Судебная власть

Решение от 09.06.2009 №А29-3681/2009. По делу А29-3681/2009. Республика Коми.

Решение

г. Сыктывкар

«09» июня 2009 года Дело № А29-3681/2009

«08» июня 2009 года (дата оглашения резолютивной части решения

«09» июня 2009 года (дата изготовления решения в полном объеме)

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Шипиловой Э.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яцкив Т.Л.,

рассмотрев в судебном заседании заявление

Открытого акционерного общества Лесопромышленная компания «Сыктывкарский ЛДК»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми

об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 471 от 24.04.2009 года.

при участии в заседании:

от заявителя: Матушкин И.О.

от административного органа: Кузьмин Е.В..

Установил:

Открытое акционерное общество «Лесопромышленная компания «Сыктывкарский ЛДК» (Далее - Общество) обратилось с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (Далее - Управление, административный орган) от 24 апреля 2009 года № 471 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административный орган с требованиями не согласился, доводы изложены в отзыве на заявление.



Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, судом установлено.

На основании распоряжения № 334 от 02.03.2009 года заместителя руководителя Управления административным органом проведена плановая проверка соблюдения Обществом санитарного законодательства и законодательства сфере защиты прав потребителей, оформленная актом № 282 от 01.04.2009 года.

В ходе проверки установлено, что Обществом в нарушение ст. 11, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 ФЗ от 30.03.1999 года, санитарных правил п.п.2.1-2.11, раздела 6 СП 2.1.7.1386-03 «Определение класса опасности токсичных отходов производства и потребления», утвержденных главным государственным санитарным врачом 16.06.03 № 3144, класс опасности отходов производства не определен и не утвержден по степени их токсичности и вредного воздействия на среду обитания и здоровье человека в соответствии с порядком, установленным санитарным законодательством.

14 апреля 2009 года должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол № 458 об административном правонарушении, по факту совершения административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с указанием допущенных нарушений санитарного законодательства.

Протокол составлен в отсутствии законного представителя Общества.

Постановлением по делу об административном правонарушении № 471 от 24 апреля 2009 года Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и на него наложено взыскание виде штрафа в сумме 100 000 руб.

С указанным Постановлением Общество не согласилось и обжаловало его в судебном порядке.

Административный орган с заявлением не согласен и просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 “Об отходах производства и потребления“ обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;

Как следует из постановления административного органа, общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 8.2 КоАП РФ за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в том, что обществом не определен и не утвержден класс опасности по степени токсичности и вредного воздействия на среду обитания и здоровье человека, что является нарушением пунктов 2.1-2.11 СП 2.1.7.1386-03 “Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления“,а именно: 2.1. Отходы по степени воздействия на человека и окружающую среду распределяются на четыре класса опасности:

1 класс - чрезвычайно опасные,

2 класс - высоко опасные,



3 класс - умеренно опасные,

4 класс - мало опасные.

Определение класса опасности отхода осуществляется в соответствии с названными правилами, аккредитованными для данного вида работ организациями.

Специалисты, осуществляющие определение класса опасности отходов, должны пройти обучение в специализированном центре (ГУ НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н. Сысина РАМН или другие аккредитованные гигиенические институты и центры Госсанэпиднадзора) и получить свидетельство (сертификат) установленного образца на право проведения работ по определению класса опасности отходов в соответствии с настоящими правилами.

Класс опасности отхода может быть определен расчетным или (и) экспериментальным методом.

Состав отхода определяется производителем (собственником) отхода самостоятельно или с привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций. Относительное содержание каждого компонента в общей массе отхода Ci (в %) должно представлять собой верхнюю границу содержания данного компонента в общей массе отхода, т.е. соответствовать термину “не более“. Сумма величин Ci для всех компонентов, из которых состоит отход, должна быть близка к 100%, но не менее 95%. Ответственным за достоверность сведений о составе отхода является его производитель (собственник).

Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались. При складировании отходов на полигонах (накопителях) предприятия отбор проб для определения класса опасности производится один раз в 3 года при условии неизменности технологического процесса и используемого сырья. При переходе на иные сырьевые ресурсы или при изменении технологии образующиеся отходы в обязательном порядке подвергаются определению класса опасности.

Установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статья 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Обществом факт нарушения санитарного законодательства не оспаривается и подтвержден материалами дела.

В своих доводах Общество указало на нарушение порядка привлечения заявителя к административной ответственности, поскольку законный представитель Общества - генеральный директор не извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.

В соответствии с п. 2,3,4,5,6 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Из содержания данной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело.

Между тем соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях достигается не только в случае присутствия законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, но и при его отсутствии при условии его извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Таким образом, цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление о времени и месте его составления. Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы. В случае извещения протокол может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствует о нарушении предоставленных ему гарантий защиты.

Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Протокол об административном правонарушении от 14 апреля 2009 года названным положениям соответствует: законный представитель общества извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Пунктом 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ разъяснено, что при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.

Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).

Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).

Доводы Общества о том, что законный представитель Общества не извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении судом не принимаются, поскольку извещение от 01.04.2009 года № 2722/01-05 о явке 14.04.2009 года законного представителя для составления протокола об административном правонарушении направлено по месту регистрации юридического лица и получено работником Общества 09.04.2009 года.

Административному органу вернулось уведомление о вручении Заявителю заказного письма.

О дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении Заявитель извещен, что подтверждается отметкой о получении протокола об административном правонарушении № 458 от 14.04.2009 года (вход. 462 от 15.04.2009 года), в котором указано время и место рассмотрения дела об административном правонарушении.

На основании изложенного суд пришел к выводу о соблюдении порядка привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170,211 Арбитражного процессуального кодекса,

Решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-тидневный срок со дня принятия (изготовления) в апелляционном порядке.

Судья Арбитражного суда

Республики Коми Э. В. Шипилова