Судебная власть

Решение от 07 сентября 2011 года № А13-4053/2011. По делу А13-4053/2011. Вологодская область.

Решение

07 сентября 2011 года город Вологда Дело № А13-4053/2011

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Борисовой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яркиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента лесного комплекса Вологодской области к Администрации Шекснинского муниципального района о признании недействительным пункта 2 постановления от 03.11.1998 № 558 «О прекращении деятельности СОТ «Лужайка» и прекращении его права на постоянное пользование земельными участками» в части передачи в состав земель запаса района земельного участка мелколесья площадью 4,7 га, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Вологодской области,

при участии от заявителя – Молодцовой Н.Н. по доверенности от 10.02.2011,

от Администрации Шекснинского муниципального района – Чегодина В.А. по доверенности от 30.12.2009,

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области – Дуда О.И. по доверенности от 28.01.2011,

от Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Вологодской области – Воробьева С.В. по доверенности от 28.07.2011,

Установил:

Департамент лесного комплекса Вологодской области (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Администрации Шекснинского муниципального района (далее – Администрация) о признании недействительным пункта 2 постановления от 03.11.1998 № 558 «О прекращении деятельности СОТ «Лужайка» и прекращении его права на постоянное пользование земельными участками» в части передачи в состав земель запаса района земельного участка мелколесья площадью 4,7 га (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований). Одновременно Департамент просил устранить допущенное нарушение его прав. Также просил восстановить срок для подачи в арбитражный суд заявления.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что данное Постановление вынесено с превышением полномочий Администрации, поскольку фактически направлено на распоряжение участками лесного фонда; изъятие земель лесного фонда и перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, могли осуществляться только в порядке, установленном статьей 63 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. Указал, что изъятие земель лесного фонда и передача их в пользование, не связанное с целями лесного хозяйства, фактически приводит к ограничению использования лесов для неограниченного круга потенциальных лесопользователей. В обоснование причин пропуска срока для обращения в арбитражный суд сообщил, что первоначально обратился в Шекснинский районный суд. Представитель Департамента в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Администрация в отзыве на заявление и ее представитель в судебном заседании предъявленные требования не признали. Пояснили, что оспариваемым Постановлением земельные участки переданы в состав земель запаса района, предоставление их физическим и юридическим лицам не производилось; Администрация не препятствует в переводе их в земли лесного фонда. Указала на пропуск заявителем 3-х месячного процессуального срока для обращения в арбитражный суд (л.д. 50).

Судом в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (далее – Территориальное управление), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее – Управление Росреестра), Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Вологодской области (далее – учреждение).

Территориальное управление о времени и месте судебного заседания по делу извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, поэтому дело рассмотрено в порядке части 2 статьи 200 АПК РФ в отсутствие его представителя. В отзыве на заявление Территориальное управление пояснило, что распоряжение органом местного самоуправления земельными участками в составе земель лесного фонда не соответствует нормам гражданского и лесного законодательства (л.д. 60 – 63).

Представитель Управления Росреестра в судебном заседании оставил разРешение спора на усмотрение арбитражного суда. Пояснил, что в Управлении Росреестра отсутствует землеустроительное дело в отношении земельного участка, указанного в заявлении.

Учреждение в письменных пояснениях и его представитель в судебном заседании пояснили, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке с характеристиками, указанными в заявлении. Оставили разРешение спора на усмотрение суда.

Исследовав письменные доказательства по делу, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.



Как следует из материалов дела, пунктом 2 постановления районного самоуправления Шекснинского района от 03.11.1998 № 558 «О прекращении деятельности СОТ «Лужайка» и прекращении его права на постоянное пользование земельными участками» постановлено в связи с прекращением деятельности СОТ «Лужайка» прекратить право СОТ «Лужайка» на постоянное пользование земельными участками на площади 11,6 га, предоставленными для строительства подъездной дороги, общественных проездов, и передать их в состав земель запаса района, в том числе залежи 6,9 га, мелколесье - 4,7 га (л.д. 28).

