Судебная власть

Решение от 31.03.2009 №А28-2755/2009. По делу А28-2755/2009. Кировская область.

Решение

г. Киров

31 марта 2009 года Дело № А28-2755/2009-76/27

Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2009 года

В полном объеме Решение изготовлено 31 марта 2009 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Кононова П.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кочкиной О.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «ВостокДомСервис»

к Отделу государственного пожарного надзора Омутнинского района

об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 20.02.2009 № 71

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - Борисовой М.Г по доверенности от 01.01.2009 №18,

от ответчика – Куракина Э.Л. заместителя начальника отдела административной практики и дознания Управления ГПН, по доверенности от 11.01.2009,

Установил:

в заявлении с учетом его дополнения в судебном заседании содержится требование об отмене постановления главного государственного инспектора Омутнинского района Кировской области по пожарному надзору Невиницина А.Н. № 71 от 20.02.2009 о привлечении ООО «ВостокДомСервис» к административной ответственности по части 1 статьи 20.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении ему административного штрафа в размере 12000 рублей за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами при эксплуатации общего имущества многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Кировская область, Омутнинский район, п.Восточный, ул.Азина,д.1 и д.3



В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на то, что он, являясь управляющей организацией в отношении указанного жилого дома, обязан выполнять только те работы по содержанию общего имущества этого дома, которые предусмотрены договором на управление многоквартирными домами, заключенным с собственником 15.07.2008. Поскольку в приложении к указанному договору не предусмотрено выполнение работ по обслуживанию и ремонту системы противопожарной защиты жилого дома, заявитель полагает, что он не обязан эти работы выполнять, соответственно не является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности и не может быть привлечен к административной ответственности за нарушение этих требований по части 1 статьи 20.4. КоАП РФ. Кроме того, заявитель полагает, что не может нести административную ответственность за те нарушения требований пожарной безопасности, которые были допущены при проектировании, строительстве и эксплуатации жилого дома до передачи его ему на обслуживание.

Ответчик с требованиями Заявителя не согласен по мотивам, изложенным в письменном отзыве на заявление от 25.03.2009.

Представитель ответчика указывает на законность и обоснованность привлечения заявителя к административной ответственности, поскольку полагает, что он, являясь управляющей организацией в процессе обеспечения содержания общего имущества многоквартирного жилого дома в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, обязан соблюдать требования пожарной безопасности и может быть привлечен за их нарушение к административной ответственности по части 1 статьи 20.4. КоАП РФ.

В судебном заседании представитель заявителя, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении и в дополнении к нему, просил суд удовлетворить заявленное требование.

Представитель ответчика в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении требования заявителя.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.

15 июля 2008года между ООО «ВостокДомСервис» (Управляющая организация), с одной стороны, и собственником жилых помещений в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресу: Кировская область, Омутнинский район, п.Восточный, ул.Азина,д.1 и д.3 с другой стороны, заключен договор на управление многоквартирными домами, согласно которому управляющая организация приняла на себя полномочия по управлению данным домом и обязательства по выполнению работ и оказанию услуг по содержанию и текущему ремонту этого дома в соответствии с прилагаемым к договору перечнем (Приложение № 2).

13 февраля 2009 года главным государственным инспектором Омутнинского района по пожарному надзору Невинициным А.Н. в отношении ООО «ВостокДомСервис» была проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами № 1и 3 по ул.Азина в п.Восточный Омутнинского района Кировской области. В результате данной проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленных Правилами пожарной безопасности, утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, Нормами пожарной безопасности, Строительными нормами и правилами.

В частности при проведении проверки установлено, что в местах общего пользования указанных жилых домов, управление которыми осуществляет ООО «ВостокДомСервис», отсутствуют корпуса на пожарных извещателях, в общих коридорах на путях эвакуации в качестве напольного покрытия применяется ленолиум, не имеющий сертификата пожарной безопасности, система оповещения управления эвакуацией людей не соответствует правилам пожарной безопасности, не свободно открываются двери эвакуационных выходов, не проведены работы по очистке вентиляционных каналов, не проведены испытания наружных пожарных лестниц, не организовано и не обеспечено своевременное и качественное выполнение профилактических испытаний электроустановок, в оконных проемах комнаты отдыха установлены глухие металлические решетки. Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки № 52 от 18.02.2009.

19 февраля 2009 года главным Государственным инспектором Омутнинского района по пожарному надзору Невинициным А.Н. в отношении ООО «ВостокДомСервис» в присутствии законного представителя данного юридического лица-директора Шмакова Е.В. был составлен протокол № 71 об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4. КоАП РФ.

20 февраля 2009 года главным Государственным инспектором Омутнинского района по пожарному надзору Невинициным А.Н. в отношении ООО «ВостокДомСервис» вынесено Постановление № 71 о назначении ему административного наказания по ч.1 ст. 20.4. КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 12000 ( двенадцати тысяч) рублей.

Общество не согласилось с вынесенным в отношении него Постановлением № 71 от 20.02.2009, в связи с чем обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании его незаконным .

Заслушав объяснения и доводы представителей сторон, исследовав все материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем Постановление органа государственного пожарного надзора подлежит изменению в части размера назначенного административного наказания по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.



В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 (далее Правила содержания) в состав общего имущества многоквартирного дома включаются помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические чердаки, технические подвалы, крыши, ограждающие несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

В силу пункта 10 Правил содержания общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических лиц.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 11 Правил содержания содержание общего имущества включает в себя, в том числе меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо собственников имущества лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, Общество заключило с собственником указанных выше жилых домов, договор на управление этим домами в качестве управляющей организации. Таким образом, Общество, заключив договор на управление жилыми домами, приняло на себя обязательства по их содержанию, в том числе и обязательства по обеспечению требований пожарной безопасности. Перечень услуг по содержанию общего имущества содержится в приложении №2 к договору и включает в себя часть работ касающихся, в том числе, обеспечения пожарной безопасности, а именно мелкий ремонт кровли, оконных рам лестничных клеток, дверных проемов, проведение осмотров конструктивных элементов, вентиляционных каналов, замену ламп в помещениях общего пользования.

Таким образом, за допущенные нарушения требований пожарной безопасности в части оказания услуг, предусмотренных приложением № 2 к договору Общество могло быть привлечено к административной ответственности по ч.1 статьи 20.4. КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что Обществу вменяется нарушение требований пожарной безопасности, выразившихся в отсутствии корпуса на пожарных извещателях, в применении в общих коридорах на путях эвакуации в качестве напольного покрытия - ленолиума не имеющего сертификата пожарной безопасности, в несоответствии системы оповещения управления эвакуацией людей не соответствует правилам пожарной безопасности. Судом установлено и не отрицается Ответчиком, что данные виды работ не охватываются перечнем работ, предусмотренных договором управления многоквартирными жилыми домами.

Следовательно, в этой части в действиях Общества отсутствует событие, вменяемого Обществу административного правонарушения, предусмотренного ч.1. ст. 20.4. КоАП РФ.

В то же время суд полагает, что при вынесении постановления о привлечении ООО «ВостокДомСервис» к административной ответственности орган государственного пожарного надзора необоснованно назначил данному юридическому лицу административный штраф в размере, установленном санкцией части 1 статьи 20.4. КоАП РФ, а именно 12 000 рублей. В оспариваемом постановлении не указаны отягчающие ответственность, а также какие-либо иные обстоятельства, которые были учтены органом государственного пожарного надзора при назначении Заявителю административного наказания в виде именно административного штрафа. Между тем санкция части 1 статьи 20.4. КоАП РФ предусматривает и альтернативное наказание – предупреждение.

В этой связи, учитывая, что ООО «ВостокДомСервис» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ, впервые, кроме того, договор управления многоквартирными домами заключен лишь в июле 2008 года, что не позволило Обществу в полной мере выполнить все обязательства по данному договору, суд считает возможным изменить оспариваемое Постановление органа государственного пожарного надзора и заменить назначенный ООО «ВостокДомСервис» административный штраф в размере 12 000 руб. на предупреждение.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Поэтому госпошлина в размере 2000 руб., уплаченная Заявителем по платежному поручению от 06.03.2009 г. №000517, подлежит возврату из федерального бюджета на основании пункта 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Постановление главного государственного инспектора Омутнинского района по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Кировской области Невиницина А.Н. от 20.02.2009 № 71 о назначении Обществу с ограниченной ответственностью «ВостокДомСервис» (ОГРН 1064322002799, адрес: Кировская область, Омутнинский район, п.Восточный, ул.Азина, д.3-а), административного наказания в виде административного штрафа в размере 12000 (двенадцати тысяч) рублей по части 1 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить - заменить назначенный ООО «ВостокДомСервис» административный штраф на предупреждение.

Возвратить Заявителю – Обществу с ограниченной ответственностью «ВостокДомСервис» из федерального бюджета уплаченную им на основании платежного поручения от 06.03.2009 № 000517 государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей 00 копеек, выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (с даты изготовления решения в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд Кировской области.

Судья П.И. Кононов