назначении административного наказания от 10.04.2009 по делу № 25-09, которым общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.

10.04.2009 вынесено предписание, согласно которому обществу в срок до 10.10.2009 вменялось в обязанность устранить допущенные нарушения земельного законодательства, оформить правоустанавливающие документы на землю.

Заявитель, не согласившись с названным Постановлением от 10.40.2009 по делу № 25-09, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

При рассмотрении заявленных требований суд исходит из следующего.

Согласно п. 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое Решение в полном объеме.

Согласно п. 6 указанной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое Решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Учитывая фактические обстоятельства дела об административном правонарушении, суд, исследовав материалы дела об административном правонарушении № 25-09, приходит к выводу о том, что существенных процессуальных нарушений, являющихся безусловными основаниями для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления, при применении административного взыскания в отношении общества административным органом допущено не было.

Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективная сторона названного правонарушения выражается в самовольном занятии земельного участка либо использовании земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Субъектами названного правонарушения могут юридические лица, самовольно занявшие земельный участок, не имеющие правоустанавливающих документов на земельный участок или совершившие иное нарушение земельного законодательства.

С субъективной стороны указанные деяния характеризуются умышленной виной, т.е. лицо сознавало их противоправность и желало их осуществить.

В силу статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

Согласно ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Кроме того, каждый объект должен быть внесен в государственный кадастр. Только в результате государственного кадастрового учета и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, подтверждается существование такого имущества. Каждый объект недвижимости, который закреплен в государственном кадастре недвижимости имеет свой кадастровый номер. Таким образом, земельный участок может быть предметом соответствующего договора, после проведения его государственного кадастрового учета.

Согласно письму территориального отдела по Гулькевичскому и Новокубанскому районам от 13.05.2009 № 219 сведения государственного кадастра объектов недвижимости не содержат информации о земельном участке площадью 30 кв.м., расположенного по адресу: г. Гулькевичи, ул. Красная, 1-Б, как объекте кадастрового учета. По указанному адресу 02.12.2004 поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 458 кв.м. для строительства, эксплуатации и обслуживания здания кафе и магазина, которому присвоен кадастровый номер 23:06:1902038:13, сведения о правах на землю – отсутствуют. Используемый обществом земельный участок под торговым павильоном не входит в границы данного участка и подлежит формированию из свободных (уличных) земель общего пользования, находящихся в ведении органов местной исполнительной власти.

Учитывая вышеизложенное, договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 23.03.2009 № 060000262 не может выступать в качестве документального доказательства законного использования земельного участка, поскольку на момент подписания предмет договора – земельный участок, фактически не был сформирован в установленном законом порядке.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.

Суд также исходит из того, что приобретение и возникновение прав на земельный участок носит заявительный характер.

Однако, в материалы дела обществом, как фактическим пользователем участка, занимаемого указанным павильоном, не представлено документальных доказательств, подтверждающих обращение общества в установленном законом порядке в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка, принятие мер по его формированию либо иных действий, направленных на оформление в установленном законом порядке прав на названный земельный участок.

Общество не представило документы, свидетельствующие о возникновении права у данного лица на использование земельного участка по ул. Красная, 1-Б, г. Гулькевичи, правоустанавливающие документы у общества на названный земельный участок отсутствуют.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Административным органом доказаны суду законность и обоснованность оспариваемого заявителем решения о привлечении общества к административной ответственности.

При таких обстоятельствах суд Установил, что оспариваемое заявителем Решение административного органа о привлечении общества к административной ответственности, является законным и обоснованным, поскольку представленные в материалы дела документальные доказательства в своей совокупности подтверждают наличие в деяниях общества состава названного административного правонарушения.

В материалы дела заявителем, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлено документальных доказательств, исключающих наличие в деяниях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, в том числе документальных доказательств, исключающих вину общества.

Довод заявителя об отсутствии вины общества в использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю не основан на законе, поскольку из содержания статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при отсутствии оформленных в установленном порядке документов лицо не вправе использовать земельный участок; использование названного земельного участка на основе указанного договора аренды в отсутствие земельного участка, как объекта гражданских прав, не может исключать вины общества.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 11.03.2008 № Ф08-955/2008-347А по делу № А32-18310/2007-46/327-86аж.

Документальных доказательств, подтверждающих наличие у общества оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок, в материалах дела не имеется, и заявителем суду представлено не было.

Учитывая изложенное, судом не могут быть приняты доводы заявителя, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, так и не основанные на верном толковании норм законодательства.

В соответствии с п. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. 120 Конституции РФ, ст. ст. 167, 176, 210, 211 АПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявленных требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные АПК РФ.

Судья Федькин Л.О.