Судебная власть

Решение от 24.11.2008 №А59-3963/2008. По делу А59-3963/2008. Республика Саха.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Решение

г. Южно - Сахалинск № дела А59 - 3963/08 – С 13

24 н о я б р я 2008г.

Арбитражный суд в составе:

председательствующего ___Д Ж А В А Ш В И Л И В. Н.___________

судей __________________________________________________

при ведении протокола судебного заседания председательствующим ДЖАВАШВИЛИ В. Н.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению компании с ограниченной ответственностью «Свифт Текникал (Россия) Лимитед» (Великобритания) к Управлению Федеральной миграционной службы по Сахалинской области об оспаривании постановления об административной ответственности.

В заседании приняли участие:

от заявителя – ГОНЧАРОВ А. С. - по доверенности (в деле).

от ответчика – РУДЕНКО О. В. – по доверенности (в деле).

Установил:

Заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа от 03. 10. 08г., которым он привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 18. 15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 800 000 рублей.

В обоснование своего требования заявитель указал, что действия заявителя не образуют состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18. 15 КоАП РФ, поскольку федеральными законами не установлена обязанность заявителя уведомлять органы занятости о привлечении иностранных работников, прибывших в РФ в порядке, требующем получения визы. Данная норма может быть применена только в случае неуведомления органа занятости о привлечении иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы (ч. 9 ст. 13. 1 Закона № 115 – ФЗ).



Ответчик заявленные требования не признал, оспариваемое Постановление считает законным, обоснованным и соответствующим действующему законодательству по основаниям, изложенным в отзыве. В удовлетворении просит отказать.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 27, 29 АПК РФ арбитражному суду подведомственны споры об оспаривании ненормативных правовых актов, решений административных и иных органов государственной власти и местного самоуправления о привлечении к административной ответственности.

Cудом установлено, что на основании распоряжения от 05. 08. 08г. № 295/ОИК заместителя начальника Управления миграционной службы РФ по Сахалинской области проводилась проверка филиала компании заявителя по выполнению последним законодательства РФ по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы, соблюдения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

По результатам проверки составлен акт проверки филиала иностранного юридического лица компании с ограниченной ответственностью «Свифт Текникал (Россия) Лимитед» (Великобритания) от 09. 09. 08г., на основании которого составлен протокол № 2334/08 об административном правонарушении от 26. 09. 08г.

03. 10. 08г. начальником отдела иммиграционного контроля (ОИК) управления вынесено Постановление № 2334/08, которым заявитель за не направление сведений о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности в орган исполнительной власти субъекта РФ, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 18. 15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 800 000 рублей.

Согласно ст. 2. 1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) . . . юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьей 1. 7 Кодекса предусмотрено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 3 ст. 18. 15 КоАП РФ неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Пунктом 1 примечания к данной норме установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой – либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Следовательно, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью третьей названной нормы, образует неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Из материалов дела следует, что при проведении проверки административный орган Установилфакт привлечения и использования заявителем в своей деятельности иностранных граждан на территории Сахалинской области, на что имеется соответствующее разРешение.

Также установлено, что с иностранными работниками заключены трудовые договоры, в том числе и с теми, которые перечислены непосредственно в оспариваемом постановлении в количестве 45 человек, прибывшие на территорию РФ на основании обыкновенных рабочих виз в порядке, требующем получения визы.

Заявитель, по утверждению административного органа, не направил в орган исполнительной власти субъекта РФ, ведающий вопросами занятости населения, сведения о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности в количестве 45 человек, как того требует п. 13 «Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15. 11. 06г. № 681.



Правовое положение иностранных граждан в РФ, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируется Законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

В соответствии с п. 8 ст. 18 названного Федерального закона работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны (п/п. 4) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

В то же время п. 9 ст. 13. 1 этого же закона установлено, что работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разРешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Анализ перечисленных и других норм указанного федерального закона в совокупности позволяют сделать вывод о том, что, если иностранные граждане, привлекаемые и используемые для осуществления трудовой деятельности, прибыли в РФ в порядке, требующем получения визы, на работодателя возложена обязанность уведомить только налоговый орган об их привлечении и использовании, а если иностранные граждане прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы, на работодателя возлагается обязанность обязательного уведомления об этом территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Обязанность на получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников установлена ст. 13 Закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», в соответствии с ч. 4 которой работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Понятия работодателя и заказчика работ (услуг) в рамках данного федерального закона даны в ч. ч. 2 и 3 названной нормы, согласно которым:

-работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разРешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров;

-заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разРешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее их труд на основании заключенных с ними гражданско – правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).

Из изложенного следует, что как работодатель, так и заказчик работ (услуг) обязаны, по общему правилу, изложенному в ч. 4 ст. 13 Закона, в установленном порядке получить разРешение на привлечение и использование труда иностранных работников и при этом уведомить налоговый орган о привлечении и использовании иностранных работников.

В то же время ст. 13. 1 (п. 9) этого закона допускает исключение из общего правила, давая право работодателю и заказчику работ (услуг) привлекать и использовать труд иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения виз, и имеющих разРешение на работу на территории РФ, без получения разрешения на их привлечение и использование, но с обязательным уведомлением о таких привлечениях соответствующих органов, в том числе и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ.

Учитывая, что заявитель привлек и использует иностранных граждан на основании разрешения на привлечение и использование их труда и заключенных с ними трудовых договоров, о чем прямо указано в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении, иностранные работники прибыли в РФ в порядке, требующем получения виз, суд полагает, что в данном случае в силу вышеназванных норм Закона на заявителя Федеральным законом не возлагалась обязанность уведомлять об этом обстоятельстве орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ.

Такая обязанность Федеральным законом не установлена.

Утверждение ответчика в той части, что Постановление Правительства РФ от 15. 11. 06г. № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» является нормативным правовым актом, возлагающим такую обязанность на работодателя и заказчика работ (услуг), суд считает несостоятельным, поскольку Постановление не является федеральным законом, хотя оно и вынесено на основании и в развитие Федерального закона, устанавливает только порядок выдачи работодателям, заказчикам работ (услуг) разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию как в порядке, требующем получения визы, так и в порядке, не требующем получения визы.

Таким образом, неуведомление органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывающего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18. 15 КоАП РФ, поскольку такое уведомление не требуется в соответствии с федеральным законом.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявитель неправомерно привлечен к административной ответственности и поэтому Постановление о привлечении к ответственности подлежит признанию незаконным и отмене в полном объеме.

По вышеизложенным основаниям суд не принимает доводы ответчика.

Все остальные доводы сторон, по мнению суда, правового значения не имеют.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 211 АПК РФ, суд

Решил:

Постановление об административном правонарушении от 03. 10. 08г. № 2334/08 Управления Федеральной миграционной службы РФ по Сахалинской области, которым компания с ограниченной ответственностью «Свифт Текникал (Россия) Лимитед» (Великобритания) привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 18. 15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 800 000 рублей признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный Арбитражный суд ДВО через Арбитражный суд Сахалинской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Председательствующий ДЖАВАШВИЛИ В. Н.