Судебная власть

Решение от 2009-06-09 №А42-2909/2009. По делу А42-2909/2009. Мурманская область.

Решение

город Мурманск Дело № А42-2909/2009

«09» июня 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 09 июня 2009 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской облас Ф.И.О.

при ведении протокола судебного заседания судьей Дмитриевской Л.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

исполняющего обязанности прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска

к обществу с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ № 8»

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – помощника прокурора Голубевой А. А. по служебному удостоверению ТО № 063593,

от лица, привлекаемого к административной ответственности, - Куликовой О.В. по доверенности № 47 от 20.01.2009,

Установил:

исполняющий обязанности прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ № 8» (далее – Общество, ООО «Октябрьское ЖЭУ № 8») к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).



В обоснование заявленного требования прокурор указал, что Общество осуществляет сбор и перемещение коммунальных отходов, отнесенных к 4 и 5 классу опасности, из мусорокамер жилых домов в контейнеры, предназначенные для временного хранения отходов и последующей их транспортировки, не имея лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, в связи с чем в отношении Общества вынесено Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

ООО «Октябрьское ЖЭУ № 8» в отзывах с требованием не согласилось, считая, что Прокуратурой Октябрьского административного округа города Мурманска (далее – Прокуратура) не установлена объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

По мнению Общества, в материалах дела отсутствуют документально подтвержденные сведения о том, какой мусор удаляется силами Общества из зданий, относится ли он к опасным отходам, в том числе к отходам 4 и 5 классов опасности; Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и иные материалы дела не содержат сведений о том, в какие конкретные дни Обществом осуществлялись работы по удалению мусора из мусороприемных камер, какие это мусороприемные камеры, место их расположения, осуществляется ли в данные мусороприемные камеры прием мусора из мусоропроводов жилых домов, относится ли данный мусор к отходам 4 и 5 классов опасности, какой организацией установлены мусорокамеры и принадлежат.

Общество также полагает, что срок давности привлечения к ответственности истек, поскольку Прокуратурой установлен факт осуществления ООО «Октябрьское ЖЭУ № 8» деятельности по сбору твердых бытовых отходов без соответствующей лицензии в период с 01.12.2006 по 21.04.2008, определив тем самым дату окончания выявленного длящегося нарушения 21.04.2008.

В судебном заседании помощник прокурора на удовлетворении заявленного требования настаивал по основаниям, изложенным в заявлении; представитель Общества поддержал возражения и доводы, приведенные в отзывах.

По материалам дела установлено, что ООО «Октябрьское ЖЭУ № 8» в установленном порядке в качестве юридического лица зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Мурманску, о чем 07.02.2006 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц одним из видов экономической деятельности, осуществляемой Обществом, является удаление и обработка твердых отходов.

На основании договора, заключенного 01 декабря 2006 года с открытым акционерным обществом «Управляющая компания «Жилцентр», ООО «Октябрьское ЖЭУ № 8», выполняет работы по содержанию жилищного фонда в Октябрьском административном округе г. Мурманска.

В соответствии с заданием прокуратуры Мурманской области помощником прокурора Голубевой А. А. проведена проверка исполнения Обществом, как лицом, осуществляющим работы по содержанию жилищного фонда, законодательства о лицензировании.

Проверкой установлено, что в силу договора от 01.12.2006 ООО «Октябрьское ЖЭУ № 8» приняло на себя обязательство по содержанию жилищного фона, включающего 52 многоквартирных дома, перечень которых указан в сведениях по уборочным площадям ООО «Октябрьское ЖЭУ № 8» на 2008 год.

При выполнении работ по содержанию жилищного фонда по договору от 01.12.2006, ежедневно, с момента заключения названного договора и по настоящее время, уборщиками мусоропроводов ООО «Октябрьское ЖЭУ № 8» осуществляется сбор и перемещение коммунальных отходов, отнесенных к 4 и 5 классу опасности из мусорокамер указанных жилых домов в контейнеры для временного хранения отходов для последующих работ по транспортировке отходов ООО «ОРКО-инвест». При этом лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов у Общества отсутствует.

В ходе проверки получены объяснения директора ООО «Октябрьское ЖЭУ № 8» Ялымова И.А., который подтвердил факт выполнения работ по ежедневному удалению мусора из зданий мусоросборщиками и отсутствие соответствующей лицензии.

21 апреля 2009 года по результатам проверки исполняющим обязанности заместителя прокурора в отношении Общества вынесено Постановление о возбуждении на основании части 2 статьи 14.1 КоАП РФ производства об административном правонарушении. Законному представителю Общества при вынесении постановления разъяснены права, предусмотренные статьями 25.1, 29.5 КоАП РФ.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Заслушав пояснения помощника прокурора, представителя Общества, исследовав материалы дела, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению.



Согласно статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 № 524 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Под опасными отходами, согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребления), признаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, к 4 и 5 классам опасности отнесены твердые коммунальные отходы (отходы из жилищ несортированные; отходы из жилищ крупногабаритные).

Таким образом, осуществление деятельности по сбору твердых коммунальных отходов подлежит лицензированию.

Согласно ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» под сбором отходов понимается деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами (пункт 5.26).

Из материалов дела следует, что ООО «Октябрьское ЖЭУ № 8» на основании договора, заключенного 01.12.2006 с открытым акционерным обществом «Управляющая компания «Жилцентр», выполняет комплекс работ по содержанию жилищного фонда, указанного в приложении к договору.

Согласно представленному в ходе проверки генеральным директором Общества Ялымовым И. А. списку домов, оборудованных мусоропроводами, обслуживаемых ООО «Октябрьское ЖЭУ № 8», на обслуживании находится 7 многоквартирных домов, оборудованных мусоропроводами (дома №№ 18, 19, 20, 21 по ул.Воровского, дома №№ 19-а, № 39 по ул.Буркова, дом № 23/51 по ул.К.Маркса в г.Мурманске).

Расчеты за выполненные по договору работы осуществляются между сторонами договора путем составления актов выполненных работ, выставления счетов и их оплаты. Факт выполнения предусмотренных договором от 01.12.2006 работ и получения за них оплаты в январе – апреле 2009 года подтверждается имеющимися в материалах дела копиями счетов и платежных поручений.

В состав выполняемых работ, согласно пункту 12 раздела Д приложения № 2 к договору от 01.12.2006, входят, в том числе, работы по удалению мусора из здания и его вывоз.

Штатным расписанием Общества на 2009 год предусмотрено 2 единицы уборщиков мусоропроводов.

Согласно рабочей инструкции уборщика мусоропроводов, утвержденной генеральным директором Общества 11.01.2009, он выполняет уборку, очистку и промывку от грязи и мусора загрузочных клапанов, помещений мусоросборочных и мусороприемных камер, мусоросборников; вынос из камер переносных мусоросборников с мусором.

В судебном заседании представителем ООО «Октябрьское ЖЭУ № 8» представлено вступившее в силу с момента его подписания дополнительное соглашение от 13.04.2009 к договору от 01.12.2006, согласно которому из раздела Д приложения № 2 к данному договору из состава работ, выполняемых Обществом в обслуживаемом им жилом фонде, исключены работы по удалению мусора из здания и его вывоз.

Согласно договору на сбор твердых бытовых отходов, заключенному 13.04.2009 между обществом с ограниченной ответственностью «Служба Транспорта» и открытым акционерным обществом «Управляющая компания «Жилцентр», обязанности по сбору твердых бытовых отходов из мест их образования (мусоросборников) жилых домов, в том числе и 7 жилых домов, обслуживаемых Обществом и оборудованных мусоропроводами, переданы обществу с ограниченной ответственностью «Служба транспорта», получившему 13.04.2009 лицензию на осуществление указанного вида работ.

Из изложенного следует, что образуемые в мусороприемных камерах отходы до 13 апреля 2009 года, даты подписания сторонами дополнительного соглашения к договору от 01.12.2006, ежедневно изымались работниками Общества (уборщиком мусоропроводов) по мере их накопления и перемещались в контейнеры для последующего их вывоза силами ООО «ОРКО-инвест».

Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании и представителем Общества.

В силу части 3 статьи 4 Закона об отходах производства и потребления собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

При заключении договора от 01.12.2006 между ООО «Октябрьское ЖЭУ № 8» и управляющей организацией (от лица собственников отходов – населения), сторонами в пункте 3.2.2 договора предусмотрено, что исполнитель (Общество) должен иметь надлежащим образом оформленные лицензии на право осуществления деятельности в рамках договора.

Вывоз мусора от жилых домов осуществляется ООО «ОРКО-инвест», которому принадлежат контейнеры и с которым открытое акционерное общество «Управляющая Компания «Жилцентр» заключило договор № 70 от 02.07.2007 на вывоз, утилизацию и обезвреживание твердых бытовых отходов.

Как следует из содержания договора № 70 от 02.07.2007, сбором отходов потребления, в том числе из мусорокамер домов, оборудованных мусоропроводом, ООО «ОРКО - инвест» не занимается.

Таким образом, судом установлено, что ООО «Октябрьское ЖЭУ № 8» с момента заключения договора от 01.12.2006 и до 13.04.2009 осуществляло изъятие твердых бытовых (коммунальных) опасных отходов из мест их образования - мусороприемных камер 7 жилых домов, расположенных в Октябрьском административном округе города Мурманска, и перемещение их в контейнеры ООО «ОРКО-инвест», с целью обеспечения последующих работ по размещению, использованию и обезвреживанию опасных отходов.

Указанная деятельность соответствует понятию «сбора отходов», содержащемуся в пункте 5.26 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» - деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.

Порядок обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Мурманск определен Положением, утвержденным Решением Совета депутатов города Мурманска от 03.10.2007 № 40-488 (далее – Положение).

Согласно пункту 5. Ф.И.О. системой сбора и вывоза твердых бытовых отходов (ТБО) является система опорожняемых домовых сборников мусоропроводов и уличных сборников отходов (контейнеров), а также площадок для крупногабаритных отходов и урн для мусора.

Таким образом, опорожняемые домовые сборники входят в систему сбора и вывоза ТБО.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения природопользователи (за исключением физических лиц), осуществляющие любые виды деятельности, в результате которой образуются, собираются, транспортируются, используются, обезвреживаются, хранятся и захороняются отходы, при осуществлении деятельности по обращению с опасными отходами обязаны иметь соответствующую лицензию.

В силу части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разРешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии выражается в длительном непрекращающемся невыполнении обязанности, возложенной на нарушителя законом, то есть является длящимся. В силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ сроки, установленные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружении административного правонарушения, то есть со дня выявления факта его совершения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.

Как следует из пояснений представителя Общества и подтверждается дополнительным соглашением от 13.04.2009 к договору от 01.12.2006, договором на сбор твердых бытовых отходов, заключенным 13.04.2009 между обществом с ограниченной ответственностью «Служба транспорта» и открытым акционерным обществом «Управляющая Компания «Жилцентр», деятельность по сбору твердых бытовых отходов из мусороприемных камер обслуживаемых жилых домов Обществом фактически прекращена 13.04.2009.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае следует исчислять с 13.04.2009. Этот срок на момент рассмотрения дела в суде не истек.

В судебном заседании помощник прокурора пояснил, что в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении от 21.04.2009 и в справке о результатах проверки от 21.04.2009 при указании периода осуществления предпринимательской деятельности по сбору от населения твердых бытовых отходов допущена опечатка: вместо 21.04.2008 следовало указать 21.04.2009 – дату окончания проверки.

Суд принимает данный довод, поскольку в названных документах имеется указание на то, что событие правонарушения имело место с момента заключения договора по настоящее время, то есть до даты оформления результатов проверки. Кроме того, в постановлении и в справке имеются ссылки на доказательства, датированные 2009 годом и добытые при проведении проверки в апреле 2009 года.

