Судебная власть

Решение от 28.11.2008 №А54-3975/2008. По делу А54-3975/2008. Рязанская область.

Арбитражный суд Рязанской области Именем Российской Федерации

Решение

г. Рязань Дело №А54-3975/2008

28 ноября 2008 года С5

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24 ноября 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 28 ноября 2008 года.

Судья Арбитражного суда Рязанской области Шуман И.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Рябовой И.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Рязанской области (Рязанская область, р.п. Шилово) к Государственному учреждению Рязанской области “Шиловское лесничество“ (Рязанская область, р.п. Шилово)

о взыскании единого социального налога и пени в сумме 28123 руб. 44 коп.

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Епихина М.А., ведущий специалист - эксперт юридического отдела, доверенность от 14.01.2008 г. № 04-03/177 сроком действия до 31.12.2008 г., служебное удостоверение.

от ответчика - не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Установил:

В Арбитражный суд Рязанской области обратилась Межрайонная ИФНС России № 10 по Рязанской области с заявлением о взыскании с Государственного учреждения Рязанской области “Шиловское лесничество“ единого социального налога за полугодие 2008 г. (последний квартал) в размере 27457 руб. и пени за неуплату указанного налога за 1 квартал, полугодие (апрель, май) 2008 г. в общей сумме 666 руб. 44 коп.

Общая сумма заявленного требования, подлежащего взысканию с Государственного учреждения Рязанской области “Шиловское лесничество“, составила 28123 руб. 44 коп. (л.д. 2-3).



Представитель заявителя в судебном заседании вышеуказанное требование поддержал.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился. 18.11.2008 г. от Государственного учреждения Рязанской области “Шиловское лесничество“ поступил отзыв на заявление Межрайонной ИФНС России № 10 по Рязанской области, в котором учреждение признало наличие факта неисполнения обязанности по уплате налога в установленный законодательством РФ срок, объяснив его тяжелым финансовым положением, сложившимся вследствие отсутствия финансирования.

Из материалов настоящего дела следует, что 10.07.2008 г. Государственное учреждение Рязанской области “Шиловское лесничество“ представило в Межрайонную ИФНС России № 10 по Рязанской области расчет авансовых платежей по единому социальному налогу за полугодие 2008 года (л.д. 12-20).

Согласно указанному расчету подлежал уплате единый социальный налог за полугодие 2008 года (апрель-июнь 2008 года), а именно:

за апрель 2008 года: ЕСН зачисляемый в федеральный бюджет - 4632 руб.; ЕСН зачисляемый в фонд социального страхования - 2239 руб.; ЕСН зачисляемый в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 849 руб.,; ЕСН зачисляемый территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 1544 руб.;

за май 2008 года: ЕСН зачисляемый в федеральный бюджет - 4479 руб.; ЕСН зачисляемый в фонд социального страхования - 2165 руб.; ЕСН зачисляемый в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 821 руб.; ЕСН зачисляемый территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 1493 руб.;

за июнь 2008 года: ЕСН зачисляемый в федеральный бюджет - 4618 руб.; ЕСН зачисляемый в фонд социального страхования - 2232 руб.; ЕСН зачисляемый в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 846 руб.; ЕСН зачисляемый территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 1539 руб.

Исчисленные суммы ЕСН Государственное учреждение Рязанской области “Шиловское лесничество“ в установленный срок (15.05.2008 г., 16.06.2008 г., 15.07.2008 г.) не уплатило.

Кроме того, 27.10.2008 г. Решением Арбитражного суда Рязанской области по делу №А54-3331/2008 С13 с Государственного учреждения Рязанской области “Шиловское лесничество“, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Рязанской области для распределения по соответствующим бюджетам взыскан единый социальный налог за 1 квартал 2008г. в сумме 22437 руб.

Поскольку недоимка по налогу за 1 квартал 2008 г. и полугодие 2008 г. Учреждением не погашена, Межрайонная ИФНС России № 10 по Рязанской области произвела начисление пеней в сумме 666 руб. 44 коп. за период с 01.04.2008 г. по 30.06.2008 г.

21.07.2008 г. Межрайонной ИФНС России № 10 по Рязанской области в адрес Государственного учреждения Рязанской области “Шиловское лесничество“ направлены требования от 16.07.2008 г. № 6993, от 18.07.2008 г. № 7039 (л.д. 6-11) с предложением уплатить в добровольном порядке задолженность (недоимку и пени) по единому социальному налогу, которые Государственным учреждением Рязанской области “Шиловское лесничество“ оставлены без исполнения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации с организации, у которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке.

Согласно пункту 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Поскольку ответчик является государственным учреждением, финансируемым за счет средств федерального и областного бюджета, имеет лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства, Межрайонная ИФНС России № 10 по Рязанской области обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.



Рассмотрев и оценив, представленные материалы настоящего дела, заслушав доводы представителя заявителя, Арбитражный суд считает, что заявленные Межрайонной ИФНС России № 10 по Рязанской области требования подлежат удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации Государственное учреждение Рязанской области “Шиловское лесничество“ является плательщиком единого социального налога как лицо, производящее выплаты физическим лицам.

Статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ежемесячная уплата единого социального налога, определен порядок исчисления ежемесячных авансовых платежей и срок их уплаты.

Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по ЕСН, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты ежемесячных авансовых платежей - не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

В абзаце втором пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено уменьшение налогоплательщиками суммы единого социального налога (суммы авансового платежа по налогу), подлежащей уплате в федеральный бюджет, на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Одновременно в абзаце четвертом пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации установлено правило, согласно которому если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, то эта разница признается занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по этому налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Таким образом, законодатель Установил, что разница между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей определяется по итогам отчетного периода. Указанная разница подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, который представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Следовательно, налогоплательщикам, выполнившим данное требование, не могут начисляться пени.

В то же время при невыполнении данного условия налогоплательщик считается не исполнившим обязанность по уплате разницы между суммой налога и суммой уплаченных авансовых платежей в срок.

При этом, в соответствии с п. 1, 3, 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроками налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.07.2002 № 200-О, анализ статьи 75 в целом, а также других положений Налогового кодекса Российской Федерации приводит к выводу о том, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге.

Закрепление обязанности налогоплательщика вносить налоговые платежи авансом, то есть до истечения налогового периода, обусловлено необходимостью равномерного, в течение бюджетного года, поступления в государственную казну средств, необходимых для покрытия расходных статей бюджета.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 12 информационного письма от 22.12.2005 № 98, обосновывая правомерность направления налоговыми органами требования об уплате авансовых платежей, указал, что отсутствие в нормах Налогового кодекса Российской Федерации положений об их применении к авансовым платежам не может быть расценено как отсутствие у налогоплательщика обязанности по уплате таких платежей (в том числе платежей, исчисляемых в течение отчетного периода).

Таким образом, в главе 24 “Единый социальный налог“ части второй Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать ежемесячные авансовые платежи этого налога, определены порядок их исчисления и срок уплаты, а также предусмотрено признание занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате (недоимкой), с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по этому налогу, разницы, возникающей в результате превышения суммы вычета суммы фактически уплаченного страхового взноса за тот же период. Это является основанием для начисления пеней как одного из предусмотренных главой 11 Налогового кодекса Российской Федерации способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов при неуплате налогоплательщиком ежемесячных авансовых платежей в установленный срок.

Из изложенного следует, что авансовые платежи по единому социальному налогу за полугодие 2008г. подлежали уплате ответчиком за апрель не позднее 15.05.2008 г., за май - не позднее 16.06.2008 г. и за июнь - не позднее 15.07.2008 г.

Доказательств исполнения обязанности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу за полугодие 2008 г. (последний квартал) в сумме 27457 руб. ответчик суду не представил.

Кроме того, согласно решению Арбитражного суда Рязанской области по делу № А54-3331/2008 С13 от 27.10.2008 г. с Государственного учреждения Рязанской области “Шиловское лесничество“ в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Рязанской области для распределения по соответствующим бюджетам взыскан единый социальный налог за 1 квартал 2008 г. в сумме 22437 руб.

Доказательств уплаты указанной суммы недоимки Учреждением также не представлено.

Соответственно, Межрайонная ИФНС России № 10 по Рязанской области обоснованно произвела начисление пеней в сумме 666 руб. 44 коп. на недоимку по единому социальному налогу за 1 квартал и полугодие 2008 г.

При этом судом установлено, что начисление пеней за 1 квартал 2008 г. осуществлено заявителем не помесячно (с 16.02.2008г. - за январь, 18.03.2008г. - за февраль и 16.04.2008г. - за март), а с сумм ежемесячных авансовых платежей за январь и февраль только с 01.04.2008 г., и с общей квартальной суммы - по окончании отчетного периода (первый квартал 2008 г.) с 16.04.2008 г. по 30.06.2008 г. Поскольку данное обстоятельство не повлекло нарушения интересов Учреждения, арбитражный суд принял представленный налоговым органам расчет пеней как обоснованный.

Правильность расчета пеней за полугодие 2008 г., начисленных начиная с 15.05.2008 г. и 17.06.2008 г., в связи с неуплатой налогоплательщиком ежемесячных авансовых платежей за апрель и соответственно за май 2008 г., судом также проверена, нарушений не установлено. Пени за неуплату ежемесячного авансового платежа за июнь 2008 г. налоговым органом по настоящему делу не заявлены, поскольку требование об уплате налога №6993 вынесено по состоянию на 16.07.2008 г. - первый день срока возникновения недоимки по единому социальному налогу за полугодие 2008 г., что в свою очередь, не исключало возможности начисления пеней за апрель и май 2008 г. с учетом того, что сумма налога по итогам отчетного периода (полугодие 2008 г.) ответчиком в установленный срок не уплачена.

Довод ответчика в отзыве на заявление о том, что Учреждение финансируется за счет средств федерального и областного бюджетов, с момента образования (22.01.2008г.) финансирование не осуществляется, судом не принимается, поскольку данное обстоятельство в силу ст. 23, 45,75 Налогового кодекса Российской Федерации не является основанием для освобождения от уплаты налогов и для не начисления пеней.

С учетом вышеизложенного, заявленные требования Межрайонной ИФНС России № 10 по Рязанской области о взыскании с Государственного учреждения Рязанской области “Шиловское лесничество“ единого социального налога за полугодие (последний квартал) 2008 года и пени за неуплату данного налога за 1 квартал, полугодие (апрель, май) 2008 г. в общей сумме 28123 руб. 44 коп. подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.

Согласно п. 2 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражный суд, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины.

Арбитражный суд принимает во внимание тяжелое финансовое положение Государственного учреждения Рязанской области “Шиловское лесничество“ и считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате ответчиком, до 100 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 215, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

На Решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья И.В. Шуман