Департамент, полагая пункт 2 данного постановления в части передачи в состав земель запаса района земельного участка мелколесья площадью 4,7 га незаконным, обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суд находит уважительными причины, указанные Департаментом в ходатайстве о восстановлении срока для обжалования, в связи с чем указанное ходатайство судом удовлетворено в порядке статьи 117 АПК РФ, срок для обжалования названного постановления восстановлен.

Согласно статье 198 АПК РФ во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанными Решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, Решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.

Постановлением Правительства Вологодской области от 29.01.2007 № 136 утверждено Положение о Департаменте лесного комплекса Вологодской области (далее – Положение № 136).

Департамент является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления государственного лесного контроля и надзора, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области (пункт 1.1 Положения № 136).

Целью деятельности Департамента как органа исполнительной государственной власти области является осуществление управленческих и административных полномочий в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления государственного лесного контроля и надзора, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области (пункт 2.1 Положения № 136).

В соответствии с пунктами 2.2, 2.2.6, 2.2.11, 2.2.21 названного Положения для достижения указанной цели Департамент, в том числе осуществляет следующие полномочия: осуществляет государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда и заверение планов лесных участков; ведет государственный лесной реестр в отношении лесов, расположенных в границах области; предъявляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд и арбитражный суд исковые заявления и заявления по вопросам деятельности Департамента.

В соответствии со статьей 31 Устава Шекснинского муниципального района, принятого Решением Районного Собрания Шекснинского муниципального района от 01.08.2005 № 130, администрация района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Шекснинского муниципального района, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Шекснинского муниципального района федеральными законами и законами Вологодской области.

Администрацией района руководит Глава района на принципах единоначалия. Администрация района обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что Администрация в данном случае является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

В соответствии с Лесным кодексом РСФСР, принятым 08.08.1978 (далее – Лесной кодекс РСФСР), леса состояли в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование (статья 3).

Согласно статье 4 Лесного кодекса РСФСР в соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, состоящий из лесов государственного назначения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

Землями государственного лесного фонда признавались земли, покрытые, лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства.



В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года в редакции, действовавшей на дату принятия постановления от 03.11.1998 № 558 (далее – Лесной кодекс), объектами лесных отношений являлись лесной фонд Российской Федерации (далее - лесной фонд), участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно - кустарниковая растительность.

Статьей 7 Лесного кодекса предусмотрено, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.

Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель.

Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 8 данного Кодекса в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.

К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

Согласно статье 9 Лесного кодекса к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.

Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово - картографических материалах (лесных картах).

К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено настоящим Кодексом.

К участкам лесов, не входящих в лесной фонд, применяются требования настоящей статьи, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Статьей 10 Лесного кодекса установлено, что в лесной фонд не входят леса, расположенные на: землях обороны; землях городских поселений - городские леса.

Статья 11 названного Кодекса Установила, что в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно - кустарниковая растительность, расположенная на: землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог); землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов); землях водного фонда (на полосах отвода каналов); землях иных категорий.

В соответствии со статьей 12 Лесного кодекса оборот лесного фонда не допускается. Нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов, прав пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено настоящим Кодексом.

Купля - продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются.

Сделки с правами пользования участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 46 Лесного кодекса владение, пользование и распоряжение лесным фондом относится к полномочиям Российской Федерации.

Таким образом, из содержания изложенных норм следует, что границы лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом определялись путем отграничения земель лесного фонда от иных земель; границы участков лесного фонда должны были обозначаться в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово - картографических материалах (лесных картах).

По мнению суда, материалами дела не подтверждается, что спорный земельный участок является участком лесного фонда.

В материалах дела имеются свидетельства о государственной регистрации права от 27.12.2007, в которых отражено, что лесные участки площадью 552970000 кв.м. с условным номером 35:23:56:1,2 и площадью 875710000 кв.м. с условным номером 35:23:56:1-19, категория земель – земли лесного фонда, расположенные в Шекснинском сельском лесхозе Шекснинского района Вологодской области, являются собственностью Российской Федерации (л.д. 65, 66).

Вместе с тем материалы дела не позволяют идентифицировать земельный участок мелколесья площадью 4,7 га как часть одного из вышеуказанных лесных участков.

Определением суда от 26.07.2011 Департаменту предлагалось представить документальное подтверждение отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда.

Из представленной заявителем карты-схемы Шекснинского государственного лесничества не представляется возможным установить конкретное месторасположение спорного земельного участка и его отнесение к лесному фонду.

Имеющиеся в материалах дела документы по установлению на местности границ земельного участка, предоставленного СОТ «Лужайка» (пояснительная записка, схема, ведомость, журнал, план, протокол) свидетельствуют о том, что геодезические работы по отводу земель для садоводческого товарищества «Лужайка» выполнены в июле 1992 года на территории Шекснинского района на землях Угольского с/с и АО «Угла».

Из представленного в материалы дела постановления мэрии Шекснинского района от 30.07.1992 № 794 следует, что земельный участок площадью 4,7 га мелколесья-раскорчевки после проведения культуротехнических работ был изъят из землепользования акционерного общества «Угла» и передан в состав земель запаса Шекснинского района, а далее передан в постоянное пользование СОТ «Лужайка» под земли общего пользования (дороги, проезды и т.д.).

Следовательно, ни Постановлением от 03.11.1988 № 558, ни Постановлением от 30.07.1992 № 794 перевод спорного земельного участка из категории «земли лесного фонда» в земли других категорий не осуществлялся.

При таких обстоятельствах, отмена оспариваемого постановления (в указанной части) не может способствовать восстановлению прав и интересов Департамента, на нарушение которых он ссылается.

В соответствии со статьей 4 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 (далее – Земельный кодекс РСФСР в редакции от 25.04.1991) в соответствии с основным целевым назначением все земли РСФСР подразделялись на: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земли природоохранного, природно - заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко - культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Статьей 5 Земельного кодекса РСФСР было установлено, что отнесение земель к указанным в статье 4 настоящего Кодекса категориям и перевод их из одной категории в другую производятся в связи с изменением целевого назначения земель и в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией при изъятии и предоставлении земель.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» полномочия Советов народных депутатов, предусмотренных статьями 14, 28, 29, 33-35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80, 90 Земельного кодекса РСФСР, связанных с распоряжением земельными участками, осуществляются соответствующими органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 17 Устава (положения) о районном самоуправлении Шекснинского района Вологодской области, принятого районным референдумом 21.01.1995, Районное Собрание осуществляло под руководством главы районного самоуправления представительные, распорядительные, исполнительные и иные функции в пределах прав, предоставленных ему настоящим Уставом (Положением), федеральным и областным законодательством.

Районное Собрание имело, в том числе следующие полномочия:

определяло в соответствии с земельным законодательством порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на территории района;

устанавливало границы земель, передаваемых в ведение органов поселкового, сельского самоуправления по согласованию с ними;

рассматривало иные вопросы, отнесенные законодательством к его ведению.

В силу статьи 20 данного Устава (Положения) глава районного самоуправления являлся полномочным представителем районного сообщества и высшим должностным лицом исполнительной власти района.

На основании статьи 21 названного Устава (Положения) глава районного самоуправления подписывал и обнародовал решения и другие документы районного Собрания.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, Постановление от 03.11.1998 № 558 было вынесено Районным самоуправлением Шекснинского района и подписано главой районного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий.

С учетом вышеизложенных обстоятельств оснований для удовлетворения заявленных требований Департамента к Администрации у суда не имеется.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому Департамент освобожден судом от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

Решил:

отказать Департаменту лесного комплекса Вологодской области в удовлетворении заявленных требований к Администрации Шекснинского муниципального района о признании недействительным пункта 2 постановления от 03.11.1998 № 558 «О прекращении деятельности СОТ «Лужайка» и прекращении его права на постоянное пользование земельными участками» в части передачи в состав земель запаса района земельного участка мелколесья площадью 4,7 га.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья Ю.А.Борисова