Судебная власть

Решение от 28 ноября 2008 года № А19-15064/2008. По делу А19-15064/2008. Иркутская область.

Решение

г. Иркутск

28 ноября 2008 года Дело № А19-15064/08-44

Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2008 года.

Текст решения в полном объеме изготовлен 28 ноября 2008 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гаврилова О.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Гавриловым О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Агентства имущественных отношений Иркутской области

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска 3-е лицо: Открытое акционерное общество «Иркутскгражданпроект»

о признании незаконным решения об отказе в осуществлении зачета (возврата) № 1943 от 23.06.2008 года

при участии в заседании:

от заявителя: Сажин А.С., представитель по доверенности.

от ответчика: Золотарева Е.С., представитель по доверенности.

от 3-го лица: Пельменева А.С., представитель по доверенности.

Установил:

Агентство имущественных отношений Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска № 1943 от 23.06.2008 года «Об отказе в осуществлении зачета (возврата) в части отказа в возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 2004 год от доходов, полученных от долевого участия в организации ОАО «Иркутскгражданпроект» в сумме 21 780 руб. Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель налогового органа требования не признал.

Представитель третьего лица подтвердил, перечисление в бюджет налога на прибыль за 2004 год в сумме 21 780 руб., исчисленного с дохода полученного заявителем от акций ОАО «Иркутскгражданпроект».



В судебном заседании с 25.11.2008 года до 14 часов 30 минут 27.11.2008 года объявлялся перерыв.

После окончания перерыва судебное заседание было продолжено с участием представителей сторон.

Из представленных материалов следует, что в 2004 году в собственности Иркутской области находились акции ОАО «Иркутскгражданпроект» в количестве 16 %. Данный факт подтверждается справкой ОАО «Регистратор Р.О.С.Т.» (ОГРН 1027739216757, лицензия №10-000-1-00264 от 03.12.2002 года).

В соответствие с Положением «Об агентстве имущественных отношений Иркутской области», утвержденным Постановлением администрации Иркутской области от 31.12.2007 года № 312-па, полномочия по управлению областным имуществом, в том числе полномочия по управлению акциями хозяйственных обществ, принадлежащих Иркутской области принадлежат Агентству имущественных отношений Иркутской области, который является исполнительным органом государственной власти Иркутской области.

В период 2004 года полномочия агентства осуществлялись Комитетом по управлению государственным имуществом Иркутской области. Постановлением Администрации Иркутской области от 25.09.2006 года № 164-па, от 31.12.2007 года № 312-па Комитет по управлению государственным имуществом Иркутской области был переименован в Департамент имущественных отношений Иркутской области. 31 декабря 2007 года на основании Постановлением губернатора Иркутской области № 312-па, Департамент имущественных отношений Иркутской области и Комитет по управлению государственным имуществом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа были реорганизованы в форме слияния в Агентство имущественных отношений Иркутской области.

Учитывая изложенное, судом установлен факт процессуального правопреемства Комитета по управлению государственным имуществом Иркутской области – Агентству имущественных отношений Иркутской области (ст. 48 АПК РФ).

За 2004 год ОАО «Иркутскгражданпроект» по акциям, находившимся в тот период в собственности Иркутской области, были начислены дивиденды в размере 242 001 руб. 52 коп.

При выплате в 2005 году дивидендов по акциям за 2004 год, ОАО «Иркутскгражданпроект», как налоговым агентом была удержана сумма налога на прибыль в размере 21 780 руб., с дохода, полученного Иркутской областью.

Факт перечисления налоговым агентом налога на прибыль за 2004 год подтвержден платежным поручением № 582 от 05.07.2005 года на сумму 21 780 руб. Факт перечисления в доход Иркутской области дивидендов от акций за 2004 год за минусом налога на прибыль, подтвержден платежным поручением № 581 от 05.07.2005 года на сумму 220221 руб. 52 коп.

По мнению заявителя в соответствие со ст. 246 НК РФ субъекты Российской Федерации не являются плательщиками налога на прибыль организаций, в связи с чем, сумма налога на прибыль за 2004 год, была неправомерно удержана и перечислена налоговым агентом.

27.05.2008 года Агентство имущественных отношений Иркутской области обратилось по месту налогового учета в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль за 2004 год в сумме 21 780 руб.

17.07.2008 года, агентством было получено Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска № 1943 от 23.06.2008 года «Об отказе в осуществлении зачета (возврата)».

В оспариваемом решении указано, что сумма налога на прибыль в размере 21 780 руб., была перечислена от имени ОАО «Иркутскгражданпроект» согласно платежного поручения № 582 от 05.07.2005 года. Суммы налога не зачтены в КРСБ Агентство имущественных отношений Иркутской области, в связи с чем, возврат налога заявителю не возможен.

Не согласившись с Решением налогового органа 17.10.2008 года, агентство обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании оспариваемого решения незаконным и устранении допущенных нарушений.

Изучив представленные материалы, доводы и возражения сторон, суд пришел к следующим выводам.



Как усматривалось из материалов дела, собственником акций ОАО «Иркутскгражданпроект» являлся субъект Российской Федерации в лице Иркутской области. Заявитель, получая дивиденды, действовал от имени субъекта Российской Федерации как орган государственной власти в рамках установленной компетенции.

В соответствии со статьей 246 НК РФ субъекты Российской Федерации, как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль. Поскольку налоговый агент удерживает в соответствующих случаях налог у лица, являющегося плательщиком налога (статья 24 Кодекса), в данном случае при выплате дивидендов по принадлежащим субъекту Российской Федерации акциям у ОАО «Иркутскгражданпроект» не возникло обязанности по удержанию налога с указанного лица, в связи с чем, суд принимает довод заявителя о неправомерности удержания налога на прибыль за 2004 год.

Указанная правовая позиция подтверждена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 года № 98 (пункт 6).

Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

В пункте 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 разъяснено, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении соответствующего заявления налогоплательщика либо неполучения им ответа в установленный законом срок.

То есть обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно при соблюдении им установленного статьей 78 НК РФ досудебного порядка урегулирования спора с налоговым органом.

Налоговый орган не оспаривает перечислением налоговым агентом налога на прибыль за 2004 год в сумме 21 780 руб., заявленную агентством как излишне уплаченную и подлежащую возврату из бюджета. Также налоговым органом не оспаривается соблюдения обществом досудебного порядка урегулирования спора.

Суд не принимает довод инспекции об отсутствии правовых оснований для возврата заявителю суммы излишне уплаченного налога на прибыль, в связи с тем, что сумма налога не была отражена в КРСБ заявителя, вследствие того, что уплата налога производилась налоговым агентом ОАО «Иркутскгражданпроект», так как факт уплаты налога за счет средств заявителя материалами дела подтвержден. Кроме того, представитель ОАО «Иркутскгражданпроект» подтвердил, что по платежному поручению № 582 от 05.07.2005 года была уплачена сумма налога на прибыль с доходов Иркутской области от дивидендов по акциям предприятия, что подтверждает назначения платежа в платежном поручении. Указанный факт инспекцией не оспорен (ст. 65 АПК РФ).

Суд считает, что до принятия решения по заявлению о возврате излишне уплаченного налога инспекция обязана была сама получить у налогового агента информацию, подтверждающую факт перечисления сумм удержанного налога в бюджет.

Кроме того, согласно свидетельства о постановке на налоговый учет от 02.06.1999 года, ОАО «Иркутскгражданпроект» с 30.06.1993 года состоит на учете в ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска, что свидетельствует о том, что налоговый орган располагал сведениями о перечислении излишне уплаченной суммы налога налоговым агентом за счет средств Иркутской области.

В соответствие с п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая вышеизложенное, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ взысканию с инспекции в пользу заявителя подлежат расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб., уплаченных платежным поручением № 78405 от 19.06.2008 года.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска «Об отказе в осуществлении зачета (возврата) суммы излишне уплаченного налога» № 1943 от 23.06.2008 года, как не соответствующего положениям ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций за 2004 год в размере 21 780 руб., исчисленного с доходов полученных Иркутской областью от долевого участия в организации Открытое акционерное общество «Иркутскгражданпроект». Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска в пользу Агентства имущественных отношений Иркутской области расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Гаврилов О.В.