Судебная власть

Решение от 09 июня 2009 года № А32-14073/2009. По делу А32-14073/2009. Краснодарский край.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации Решение

г. Краснодар Дело № А-32-14073/2008-58/141-59 АЖ

09 июня 2009 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Шкира Д.М.

при ведении протокола судебного заседания судьей Шкира Д.М.,

рассмотрев в судебном заседании заявление

Открытого акционерного общества «Кореновсксахар», г. Кореновск

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю, г. Краснодар

об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности от 14.04.2009 № 02-047-04ГП-7

при участии в заседании:

от заявителя: Музычук О.А. – доверенность от 27.05.2009

от ответчика: науменко М.В. – доверенность от 31.03.2009 № 01-12/2087,

Установил:

Открытое акционерное общество «Кореновсксахар», г. Кореновск (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене Постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю, г. Краснодар (далее – административный орган) о назначении административного наказания от 14.04.2009 № 02-047-04ГП-7 о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 75 000 руб..

Представитель заявителя в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в заявлении. Так указали что в деяниях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статье 8.41 КоАП РФ, утверждение, что плата за негативное воздействие на окружающую среду не внесена в установленные сроки, является необоснованным, поскольку оплата выпала на выходной день - 20.07.2008, обществом была произведена 23.07.2008. Задержка оплаты составила 2 дня, что является незначительной просрочкой оплаты.



Представитель административного органа в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал. Полагает, что оспариваемое заявителем Постановление является законным и обоснованным, процедура привлечения общества к административной ответственности административным органом не нарушена.

Суд, выслушав представителей заявителя и административного органа, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, считает заявленное требование подлежащим удовлетворению в части уменьшения штрафа по следующим основаниям.

Заявитель является юридическим лицом, осуществляет деятельность на основании Устава общества.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 21.01.2009 № 1.09/59 административным органом была произведена проверка общества по вопросу соблюдения обязательных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

В ходе проверки был составлен акт проверки от 02.03.2009 № 02-047-04ГП-1, согласно которому установлено, общество эксплуатирует стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Основными источниками выделения загрязняющих веществ в атмосферу являются: транспортное хозяйство, ремонтные мастерские, пост электро и газосварки, ПГОУ.

В результате производственной деятельности общества образуются отходы 1 -5 классов опасности, таким образом, предприятие является участником отношений, связанных с обращением с отходами производства и потребления.

Проверкой установлено, что платежным поручением № 1736 общество осуществило платеж платы за негативное воздействие на окружающую среду 23.07.2008, что является несвоевременным внесением оплаты налога за негативное воздействие на окружающую среду за II квартал 2008 года.

Определением от 02.03.2009 административным органом назначена дата составления протокола об административном правонарушении на 02.04.2009.

02.04.2009 административным органом составлен протокол об административном правонарушении № 02-047-04ГП-3.

Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес Постановление о назначении административного наказания от 14.04.2009 № 02-047-04ГП-7, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 75 000 руб. Дело об административном правонарушении рассмотрено в присутствии представителя общества.

Общество не согласилось с указанным Постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.



В силу пункта 2 статьи 16 указанного закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 577 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» предусмотрено, что срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода (квартала), не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В силу пункта 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое Решение.

Как видно из материалов дела, проверкой установлено, что общество эксплуатирует стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Основными источниками выделения загрязняющих веществ в атмосферу являются: транспортное хозяйство, ремонтные мастерские, пост электро и газосварки, ПГОУ.

В результате производственной деятельности общества образуются отходы 1 -5 классов опасности, таким образом, предприятие является участником отношений, связанных с обращением с отходами производства и потребления.

Как видно из материалов дела, плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2008 года общество должно было произвести не позднее 20.07.2008. 20.07.2008 выпало на выходной день (воскресенье). Таким образом, общество должно было произвести плату не позднее следующего рабочего дня (21.07.2008).

Проверкой установлено, что платежным поручением № 1736 общество осуществило платеж платы за негативное воздействие на окружающую среду 23.07.2008, что является несвоевременным внесением оплаты налога за негативное воздействие на окружающую среду за II квартал 2008 года.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает доказанным факт наличия в деяниях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.

Порядок привлечения общества к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.

В силу части 2 статьей 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.

В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 указано, что положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Более того, названным пунктом Постановления Пленума ВАС РФ указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Как видно из материалов дела, уведомление о проведение проверки от 05.02.2009 № 03-07/618 административный орган извещал общество о времени и месте проведения проверки. Уведомление получено обществом 10.02.2009, что подтверждено почтовым уведомлением.

Акт проверки от 02.03.2009 № 02-047-04ГП-1 составлен в присутствии представителя общества по доверенности - эколога общества Гончарова В.А.

Определением от 02.03.2009 административным органом назначена дата составления протокола об административном правонарушении на 02.04.2009. Указанное определение получено обществом 01.04.2009, что подтверждено почтовым уведомлением

02.04.2009 административным органом составлен протокол об административном правонарушении № 02-047-04ГП-3. Протокол составлен в присутствии представителя по доверенности - юрисконсульта общества Музычук О.А., о чем свидетельствует его подпись в протоколе. Протоколом назначена дата рассмотрения материалов проверки на 14.04.2009. Указанный протокол получен обществом 07.04.2009, что подтверждено почтовым уведомлением.

14.04.2009 административным органом вынесено Постановление о назначении административного наказания в присутствии представителя по доверенности - юрисконсульта общества Музычук О.А., о чем свидетельствует его подпись в постановлении.

Судом установлено, что административным органом не нарушена процедура привлечения к административной ответственности.

Учитывая вышеизложенное, административный орган доказал суду обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.

Постановлением от 14.04.2009 № 02-047-04ГП-7 обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 руб., статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Обстоятельств, отягчающие административную ответственность, административным органом суду не представлено.

Доводы общества, изложенные в заявлении, не могут быть приняты судом, как несоответствующие фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает Постановление административного органа от 14.04.2009 № 02-047-04ГП-7 подлежащим изменению в части уменьшения размера штрафа до минимального.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое Решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое Решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает Решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В силу пункта 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 208, 210, 211 АПК РФ суд

Решил:

Признать незаконным и изменить Постановление № 02-047-04ГП-7 от 14.04.2009 о назначении административного наказания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю, о привлечении к административной ответственности ООО «Кореновсксахар» по ст. 8.41 КоАП РФ, уменьшив сумму штрафа до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его вынесения в пятнадцатый апелляционный суд.

Судья Д.М. Шкира