Отсутствие в постановлении прокурора сведений о том, в какие конкретные дни Обществом осуществлялись работы по удалению мусора из мусороприемных камер; какие это мусороприемные камеры; место их расположения; осуществляется ли в данные мусороприемные камеры прием мусора из мусоропроводов жилых домов; какой организацией установлены мусорокамеры и кому принадлежат, восполняется иными имеющимися в деле доказательствами и пояснениями, данными представителями сторон в судебном заседании.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

Постановление содержит описание вменяемого Обществу события административного правонарушения, а именно, в постановлении указано, что Общество ежедневно с момента заключения договора от 01.12.2006 и по настоящее время (т.е. 21.04.2009) осуществляет сбор и перемещение коммунальных отходов, отнесенных к 4 и 5 классу опасности из мусорокамер жилых домов в контейнеры для временного хранения отходов для обеспечения последующих работ по транспортировке отходов владельцами контейнеров – ООО «ОРКО-инвест». В постановлении указано, что в нарушение требований статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Общество осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами без соответствующей лицензии. Постановление содержит квалификацию данного правонарушения по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ, в постановлении имеются ссылки на добытые в ходе проверки доказательства, которые подтверждают факт осуществления Обществом деятельности, подлежащей лицензированию.

Представленные Обществом письма открытого акционерного общества «Управляющая компания «Жилцентр» от 24.07.2008 № 1185, от 15.01.2009 № 38, от 13.08.2008 № 1249/26-02-21 об исключении из адресных программ перечня домов (в том числе обслуживаемых Обществом), выбравших способ управления, факт допущенного нарушения не опровергают.

Изменения в договор от 01.12.2006 в связи с этим обстоятельством не вносились, новые договоры на обслуживание указанных домов управляющей организацией не заключались, работы, предусмотренные договором от 01.12.2006, .в том числе связанные с обращением с опасными отходами, фактически осуществлялись Обществом.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие о том, что у Общества отсутствовала реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность, в материалах дела отсутствуют и Обществом не представлены. Такие обстоятельства не установлены и судом.

Таким образом, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

Факт прекращения Обществом с 13.04.2009 деятельности по изъятию твердых бытовых (коммунальных) опасных отходов из мест их образования - мусороприемных камер 7 жилых домов - и перемещению их в контейнеры ООО «ОРКО-инвест» в данном случае не может служить основанием для освобождения Общества от административной ответственности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием только при малозначительности совершенного правонарушения.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. При отсутствии таких угроз суд или административный орган может освободить лицо от административной ответственности.

В данном случае Общество, не имея лицензии, длительное время (с 01.12.2006 до 13.04.2009) осуществляло деятельность по обращению с отходами 4 и 5 классов опасности непосредственно в жилом фонде, включающем 7 многоквартирных жилых домов.

С учетом понятия опасных отходов, приведенного в статье 1 Закона об отходах производства и потребления, данная деятельность характеризуется значительной степенью общественной опасности, которая выражается в угрозе причинения значительного ущерба жизни и здоровью людей, а также существенного вреда окружающей среде. Поэтому ведение Обществом такой деятельности длительное время при отсутствии специального разрешения (лицензии), и прекращение ее только в ходе прокурорской проверки, не позволяет сделать вывод о малозначительности совершенного правонарушения.

Оценивая в совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, а также принимая во внимание, что деятельность, связанная с обращением с опасными отходами, с 13.04.2009 Обществом прекращена, нарушение не носило умышленного характера (Общество полагало, что выполняемые им работы не подлежат лицензированию), суд считает возможным назначить ООО «Октябрьское ЖЭУ № 10») минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, который составит 40 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖЭУ № 8», расположенное в г.Мурманске, ул.Тарана, дом 9, зарегистрированное Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Мурманску в Едином государственном реестре юридических лиц 07.02.2006 за основным государственным регистрационным номером 1065190010082, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в сумме 40 000 (сорока тысяч) рублей, подлежащего уплате по следующим реквизитам:

получатель: УФК по Мурманской области (Прокуратура Мурманской области);

ИНН получателя: 5191120087;

КПП получателя: 519001001;

расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России Мурманской области города Мурманска;

БИК 044705001;

КБК: 415 116 900 100 10000 140.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в 10-дневный срок со дня принятия.

Судья Л.Е. Дмитриевская