Судебная власть

Решение от 27.11.2008 №А46-20948/2008. По делу А46-20948/2008. Омская область.

Решение

город Омск

27 ноября 2008 года

№ дела

А46-20948/2008

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27 ноября 2008 года.

Арбитражный суд Омской области в составе

судьи Чернышёва В.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Чернышёвым В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Советском административном округе г. Омска, о признании незаконным отказа в зачёте переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по накопительной части пенсии в счёт погашения недоимки по страховой части трудовой пенсии в сумме 108 052 руб. и обязании произвести зачёт,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Михайловой О.С. (удостоверение ОМС № 001178, доверенность № 56/2-2235 от 16.07.2008),

от заинтересованного лица – Ботнарь О.И. (паспорт гражданина РФ, доверенность от 15.10.2008 № 15/031192),

от третьего лица – Приваловой А.А. (паспорт гражданина РФ, доверенность № 016530 от 28.11.2007),

Установил:

Федеральное бюджетное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» (далее – Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (далее – налоговый орган, Инспекция), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Советском административном округе г. Омска, о признании незаконным отказа в зачёте переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по накопительной части пенсии в счёт погашения недоимки по страховой части трудовой пенсии в сумме 108 052 руб. и обязании произвести зачёт.



В обоснование своих требований заявитель указал, что статьёй 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее – Закон № 167-ФЗ) контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов. Поскольку Закон № 167-ФЗ не устанавливает порядок зачёта либо возврата сумм излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) заявитель представил письменные уточнения требований, просил обязать налоговый орган произвести зачёт переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по накопительной части пенсии в счёт погашения недоимки по страховой части пенсии за 2007 год в сумме 108 052 руб.

При этом заявитель пояснил, что согласно протоколу сверки расчётов по уплате страховых взносов № 12001 от 28.02.2008 Учреждением начислено страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии 819 703 руб., на накопительную часть – 123 081 руб.

При имеющихся излишне уплаченных взносах в сумме 81 913 руб. – на страховую часть трудовой пенсии и 243 692 руб. – на накопительную часть пенсии Учреждением в расчётном периоде было уплачено страховых взносов на обязательное страхование: на страховую часть – 629 738 руб., на накопительную часть – 221 031 руб.

Таким образом, у заявителя образовалась задолженность по уплате страховых взносов на страховую часть за 2007 год в сумме 108 052 руб. и переплата страховых взносов на накопительную часть пенсии в сумме 341 642 руб.

Налоговым органом в порядке статьи 131 АПК РФ представлен письменный отзыв на заявление, в котором Инспекция указывает на необоснованность требований заявителя со ссылкой на то, что Федеральным законом 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» не определён полномочный орган, который должен производить зачёт (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения, не установлено, что зачёт страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется в порядке, предусмотренном статьёй 78 НК РФ.

Представитель третьего лица отметил, что считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

В предварительном судебном заседании суд с согласия сторон, в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ перешёл к рассмотрению дела в судебном заседании.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования (с учётом уточнения) в полном объёме.

Представитель налогового органа в судебном заседании просил в удовлетворении требований заявителя отказать по основаниям, изложенным в представленном письменном отзыве.

Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал требования заявителя, просил суд их удовлетворить. Письменный отзыв в порядке статьи 131 АПК РФ не представил.

Суд, заслушав представителей сторон, третьего лица, изучив материалы дела, заявление, отзыв, Установилследующие обстоятельства.

ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области 14.04.2008 за основным государственным регистрационным номером 1025500537523, за государственным регистрационным номером 2085543209618, о чём выдано свидетельство серии 55 № 003086516.

Учреждение является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Между заявителем и ГУ-УПФ произведена сверка расчётов по уплате страховых взносов на 28.02.2008, о чём составлен протокол № 12001 от 28.02.2008.



Согласно данным указанного протокола Учреждением начислено страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии 819 703 руб., на накопительную часть – 123 081 руб. При имеющихся излишне уплаченных взносах в сумме 81 913 руб. – на страховую часть трудовой пенсии и 243 692 руб. – на накопительную часть пенсии Учреждением в расчётном периоде было уплачено страховых взносов на обязательное страхование: на страховую часть – 629 738 руб., на накопительную часть – 221 031 руб.

Таким образом, у заявителя образовалась задолженность по уплате страховых взносов на страховую часть за 2007 год в сумме 108 052 руб. и переплата страховых взносов на накопительную часть пенсии в сумме 341 642 руб.

