Судебная власть

Решение от 2009-06-09 №А60-13771/2009. По делу А60-13771/2009. Свердловская область.

Решение

г. Екатеринбург

09 июня 2009 года Дело №А60-13771/2009-С 9

Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2009 года

Полный текст решения изготовлен 09 июня 2009 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи С.В. Плюсниной, судей Г.В.Морозовой, Д.В.Ефимова, при ведении протокола судебного заседания судьей Д.В.Ефимовым, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предприним Ф.И.О. br>
к Администрации Городского округа Первоуральск

о признании нормативного правового акта недействующим в части,

от заявителя: Поляков М.Ю., представитель по доверенности б/н от 11.02.2009., Бояринцев С.Ю., представитель по доверенности от 30.12.03

от заинтересованного лица: Сараева Т.А., представитель по доверенности от 09.04.09

Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права (в том числе право на отвод) и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Определением суда от 27 мая 2009 года судебное заседание назначено на 08.06.09

Индивидуальный предприни Ф.И.О. просит признать Постановление Главы городского округа Первоуральск № 2592 от 30.12.2008 «Об утверждении перечня муниципального имущества, используемого в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», недействующим в части включения в указанный перечень нежилых помещений общей площадью 382,9 кв. м., расположенных по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. 3 Интернационала, 2. При этом заявитель ссылается на несоответствие нормативного правового акта статье 3 Федерального закона № 159 ФЗ и статье 3 Областного закона № 4-ОЗ от 10.03.1999г.

Мотивируя заявленные требования, заявитель ссылается на то, что данным Постановлением нарушено его право на приватизацию нежилого помещения, добросовестным арендатором которого он является.

Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения требований заявителя, полагая, что оспариваемый перечень, утвержденный Постановлением Главы городского округа Первоуральск № 2952 от 30.12.2008г. принят в соответствии с действующим законодательством.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд



Установил:

Постановлением Главы городского округа Первоуральск № 2952 от 30.12.2008 нежилые помещения, общей площадью 382,90 кв.м., расположенные по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. 3 Интернационала, 2 отнесены к имуществу, используемому в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, следовательно, не подлежащему приватизации.

Данный нормативный акт опубликован в еженедельнике «Вечерний Первоуральск» 24.01.2009 года.

Полагая, что данный нормативный акт не соответствует статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, статье 3 Областного закона « О правовых актах в Свердловской области» № 4 - ОЗ, а также нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует приватизации нежилых помещений, индивидуальный предприниматель Бояринцева О.Ю. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного акта недействующим в части.

В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии со статьей 78 названного Закона решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Постановление Главы городского округа Первоуральск от 30.12.2008 № 2952 «Об утверждении перечня муниципального имущества, используемого в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» в части включения в данный перечень недвижимого имущества, не подлежащего приватизации является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, данный спор подведомственен арбитражному суду.

В силу частей 4 и 5 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт; арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения относятся к вопросам местного значения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 данного Закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, что установлено подпунктом 5 пункта 10 статьи 35 данного Закона.

Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ (п. 3 ст. 2 данного Закона).

Согласно ст. 10 названного Федерального закона порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно. В силу ч. 1 ст. 2 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ принятие решения о включении арендуемого имущества в нормативные правовые акты о приватизации относится к исключительной компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (в зависимости от субъекта права собственности на недвижимое имущество).



В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети “Интернет“ на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт, определяющий перечень муниципального имущества, используемого в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру субъектов малого и среднего предпринимательства принят Главой городского округа Первоуральск в пределах полномочий, установленных статьями 12, 130 Конституции Российской Федерации, статьями 16, 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Постановлением Главы городского округа Первоуральск от 30.12.2008 г. № 2952 утвержден перечень муниципального имущества, используемого в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в состав которого вошло и арендуемое заявителем нежилое помещение.

Право органов местного самоуправления формировать и утверждать перечни муниципального имущества, используемого в указанных целях, установлено пунктом 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» № 209-ФЗ, принятого Государственной Думой 06.07.2007.

В соответствии со статьей 18 данного Закона утверждение таких перечней является организационным мероприятием, направленным на оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункта 5 статьи 3 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статьей 16 Закона установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. При этом условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются соответствующими программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности в соответствии со статьей 11 Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 4 статьи 18 Закона установлено также, что имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; при этом в соответствующий перечень может быть включено имущество, свободное от прав третьих лиц, за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества. При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:

арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи;

площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Программами приватизации муниципального имущества городского округа Первоуральск на 2008 и 2009 годы не предусмотрено отчуждение из муниципальной собственности объекта, арендуемого предпринимателем Бояринцевой О.Ю., что следует из решений Первоуральской Городской Думы от 25 декабря 2008 г. N 41.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ предусмотрено, что преимущественное право может быть предоставлено при условии, что арендуемое имущество не включено в утвержденный ч. 4 ст. 18 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ перечня имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Оспариваемым Постановлением главы городского округа Первоуральск от 30.12.2008 г. N 2952 утвержден перечень муниципального имущества, используемого в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В названный перечень включено нежилое помещение площадью 382,9 кв. м., расположенное по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. 3 Интернационала, 2(п. 17 перечня).

Согласно статье 192 Арбитражного процессуального крдекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Довод заявителя о том, что оспариваемый нормативный акт создает препятствия для реализации права индивидуального предпринимателя О.Ю.Бояринцевой на приватизацию арендуемого имущества, которое у общества возникло на основании положений Федерального закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 05.08.2008 г.судом не принимается, исходя из следующего:

Законом устанавливаются особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности и государственной собственности субъектов Российской Федерации. Порядок приватизации такого имущества регулируются соответствующими нормативными правовыми актами.

В силу пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 159-ФЗ принятие решения о включении арендуемого имущества в нормативные правовые акты о приватизации относится к исключительной компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (в зависимости от субъекта права собственности на недвижимое имущество).

Статьей 4 этого Закона, устанавливающей порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества, предусмотрено, что орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов, соответствующих установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, на приобретение арендуемого имущества.

Из этого следует, что преимущественное право на приобретение имущества в соответствии с нормами Федерального закона № 159-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства возникает только после принятия вышеуказанного решения о приватизации.

Статьей 3 Областного закона «О правовых актах в Cвердловской области» от 10.03.1999г. № 4-ОЗ установлены принципы правотворчества 1) законности; 2)отражения в нормативных правовых актах интересов населения; 3)демократизма и гласности в процессе разработки и принятия нормативных правовых актов; 4) единства, полноты и непротиворечивости системы нормативных правовых актов; 5) планомерности и оперативности правотворчества; 6) соблюдения правил законодательной техники;7) обязательности создания механизмов реализации нормативных правовых актов; 8) открытости и доступности информации о принятых нормативных правовых актах. Каких-либо нарушений указанной статьи судом не установлено.

Таким образом, оснований для признания недействующим Постановления Главы городского округа Первоуральск № 2592 от 30.12.2008 «Об утверждении перечня муниципального имущества, используемого в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», недействующими в части включения в указанный перечень нежилых помещений общей площадью 382,9 кв. м., расположенных по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. 3 Интернационала, 2. в части статьи 3 Федерального закона № 159 ФЗ и статье 3 Областного закона № 4-ОЗ от 10.03.1999г. не имеется, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствует федеральному законодательству и законодательству Свердловской области.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

Решил:

В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший Решение.

В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий С. В. Плюснина

Судьи Д.В.Ефимов

Г.В.Морозова