Судебная власть

Решение от 30.03.2009 №А46-5442/2009. По делу А46-5442/2009. Омская область.

Решение

город Омск

30 марта 2009 года

№ дела

А46-5442/2009

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30 марта 2009 года

Арбитражный суд Омской области в составе

судьи Чернышёва В.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мусакуловой Д.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска

к индивидуальному предприним Ф.И.О. br>
о взыскании 184 руб. 80 коп. штрафа,

при участии в судебном заседании:

от Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска – представитель не явился, сторона надлежащим образом извещена,

от заинтересованного лица – представитель не явился, сторона надлежащим образом извещена,

Установил:

Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с предприним Ф.И.О. (далее - предприниматель) штрафа в сумме 184 руб. 80 коп. за непредставление в установленный законом срок сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта.



Предприниматель письменного отзыва не представил.

Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, ходатайства об отложении рассмотрения дела не представили, в связи с чем суд, руководствуясь частью 2 статьи 215 АПК РФ, находит возможным провести судебное заседание в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, заявление, суд Установил, что специалистами Управления была проведена камеральная проверка своевременности представления предпринимателем, самостоятельно уплачивающим страховые взносы в виде фиксированного платежа, сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

По результатам проверки был составлен акт № 524 от 28.04.2008, в котором зафиксирован факт нарушения предпринимателем срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта.

На основании указанного акта начальником Управления вынесено Решение № 3767 от 27.05.2008 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ, за непредставление в установленный законом срок вышеуказанных сведений в виде взыскания штрафа в размере 10% причитающихся за отчётный год платежей в Пенсионный фонд РФ, в сумме 184 руб. 80 коп.

В соответствии со статьёй 104 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) предпринимателю требованием № 36304 от 27.05.2008 было предложено уплатить начисленный штраф в добровольном порядке. Поскольку добровольно штраф уплачен не был, Управление обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, которое является предметом рассмотрения по настоящему делу.

Суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном объёме, основываясь на следующем.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (далее Закон №167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с преамбулой именно Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее Закон № 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же Законом определены обязанность (статья 15), объём и сроки (статья 11) представления таких сведений.

Часть 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» вменяет в обязанность страхователю представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта.

В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее Закон № 165-ФЗ) страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Предприниматель согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Страхователями согласно статье 1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» признаются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения, международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории РФ, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие приём на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы.

Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы – это застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта, о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные в названном пункте.



Согласно пункту 5 статьи 11 Закона физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет также следующие сведения о страховых взносах и страховом стаже: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Закона). Подпунктом 10 пункта 2 статьи 11 Закона предусмотрено, что страхователь представляет сведения о включаемых в трудовой стаж периодах работы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке (абзац введён Федеральным законом от 31.12.02 № 198-ФЗ).

Статьёй 19 Закона установлено, что Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах.

Во исполнение положений указанной статьи Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.97 № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учёта для целей государственного пенсионного страхования» утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция).

Пунктом 38 Инструкции установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно до 1 марта в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения об уплаченных страховых взносах за расчётный период вместе с копией платёжного документа. В нарушение названной правовой нормы предприниматель сведения об уплаченных страховых взносах за 2007 год, страховом номере индивидуального лицевого счёта, ФИО, а также копии платёжных документов в установленный срок не представил.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 (далее – Закона) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчётный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Поскольку факт непредставления предпринимателем в установленный срок индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта, подтвержден материалами дела и предпринимателем по существу не опровергнут, Управление правомерно привлекло его к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в сумме 184 руб. 80 коп.

Из содержания части 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, являются страхователи.

По положениям статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.

Поскольку порядок проведения проверок и производства по делу о правонарушении, предусмотренном статьёй 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», Федеральным законом № 167-ФЗ не установлен, применению подлежат соответствующие нормы Налогового кодекса РФ.

Статьёй 9 НК РФ к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, отнесены, в том числе органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства направления предпринимателю акта проверки, суд приходит к выводу, что Управлением представлены достаточные доказательства соблюдения существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки.

В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 № 9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

По положениям статьи 115 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.

Из имеющихся в материалах дела документов видно, что Учреждение предлагало предпринимателю оплатить сумму штрафа до 20.06.2008.

В суд с заявлением о взыскании санкций орган пенсионного страхования обратился в пределах шестимесячного срока, что подтверждается датой штампа на конверте заявления в суд, то есть в пределах срока, предусмотренного статьёй 115 НК РФ, а, следовательно, правовых оснований для отказа в удовлетворении требований не имеется.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) предусмотрено, что арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами.

Согласно Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ» полномочия суда по уменьшению размера государственной пошлины на основании пункта 2 статьи 333.22 НК РФ не могут быть ограничены со ссылкой на подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.

Ввиду удовлетворения требований заявителя с предпринимателя на основании пункта 1 статьи 333.21 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 500 руб.

Суд, с учётом имущественного положения заинтересованного лица, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 333.22 НК РФ, находит возможным снизить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с предпринимателя, до 10 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 110, частью 3 статьи 156, статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации

Решил:

Требования Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска удовлетворить в полном объёме.

Взыскать с индивидуального предприним Ф.И.О. дата и место рождения: 30.08.1977, Омская обл., г. Калачинск, адрес проживания: 644020, г. Омск, ул. Федора Крылова, дом 6, кв. 5, в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 184 руб. 80 коп. штрафа, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»; 10 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путём подачи апелляционной жалобы.

Судья В.И. Чернышёв

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru