Судебная власть

Решение от 24.11.2008 №А39-4042/2008. По делу А39-4042/2008. Республика Мордовия.

Решение

Дело № А39-4042/2008-174/15

г. Саранск 24 ноября 2008 года

Судья Арбитражного суда Республики Мордовия Артамонова Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акайкиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Атяшевского муниципального района, пос. Атяшево, Республика Мордовия

о признании незаконным и отмене постановления Заместителя главного государственного инспектора Республики Мордовия по пожарному надзору

№000512 от 31.10.2008 о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности

при участии в заседании:

от заявителя: Исайкиной Е.П., начальника юридического отдела, доверенность от 18.11.2008 №22

от ответчика: Кудинова А.А., заместителя начальника УГПН ГУ МЧС России по РМ, доверенность от 18.11.2008, Ефремова А.Н., инженера отдела организации ГПН УГПН ГУ МЧС РФ по РМ, доверенность от 18.11.2008

Установил:

Администрация Атяшевского муниципального района (далее – ответчик, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Заместителя главного государственного инспектора Республики Мордовия по пожарному надзору (далее – ответчик, заместитель начальника УГПН ГУ МЧС России по РМ) №000512 от 31.10.2008 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности.

Ответчики в отзыве на заявление и представители в судебном заседании требования Администрации не признали, пояснив, что Администрация Атяшевского муниципального района обоснованно привлечена к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности.

Из материалов дела установлено, что Администрация Атяшевского муниципального района зарегистрирована в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1021300549654.

В период 20-24 октября 2008 года комиссией в составе сотрудников Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Республике Мордовия и государственного инспектора Атяшевского муниципального района по пожарному надзору (на основании распоряжения Заместителя главного государственного инспектора Республики Мордовия по пожарному надзору от 20 октября 2008 года №48) осуществлена проверка Администрации Атяшевского муниципального района, расположенной по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, пос. Атяшево, ул. Центральная, 8, по соблюдению требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, Федерального закона «О пожарной безопасности».

В ходе проверки было установлено нарушение пункта 3 и пункта 11 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), абз. 3 статьи 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», а именно:

-не создано в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;



-не организовано проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности в 2008 году.

По факту данного правонарушения ответчиком в отношении Администрации Атяшевского муниципального района 23.10.2008 составлен протокол №000512/108 об административном нарушении требований в области пожарной безопасности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По материалам проверки заместителем главного Государственного инспектора Республики Мордовия по пожарному надзору 31.10.2008 вынесено Постановление №000512 о привлечении Администрации Атяшевского муниципального района к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с данным Постановлением Администрация Атяшевского муниципального района обратилась в суд с заявлением о его обжаловании.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Под нормативным регулированием в области пожарной безопасности понимается установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности, согласно статье 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ, относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования о пожарной безопасности.

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313 (далее –Правила), определено, что данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В пункте 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации указано, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» установлены полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, в том числе и создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

В пункте 11 Правил значится что в соответствии с Федеральным законом “О пожарной безопасности“ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:

реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях;

создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;

оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач;

создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;

организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;



принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению;

обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охране.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Оспаривая Постановление от 31.10.2008 №000512 заявитель считает, что Администрация Атяшевского муниципального района необоснованно привлечена к административной ответственности, поскольку согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления других муниципальных образований. Администрация Атяшевского муниципального района не вправе решать вопросы отнесенные абз. 3 статьи 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» и п. 11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.

Так, в пункте 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изложены вопросы местного значения, отнесенные к полномочиям муниципального района:

1)формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;

2)установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;

3)владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;

4)организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

5)дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6)создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

6.1)участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района;

7)участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

8)организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

9)организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

10)утратил силу;

11)организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

12)организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

13)утратил силу;

14)организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

15)утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд;

РазРешение на распространение наружной рекламы, выданное органом местного самоуправления муниципального района до 1 июля 2006 года, признается разРешением на установку рекламной конструкции, выдаваемым в соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15, а Решение о его аннулировании или признании его недействительным может быть принято по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“;

15.1)выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ “О рекламе“ (далее - Федеральный закон “О рекламе“);

16)формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;

17)содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;

18)создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

19)организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;

19.1)создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

19.2)создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;

20)выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;

21)организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

22)создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

(п. 22 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

23)организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на межселенных территориях;

24)осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

25)создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства;

26)обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;

27)организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью;

28)осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.

утратил силу.

Из анализа указанной правовой нормы следует, что в полномочия муниципального района не входит создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Однако, пунктом 4 статьи 15 вышеназванного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Заявителем представлены суду соглашения о передаче Атяшевскому муниципальному району осуществления части полномочий Атяшевского, Аловского, Андреевского, Большеманадышского, Вежне-Чукальского, Вечерлейского, Дюркинского, Каменского, Капасовского, Киржеманского, Козловского, Лобаскинского, Мордовско-Сыресевского, Наборно-Сыресевского, Покровского, Русско-Дубровского, Сабанчеевского, Селищенского, Тарасовского, Ушаковского, Шейн-Майданского сельских поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий поселений от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, осуществляющих свою деятельность на территории поселения и осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране жизни и здоровья за счет субвенций, предоставляемых из бюджета поселения в бюджет муниципального района. Данные соглашения утверждены решениями Совета депутатов Атяшевского муниципального района от 04.04.2006.

Между тем, субвенции из бюджетов сельских поселений, заключивших соглашения, бюджету Атяшевского муниципального района в 2008 году на реализацию вышеназванных полномочий не перечислялись, что подтверждается Решением Совета депутатов Атяшевского муниципального района от 11.09.2007 №70 «О бюджете Атяшевского муниципального района на 2008 год», а также справкой финансового управления Администрации Атяшевского муниципального района от 20.11.2008 №91 об отсутствии поступления в 2006, 2007 и 2008 годах субвенций от сельских поселений на выполнение условий соглашений от 04.04.2006.

В связи с чем суд считает, что заявитель не может нести ответственности за несоблюдение требований абз. 3 статьи 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», а именно за не создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, поскольку статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» у муниципального района такие полномочия отсутствуют, а на основании соглашений по передаче части полномочий сельских поселений могут быть исполнены органами самоуправления муниципального района в пределах передаваемых субвенций из бюджетов сельских поселений в бюджет муниципального района.

Довод ответчика о том, что Администрация Атяшевского муниципального района должна нести ответственность за несоблюдение требований Федерального закона «О пожарной безопасности», поскольку согласно заключенным соглашениям, полномочия поселений переданы муниципальному району и их необходимо исполнять независимо от получения субвенций, а за неисполнение обязательств в соглашении следовало предусмотреть ответственность, как предусмотрено в законе, суд считает необоснованным.

Действительно, соглашения от 04.04.2006 заключенные на 3 года, не содержат санкций за неисполнение обязательств органами местного самоуправления сельских поселений. Однако, согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» передача органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, части своих полномочий, является установленным законом правом, а не обязанностью.

Кроме того, разделом 8 соглашений от 04.04.2006 ответственность Администрации Атяшевского муниципального района предусмотрена, но только в пределах переданных финансовых средств, а как следует из материалов дела финансовые средства от органов местного самоуправления сельских поселений на выполнение соглашений в бюджет Атяшевского муниципального района в течение 2006-2007 годов не поступали. Следовательно, заявитель не может быть привлечен к административной ответственности за невыполнение полномочий, которые фактически не передавались.

По постановлению от 31.10.2008 №000512 заявитель привлечен к административной ответственности и за не организацию проведения противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности в 2008 году (пункт 11 Правил пожарной безопасности в РФ).

Статьей 18 Федерального закона «О пожарной безопасности» организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности, отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности.

Во исполнение требований Федерального закона «О пожарной безопасности» на территории Республики Мордовия принят Закон Республики Мордовия «Об обеспечении пожарной безопасности в Республике Мордовия» от 28.12.2004 №110-З (в редакции от 03.05.2007 и от 20.05.2008).

К полномочиям же органов местного самоуправления поселений и городских округов в границах сельских населенных пунктов и в границах городских населенных пунктов статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», кроме прочих, отнесено оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения.

Ни Федеральным законом «О пожарной безопасности, ни Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации не установлено полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов, в связи с чем привлечение заявителя к административной ответственности за невыполнение требований пункта 11 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) неправомерно.

Тем не менее, заявителем представлены суду протоколы от 20.05.2008 №3 и от 06.08.2008 №4 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Администрации Атяшевского муниципального района, из которых усматривается, что на заседаниях комиссии рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением пожарной безопасности в Атяшевском районе. Указанное было отмечено и проверяющими в акте проверки от 20-24.10.2008 №42.

Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое Постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление административного органа может быть признано незаконным и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.

Кроме того, в статье 4.3 КоАП РФ указаны обстоятельства, отягчающие административную ответственность, перечень данных обстоятельств является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Проверяя законность принятого ответчиком постановления, суд Установил, что в постановлении о привлечении к административной ответственности указано на отягчающее вину Администрации обстоятельство установленное пунктом 1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ. Данная норма содержит отягчающее вину обстоятельство, как «продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его».

Суд не может согласиться с тем, что вышеназванное обстоятельство является отягчающим вину обстоятельством Администрации Атяшевского муниципального района, поскольку ответчиком не представлено доказательств противоправности поведения заявителя и требований прекратить его. Однако смягчающее ответственность обстоятельство, такое как совершение административного правонарушения впервые, ответчиком при определении меры взыскания не учитывалось.

За совершение правонарушения Администрации определена мера взыскания в виде административного штрафа в максимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в размере 20 000 рублей, при отсутствии в действиях общества отягчающих вину обстоятельств, и при наличии смягчающих вину обстоятельств.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности, суд вправе принять Решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании изложенного заявление Администрации Атяшевского муниципального района подлежит удовлетворению, а Постановление Заместителя главного государственного инспектора Республики Мордовия по пожарному надзору 000512 от 31.10.2008 о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности приз-

нанию незаконным и отмене полностью.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на Постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 20.11.2008 до 24.11.2008.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконным и отменить полностью Постановление Заместителя главного государственного инспектора Республики Мордовия по пожарному надзору Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия от 31.10.2008 №000512 о привлечении к административной ответственности Администрации Атяшевского муниципального района, пос. Атяшево, Республика Мордовия, по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 20000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его вынесения в Первый арбитражный апелляционный суд.

Судья Л. А. Артамонова