Судебная власть

Постановление от 28 ноября 2008 года № А50-9988/2008. По делу А50-9988/2008. Российская Федерация.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Постановление

№ 17АП-8347/2008-АК

г. Пермь

28 ноября 2008 года Дело № А50-9988/2008­­

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И. В.

судей Сафоновой С.Н., Богдановой Р.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.,

при участии:

от заявителя ТСЖ «Холмогоры» – Холова А.Г., ренность от 05.06.2008г., Гагаринов П.В., седатель;

от заинтересованных лиц 1) Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми – Кормщикова И.В., удостоверение № 1398, доверенность от 25.06.2008г. № ИО4-19.852;

Муниципального учреждения «Жилищная служба «Центр» Свердловского района» г. Перми – Никонов А.В., ренность от 29.09.2008г.;

от третьего лица Администрации города Перми – Кормщикова И.В., удостоверение № 1398, доверенность от 11.01.2008г. № И-01-43-76;

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.



рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя

ТСЖ «Холмогоры»

на Решение Арбитражного суда Пермского края

от 17 сентября 2008 года

по делу № А50-9988/2008,

принятое судьей Аликиной Е.Н.,

по заявлению ТСЖ «Холмогоры»

к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, МУ «Жилищная служба «Центр» Свердловского района» г. Перми

третье лицо: Администрация г. Перми

о признании незаконным бездействия,

Установил:

ТСЖ «Холмогоры», уточнив заявленные требования, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми (далее Управление ЖКХ) по осуществлению надлежащей передачи жилого многоквартирного дома № 7 «А» по ул. Холмогорской в г. Перми товариществу собственников жилья, как противоречащее Решению Пермской городской Думы от 12.09.2006г. № 215, Постановлению администрации г. Перми № 1320 от 28.07.2006г. и обязании Управления ЖКХ осуществить выполнение функций по передаче жилого многоквартирного дома № 7 «А» по ул. Холмогорской г. Перми ТСЖ «Холмогоры»; признании незаконным бездействия директора МУ «Жилищная служба «Центр Свердловского района» г. Перми (далее МУ «ЖС «Центр») по осуществлению возложенной на него Постановлением администрации г. Перми № 1320 от 28.07.2006г. обязанности по передаче жилого многоквартирного дома № 7 «А» по ул. Холмогорской в г. Перми ТСЖ «Холмогоры» в управление; обязании директора МУ «ЖС «Центр» обеспечить передачу дому № 7 «А» по ул. Холмогоры в соответствии с Постановлением администрации г. Перми № 1320 от 28.07.2006г. с учетом его первоначальной редакции, а именно: провести техническое обследование многоквартирного дома и составление акта по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006г. № 75 «О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»; заключить с ТСЖ соглашение о передаче дома; передать техническую и иную документацию по регистрационному учету граждан по месту пребывания и по месту жительства по перечню, установленному в п. 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. № 170.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.09.2008г. отказано в удовлетворении требований, заявленных в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми. В остальной части требований производство по делу прекращено.

Не согласившись с Решением суда, ТСЖ «Холмогоры» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит Решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд считал установленными, Решение вынесено с нарушением норм процессуального права и неправильным применением норм материального права. Заявитель жалобы полагает, что Управление ЖКХ наделено властными полномочиями в сфере передачи многоквартирного дома в управление. Именно Управление ЖКХ оказывает непосредственное влияние на нарушение МУ «ЖС «Центр» порядка передачи многоквартирного дома в управление, поскольку является учредителем МУ «ЖС «Центр». Формальное соблюдение процедуры, на которое ссылается МУ «ЖС «Центр», без фактического информирования об этом ТСЖ, не могло явиться основанием для одностороннего отказа от выполнения мероприятий по управлению домом по ул. Холмогорская, 7а. В данном случае, обязанность по организации процедуры передачи управления многоквартирным домом носила публичный характер, так как эта обязанность возложена на МУ «ЖС «Центр» и не имеет характера свободного и обоюдного волеизъявления сторон, а зависела от начала организации этой процедуры МУ «ЖС «Центр» на основании представленных принимающей стороной документов.

В судебном заседании представитель ТСЖ «Холмогоры» поддержал доводы апелляционной жалобы.



МУ «ЖС «Центр» представило письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит Решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, поскольку жилищной службой неоднократно предпринимались попытки к передаче многоквартирного дома № 7А по ул. Холмогорская, но председатель правления уклонялся от принятия дома в управление до проведения капитального ремонта. Реализация выбранного собственниками помещений способа управления многоквартирным домом не зависит от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов.

Управление ЖКХ и Администрация города Перми представили письменные отзывы на жалобу, согласно которых просят Решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, поскольку жилищная служба не наделена какими-либо полномочиями в сфере публичной власти. Из положений действующего законодательства не следует, что управление осуществляет передачу многоквартирных домов в управление ТСЖ. Кроме того, капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов при передаче их в управление ТСЖ осуществляется в установленном решениями Пермской городской Думы от 29.06.2006г. № 139 и от 25.03.2008г. № 74 порядке.

Представители ответчиков и третьего лица в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, 31.01.2006г. ТСЖ «Холмогоры» зарегистрировано, свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 59 № 003501242 (л.д. 69).

18.05.2006г. ТСЖ «Холмогоры» обратилось в МУ «ЖС «Центр» с заявлением, в котором просило провести техническое обследование дома, осуществить капитальный ремонт дома и устройство придомовой территории, после чего выражало согласие принять в управление жилой дом (л.д. 25).

Невыполнение ответчиками указанных требований явилось основанием для обращения ТСЖ в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований к Управлению ЖКХ, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ администрации соответствует закону и не нарушает права и законные интересы предпринимателя. Прекращая производство по делу по требованиям, заявленным к МУ «ЖС «Центр», суд первой инстанции Установил, что данное заявление с тем же предметом и основанием было рассмотрено Арбитражным судом Пермского края по делу № А50-18371/2006-А17.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу положений п.1 ст.198, п.2 ст.201 АПК РФ основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта) и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 161 Жилищного Кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, Решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

управление управляющей организацией.

На момент обращения ТСЖ с заявлением о передаче дома на территории г. Перми действовал Порядок передачи жилых домов, находящихся на балансе муниципальных учреждений «Жилищная служба», в управление товариществам собственников жилья, утвержденный Постановлением Администрации г. Перми от 08.10.2003г. № 2946 «О порядке передачи жилых домов, находящихся на балансе муниципальных учреждений «Жилищная служба», в управление товариществам собственников жилья».

Согласно названному порядку заявление ТСЖ о передаче жилого дома в управление по установленной форме подается в Департамент имущественных отношений администрации города, который готовит в месячный срок Постановление главы города о передаче жилого дома в управление товариществу, издает приказ о списании с баланса (забалансового счета) МУ «Жилищная служба» квартир, являющихся собственностью граждан и юридических лиц, в двухнедельный срок со дня подписания постановления главой города (п. 2.1).

По п.2.2. названного Порядка Муниципальное учреждение “Жилищная служба“ после регистрации Товарищества готовит в двухмесячный срок для передачи Товариществу техническую и иную документацию, необходимую для организации обслуживания и содержания жилого дома; заказывает проведение плановой технической инвентаризации в случае истечения ее срока за счет средств, выделяемых на эти цели, в течение двух месяцев; создает в месячный срок комиссию с обязательным участием не менее двух представителей от Товарищества для составления акта приема-передачи дома в управление Товариществу;

В дальнейшем, МУ «Жилищная служба» на основании постановления Главы города о передаче жилого дома в управление товариществу и приказа департамента имущественных отношений администрации города осуществляет снятие с бухгалтерского учета (списание с баланса) немуниципального имущества жилого дома, в котором организовано товарищество; готовит в месячный срок проекты договоров о внесении в установленном порядке соответствующих изменений в договоры технического обслуживания и текущего ремонта муниципального жилищного фонда, по оказанию услуг тепло-, водоснабжения, водоотведения и др.; передает Товариществу по акту приема-передачи техническую и иную документацию, необходимую для организации обслуживания и содержания жилого дома; заключает договор с Товариществом на управление муниципальной долей собственности в части организации содержания и обслуживания жилого дома и заключения всех необходимых договоров обеспечения коммунальными услугами; представляет в организацию, осуществляющую государственный учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, Постановление Главы города о передаче жилого дома в управление Товариществу, акты приема-передачи, указанные в п. 2.3.3 настоящего Порядка, и другие документы, необходимые для внесения соответствующих изменений в технический паспорт жилого дома, переданного Товариществу (п. 2.3 порядка от 08.10.2003г. № 2946).

В связи со вступлением в действие с 01.03.2005г. Жилищного Кодекса РФ, указанный порядок изменен.

С июля 2006г. на территории г. Перми действует Порядок передачи многоквартирных домов в управление ТСЖ, управляющей организации (управляющему) и в непосредственное управление собственников помещений многоквартирных домов, в которых организацию технического обслуживания и текущего ремонта осуществляют муниципальные учреждения «Жилищная служба» районов, утвержденный Постановлением Администрации г. Перми от 28.07.2006г. № 1320 (далее Порядок № 1320).

Согласно п. 1. 7 действующего Порядка передача многоквартирного дома в управление товариществу собственников жилья, управляющей организации (управляющему) и в непосредственное управление собственников помещений осуществляется на основании документов, подтверждающих принятие решения собственниками помещений многоквартирного дома о выборе способа управления домом, а также при отборе управляющей организации в результате проведения открытого конкурса. При создании товарищества собственников жилья такими документами являются протокол общего собрания, Решение правления Товарищества об избрании председателя правления, устав Товарищества, утвержденный общим собранием, свидетельство о государственной регистрации Товарищества (п.1.7.1).

Пунктом 2.3 указанного Порядка предусмотрено, что Передающая сторона (МУ «Жилищная служба») в срок не позднее 3 рабочих дней с момента представления документов осуществляет проверку полноты и достоверности представленных документов.

После этого, Передающая сторона заключает с принимающей стороной соглашение о передаче управления многоквартирным домом.

Затем, после заключения соглашения, Передающая сторона:

передает по акту приема-передачи техническую и иную документацию, необходимую для организации содержания и ремонта дома, в том числе и документы по регистрационному учету граждан по месту пребывания и по месту жительства;

готовит проекты соглашений о внесении в установленном порядке соответствующих изменений в договоры технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда, по оказанию услуг теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и другие и направляет их контрагентам с обоснованием внесения изменений в договор, указанием информации о стороне, принимающей жилой дом в управление, и приложением копии соглашения о передаче управления многоквартирным домом (подпункты 2.4.2, 2.4.3);

осуществляет другие полномочия, предусмотренные данным Порядком (п.п. 2.4.4, п.2.5).

В своей апелляционной жалобе, ТСЖ «Холмогоры» указывает, что Управление ЖКХ не исполняет функции по осуществлению надлежащей передачи жилого многоквартирного дома ТСЖ, властно воздействует на жилищную службу.

Между тем, Порядком передачи жилых домов, находящихся на балансе муниципальных учреждений «Жилищная служба», в управление товариществам собственников жилья, утвержденным Постановлением администрации города Перми от 08.10.2003г. № 2946, действовавшем на момент подачи заявления от 18.05.2006г., не предусмотрено наделение Управление ЖКХ полномочиями по передаче жилых домов в управление ТСЖ.

В соответствии с п. 3 Постановления Администрации г. Перми от 28.07.2006г. № 1320 МУ ЖКХ предписано разработать примерный договор управления многоквартирным домом; организовать мониторинг в сфере управления многоквартирным домом; осуществлять методическое руководство передачей в управление товариществам собственников жилья, управляющей организации и в непосредственное управление собственников помещений многоквартирных домов, в которых организацию технического обслуживания и текущего ремонта осуществляют муниципальные учреждения «Жилищная служба» районов.

Таким образом, ни ранее действующим порядком передачи домов, ни порядком, установленным Постановлением Администрации г. Перми № 1320, ни Положением об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, утвержденным Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г. № 215 не предусмотрено, что в компетенцию данного органа входит передача жилых домов в управление товариществам собственников жилья.

Следовательно, Управление ЖКХ не обладает правом осуществлять властно-распорядительные полномочия, касающиеся передачи домов в управление ТСЖ, иначе влиять на данный процесс, изменяя установленный Порядок передачи многоквартирных домов.

Выводы суда первой инстанции о том, что требования заявителя не связаны с функциональными обязанностями, возложенными на орган местного самоуправления в соответствии с Положением об управлении ЖКХ, а потому действия или бездействия данного органа не могут нарушать права заявителя в публичной сфере, судом апелляционной инстанции признаются правомерными.

Ссылка заявителя на письмо Управления ЖКХ от 04.03.2008г. № И-04/14-103, согласно которому управление рекомендует уведомить зарегистрированные ТСЖ о прекращении сбора средств и содержания дома, судом апелляционной инстанции отклонена, поскольку письма Управления носят рекомендательный характер, Управление осуществляет только методическое руководство жилищными службами.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований по отношению к Управлению ЖКХ.

В отношении требований к МУ «ЖС «Центр» судом апелляционной инстанции установлено следующее.

В соответствии с вышеназванным законодательством, МУ «ЖС «Центр», являясь муниципальным учреждением жилищной службы, наделено Администрацией г. Перми специальными полномочиями по передаче многоквартирных домов в управление товариществам собственников жилья с соблюдением порядка, установленного на территории г. Перми, которым определено, что передача дома в управление ТСЖ производится при выраженном волеизъявлении ТСЖ, которое оформляется подачей заявления по установленной форме с приложением определенного пакета документов.

Судами установлено, что заявление от 18.05.2006г. в нарушение п. 2.1 Порядка, утвержденного Постановлением № 2946 от 8.10.2003г., подано не в Департамент имущественных отношений администрации г.Перми, а непосредственно в МУ «Жилищная служба «Центр» Свердловского района г. Перми., которое на 18.05.2006г. не было наделено полномочиями по принятию и рассмотрению данных заявлений и действовало только на основании указаний Департамента имущественных отношений г. Перми.(п.2.1,2.2 и 2.3 Порядка).

Доказательства обращения в Департамент имущественных отношений истцом не представлены суду . Доводы заявителя о соблюдении им процедуры обращения, предусмотренной Постановлением №1320, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены., поскольку порядок, установленный данным Постановлением, действует только с июля 2006г.

Соответствующее заявление, содержащее намерение принять жилой дом в управление, после вступления в силу вышеуказанного Порядка, ТСЖ в муниципальную жилищную службу не подавало. Данное обстоятельство не оспаривается заявителем.

Следовательно, при несоблюдении со стороны ТСЖ порядка обращения с заявлением о передаче в управление ему многоквартирного дома, у ответчика МУ ЖС «Центр» не возникает законных оснований для заключения соглашения и совершения всех последующих действий по передаче многоквартирного жилого дома в управление товариществу собственников жилья.

Кроме того, вступившим в законную силу Решением арбитражного суда Пермской области от 09.01.2007г. по делу № А50-18371/2006 ТСЖ «Холмогоры» отказано в удовлетворении требований к МУ «ЖС «Центр» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении п.п. 2.2.1-2.2.3 Порядка передачи жилых домов, находящихся на балансе муниципальных учреждений «Жилищная служба», в управление товариществам собственников жилья, утвержденного Постановлением главы г. Перми от 08.10.2003г. № 2946, а также в возложении на ответчика обязанности исполнить Постановление от 08.10.2003г. № 2946, устранить все последствия по неисполнению указанного постановления.

В своем заявлении, которое рассматривается в данном деле, истец настаивает по существу на тех же требованиях, основанных на вытекающих из жилищных правоотношений полномочий по передаче многоквартирных домов в управление ТСЖ.

Бездействие ответчика в обоих случаях связано с рассмотрением заявления ТСЖ «Холмогоры» от 18.05.2006г., направленного в МУ «ЖС «Центр».

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно Установил, что данное заявление предъявлено по тому же предмету и основанию, что были заявлены в деле Арбитражного суда Пермской области № А50-18371/2006.

Доводы заявителя о том, что в предыдущем деле рассматривался вопрос о признании незаконным бездействия по непроведению капитального ремонта дома и придомовой территории с последующей передачей в управление ТСЖ судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, как неподтвержденные документально. (л.д.20-24,т.2).

Ссылка заявителя на нарушение ответчиком положений Порядка, установленного Постановлением №1320, судом рассмотрена и отклонена, поскольку при подаче заявления 18.05.2006г. данный порядок еще не был введен в действие.

В соответствии с ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.

Учитывая изложенное, производство по делу в части указанных требований судом первой инстанции обоснованно прекращено.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Учитывая, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, то в соответствии со ст. 110 АПК РФ уплаченная госпошлина по платежному поручению № 63 от 13.10.2008г. в сумме 1 000 руб. не подлежит возврату ТСЖ «Холмогоры».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 19.09.2008г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

В. Борзенкова

Судьи

Богданова

Сафонова