В связи с этим Учреждением 01.08.2008 и 19.09.2008 направлены письма с просьбой произвести зачёт переплаты по накопительной части пенсии в счёт погашения недоимки по страховой части пении.

Письмом от 13.08.2008 № 6933 Инспекция ответила отказом в зачёте переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, мотивируя это тем, что согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» вопросы, связанные с уплатой страховых взносов, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, не относятся к налоговой системе РФ, следовательно, возвраты и зачёты не могут быть проведены в соответствии со статьёй 78 НК РФ.

Считая, что данный отказ налогового органа в зачёте сумм страховых взносов не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, которое является предметом рассмотрения по настоящему делу.

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном объёме, исходя из следующего.

В соответствии со статьями 137, 138 НК РФ каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права; акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Согласно статье 198 АПК РФ организации, граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как предписано частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений, действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемые Решение, совершили действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые Решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьёй 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» установлено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

В соответствии с положениями статьи 25 названного Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона № 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда РФ) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены, иные случаи проведения территориальными органами Пенсионного фонда РФ возврата или зачёта, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Согласно пункту 18 Порядка учёта Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведённых операциях по учёту поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачёте) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение № 11.1 к ранее действовавшему Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 № 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба. Данный закон признан утратившим силу Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части урегулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

Вместе с тем, аналогичные положения зафиксированы и в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2007 год» и в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», а также в Федеральном законе «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

Таким образом, доводы налогового органа о том, что обязанность по зачёту (возврату) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не возлагается на налоговые органы, не соответствуют действующему законодательству.

В соответствии со статьёй 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачёту в счёт предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьёй; зачёт сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам; налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта; в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам, результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком; зачёт суммы излишне уплаченного налога в счёт предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.09.2005 № 582 «Об утверждении правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере» минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии составляет 150 рублей в месяц, из них 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачёте или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трёх лет со дня уплаты указанной суммы.

Учреждение обратилось в налоговый орган с заявлением о зачёте 01.08.2008, то есть в пределах установленного срока.

Оснований для отказа в проведении зачёта у налогового органа не имелось.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемые Решение, действие (бездействие) государственных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы представителя налогового органа, изложенные в отзыве и озвученные в ходе рассмотрения дела, подлежат отклонению на основании изложенных норм права и установленных по делу обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу пункта 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, возврат уплаченной государственной пошлины производится за счёт средств бюджета, в который производилась уплата.

Настоящий пункт (пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации) признан утратившим силу с 01.01.2007 в соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».

Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренных главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

В данном случае государственная пошлина уплачена заявителем по платёжному поручению от 16.10.2008 № 1027 в сумме 3 661 руб. 04 коп.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче в арбитражный суд заявления о признании, в том числе решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными юридическими лицами уплачивается государственная пошлина в сумме 2 000 руб.

Пунктом 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ установлено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.

При таких обстоятельствах в связи с удовлетворением требований государственная пошлина подлежит взысканию в пользу заявителя с налогового органа как со стороны по делу в сумме 2 000 руб.

Государственная пошлина в сумме 1 661 руб. 04 коп. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 110, статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации

Решил:

Требования Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Советском административном округе г. Омска, о признании незаконным отказа в зачёте переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по накопительной части пенсии в счёт погашения недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007 год по страховой части трудовой пенсии в сумме 108 052 руб. и обязании произвести зачёт, удовлетворить в полном объёме.

Признать незаконным отказ Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска в зачёте переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по накопительной части пенсии в счёт погашения недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007 год по страховой части трудовой пенсии в сумме 108 052 руб., как несоответствующий Налоговому кодексу РФ, Федеральному закону от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и произвести зачёт переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по накопительной части пенсии в счёт погашения недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007 год по страховой части трудовой пенсии в сумме 108 052 руб.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (644029, г. Омск, ул. Магистральная, 82-Б) в пользу Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» (644901, г. Омск, мкр. Береговой, ул. 2-я Осенняя, д. 2 к. 1) расходы по уплате государственной пошлине в сумме 2 000 руб., уплаченные по платёжному поручению от 16.10.2008 № 1027.

Возвратить Федеральному бюджетному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 661 руб. 04 коп., уплаченную по платёжному поручению от 16.10.2008 № 1027.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путём подачи апелляционной жалобы.

Судья В.И. Чернышёв

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru