Судебная власть

Решение от 10.06.2009 №А62-637/2009. По делу А62-637/2009. Смоленская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Решение

г. Смоленск Дело № А62-637/2009

10 июня 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 июня 2009 года

Полный текст решения изготовлен 10 июня 2009 года

Судья Арбитражного суда Смоленской области Алмаев Р.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Алмаевым Р.Н.,

рассмотрев в судебном заседании

дело по заявлению

индивидуального предпринимателя Романенкова А.В. к Совету депутатов Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области; Сафоновскому районному Совету депутатов Смоленской области

третье лицо: Администрация муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области

о признании недействительным решения Совета депутатов Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области от 15.08.2008 года № 26/4, и решения Сафоновского районного Совета депутатов от 15.08.2008 года №49/6,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Романенков А.Ф. – представитель (доверенность от 17.11.2008, паспорт),

от ответчиков: Федькина Н.В. – представитель (доверенность от 23.03.2009, удостоверение),

от третьего лица: Федькина Н.В. – представитель (доверенность от 20.03.2009 № 768, удостоверение),



Установил:

Индивидуальный предприниматель Романенков Александр Вячеславович (далее по тексту – Предприниматель или заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Совета депутатов Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области от 15.08.2008 года № 26/4, и решения Сафоновского районного Совета депутатов от 15.08.2008 года №49/6. До рассмотрения заявленных требований по существу заявитель уточнил свои требования, которые в окончательном виде заключаются в следующем: признать недействительным пункт 2 решения Совета депутатов Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области от 15.08.2008 года № 26/4, и Решение Сафоновского районного Совета депутатов от 15.08.2008 года №49/6.

Судом уточнение требований принято, так как это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Из материалов дела следует что, рассмотрев обращение депутата Доброва П.А. о прекращении договоров аренды земельных участков Сафоновский районный Совет депутатов 15.08.2008 года принял Решение №49/6 в котором согласился с мерами принимаемыми Администрацией муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области по упорядочению размещения торговых ларьков в соответствии с архитектурно-строительными нормами и генеральным планом города.

Также Совет депутатов Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области принял Решение от 15.08.2008 года № 26/4. Согласно пункту 2 указанного решения Совет депутатов Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области посчитал необходимым Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области привести территорию города в соответствие с генеральным планом города, убрать временные сооружения (торговые ларьки).

Заявитель, не согласившись с указанными решениями, обратился в суд с настоящим заявлением указав, что решения изготовлены в один и тот же день, разными органами местного самоуправления, и подписаны одним и тем же должностным лицом, Главой администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области В.Е. Балалаевым, кроме того, указанные решения являются нормативными правовыми актами в связи, с чем подлежали официальному опубликованию.

В судебном заседании представитель Заявителя предъявленные требования (с учетом уточнений) поддержал.

Представители ответчика и третьего лица требования не признали по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Оценив в совокупности по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав мнение представителей лиц участвующих в деле, суд считает, что предъявленные требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо одновременное соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Также в силу прямого указания ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу прямого указания ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).

Довод заявителя, что оспариваемые решения являются нормативными правовыми актами несостоятелен, поскольку согласно разъяснению, изложенному в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.03 N 2 “О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации“ под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Оспариваемые решения не обладают признаками нормативного акта, поскольку, несмотря на то, что подписаны Главой муниципального образования муниципального образования «Сафоновский район» и Главой муниципального образования Сафоновское городское поселение, не устанавливают каких-либо правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, и рассчитаны на однократное применение.



Таким образом, суд пришел к выводу о необходимости рассмотрения заявленного предпринимателем требования по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ по вопросам своего ведения органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают (издают) правовые акты.

Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Регламента Совета депутатов Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области (утвержденного Решением Совета депутатов Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области от 28.02.2006 года № 2/4) совет депутатов Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области является представительным органом местного самоуправления муниципального образования Сафоновское городское поселение Сафоновского района Смоленской области. В силу статьи 7 указанного Регламента Совет депутатов Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к его ведению законодательством Российской Федерации и законодательством Смоленской области, Уставом муниципального образования Сафоновское городское поселение.

Согласно статьи 1 Регламента Сафоновского районного Совета депутатов (утвержденного Решением Сафоновского районного Совета депутатов от 27.04.2005 № 5/3) Сафоновский районный Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления муниципального образования «Сафоновский район». В силу статьи 7 указанного Регламента Сафоновский районный Совет депутатов правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к его ведению законодательством Российской Федерации и законодательством Смоленской области, Уставом муниципального образования «Сафоновский район».

В соответствии со статьей 27 устава муниципального образования Сафоновское городское поселение и статьей 27 устава муниципального образования «Сафоновский район» Глава муниципального образования Сафоновское городское поселение и Глава муниципального образования муниципального образования «Сафоновский район» подписывает и обнародует нормативные акты, принятые Советом депутатов Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области и Сафоновским районным Советом депутатов.

При этом правовые акты - решения, принимаемые Главой муниципального образования муниципального образования «Сафоновский район» и Главой муниципального образования Сафоновское городское поселение, могут иметь как нормативный, так и ненормативный характер.

Под ненормативным актом государственного и иного органа следует понимать властное волеизъявление субъекта, осуществляемое в пределах предоставленных ему полномочий, обращенное к конкретному лицу и направленное на возникновение, изменение или прекращение его прав и обязанностей.

Следовательно, ненормативным актом (Решением), законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права и законные интересы указанных в нем лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Ненормативный акт государственного органа, органа местного самоуправления - изданный в установленном законом порядке документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий персонифицированные права и обязанности определенного в акте субъекта административных правоотношений. Таким образом, ненормативный акт должен носить распорядительно-властный характер.

Основанием для обращения в Арбитражный суд является предполагаемое заявителем несоответствие оспариваемого акта закону, а также нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, либо создание препятствий в ее осуществлении.

Ненормативный акт должен устанавливать, изменять или отменять права и обязанности конкретных лиц.

В рассматриваемом случае Решение Сафоновского районного Совета депутатов от 15.08.2008 года №49/6 содержит лишь сведения о согласии с мерами, которые принимает Администрация Муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области по упорядочению размещения торговых ларьков в соответствии с архитектурно-строительными нормами и генеральным планом города. А согласно пункту 2 решения Совета депутатов Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области от 15.08.2008 года № 26/4 Совет депутатов Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области высказал свое мнение о необходимости Администрации Муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области привести территорию города в соответствие с генеральным планом города, убрать временные сооружения (торговые ларьки).

Оспариваемые решения содержат выводы и мнение Совета депутатов Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области и, Сафоновского районного Совета депутатов, но не содержат каких-либо обязательных распоряжений и предписаний и не носят распорядительно-властный характер по отношению к заявителю, следовательно, не могут нарушать его права и обязанности.

Доказательств обратного суду не представлено.

Кроме того, оспариваемые решения Совета депутатов Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области и, Сафоновского районного Совета депутатов не является Решением о прекращения договора аренды, а носит рекомендательный характер.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 04.12.2003 N 418-О, анализируя содержание статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года, относящей к подведомственности арбитражных судов разРешение дел о признании ненормативных актов государственных органов недействительными, противоречащими законам и иным нормативным правовым актам и нарушающими права и законные интересы организаций и граждан, Установил, что сама по себе эта статья не может рассматриваться как затрагивающая конституционные права граждан. Данный вывод распространяется на часть 1 статьи 198 и пункт 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года, согласно которым граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.

Учитывая вышеизложенное, обстоятельства суд приходит к выводу о необоснованности предъявленных заявителем требований.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Судья Р.Н. Алмаев