Судебная власть

Постановление от 24.11.2008 №А64-4655/2008. По делу А64-4655/2008. Российская Федерация.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Постановление

24 ноября 2008 года Дело № А64-4655/08-15

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.08 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 24.11.08 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Семенюта Е.А.

судей Осиповой М.Б.

Сергуткиной В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаповым С.А.

при участии:

от ООО «Агентство недвижимости «БАШНЯ»: Дружкин В.М. - генеральный директор, Решение №01/08 от 28.01.2008 г., паспорт серии 68 00 №100963 выдан ОВД Советского района города Тамбова 03.01.2001 г.

от Федеральной службы по финансовому мониторингу Межрегионального управления по Центральному федеральному округу: представители не явились, надлежаще уведомлены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «БАШНЯ» на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.10.2008 г. по делу № А64-4655/08-15 (судья Михеева Е.И.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «БАШНЯ» к Федеральной службе по финансовому мониторингу Межрегионального управления по Центральному федеральному округу об отмене постановления о назначении административного наказания



Установил:

ООО «Агентство недвижимости «Башня» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по финансовому мониторингу Межрегионального управления по Центральному федеральному округу (далее - МРУ Росфинмониторинга по ЦФО) от 01.08.2008г. №07-07/275/208П о назначении административного наказания.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.10.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «БАШНЯ» обратилось с апелляционной жалобой в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить оспариваемое судебное Решение, производство по делу прекратить.

Представитель ООО «Агентство недвижимости «БАШНЯ» в судебном заседании поддержал доводы жалобы.

Федеральная служба по финансовому мониторингу Межрегионального управления по Центральному федеральному округу в судебное заседание представителей не направила, суду представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В порядке ст.ст. 156, 266 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие Федеральной службы по финансовому мониторингу Межрегионального управления по Центральному федеральному округу, надлежащим образом уведомленной.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав мнение представителя Общества, апелляционная инстанция Установила следующее.

С 22 июля 2008 г. по 22 августа 2008 г. в соответствии с Приказом Межрегионального управления по Центральному федеральному округу от 18.07.2008 г. №01-18/2538 в была проведена выборочная проверка соблюдения ООО «Агентство недвижимости «БАШНЯ» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 01.01.2007 г. по 22 июля 2008 г, по результатам которой 24.07.2008 г. Межрегиональным управлением по Центральному федеральному округу был составлен акт №07-08/275/275А/В.

В указанном акте был зафиксирован факт нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, поскольку на момент проверки правила внутреннего контроля и программы его осуществления ООО «Агентство недвижимости «Башня» не были разработаны, утверждены руководителем и не были согласованы в установленном порядке в Росфинмониторинге. Специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначено не было.

24.07.2008 г. Межрегиональным управлением по Центральному федеральному округу в отношении Общества составлен протокол №07-08/275П об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Постановлением Межрегионального управления по Центральному федеральному округу №07-08/275/208П от 01.08.2008 г. ООО «Агентство недвижимости «БАШНЯ» привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Полагая, что привлечено к ответственности с нарушением закона, Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Тамбовской области.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, вины, об отсутствии оснований для освобождения от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Апелляционная инстанция полагает, что Решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из следующего.



В соответствии со статьей 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу п. 2 ст. 7 Федерального Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2007 г. №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 г. N 6 “О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом“ установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу названного Постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

Федеральным законом от 28.07.2004 г. N 88-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма“ статья 5 Закона о противодействии дополнена абзацем, согласно которому к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

ООО «Агентство недвижимости «БАШНЯ» осуществляет деятельность по оказанию посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Согласно свидетельству о государственной регистрации серии 68 N 001314208 общество зарегистрировано 04.02.2008 г., следовательно, обязано было разработать и утвердить правила внутреннего контроля не позднее 04.03.2008 г., представить их на согласование в соответствующий орган не позднее 11.03.2008 г.

Как правильно установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не отрицается Обществом, на момент проверки ООО «Агентство недвижимости «БАШНЯ» на учете в Межрегиональном управлении по Центральному федеральному округу не состояло, правила внутреннего контроля и программы его осуществления Обществом разработаны на были, не утверждены руководителем и не согласованы в установленном порядке с Межрегиональным управлением по Центральному федеральному округу.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что указанное нарушение обществом требований законодательства Российской Федерации образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ, является правомерным.

Судом первой инстанции при вынесении решения сделан вывод, что совершенное Обществом правонарушение отнести к числу малозначительных невозможно.

Однако апелляционная инстанция находит, что суд первой инстанции не учел обстоятельства, которые делают возможным применение ст. 2.9 КоАП РФ.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 г. N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям (опасность для личности, общества или государства) может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. При этом в каждом конкретном случае следует учитывать разовый либо систематический характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию.

Как видно из материалов дела и следует из пояснений генерального директора ООО «Агентство недвижимости «БАШНЯ», последнее было зарегистрировано 04.02.2008 г. и находится в стадии формирования предприятия как агентство недвижимости. В настоящее время в своем штате Общество имеет только двух человек на должностях: генерального директора и главного бухгалтера. Подбор кандидатов на должность риэлторов (агентов по операциям с недвижимостью) еще только ведется, в связи с чем, правила внутреннего контроля своевременно не были разработаны и согласованы в установленные для этого сроки.

Относительно имеющегося в материалах дела договора на риэлторские услуги №1/ОФ от 10.02.2008 г., заключенного между ООО «Агентство недвижимости «БАШНЯ» и Гулиевой Еленой Ивановной, представитель Общества пояснил, что выполняя условия договора на оказание риэлторских услуг, Общество осуществляло лишь сопровождение сделки с недвижимым имуществом посредством оформления необходимых документов непосредственно не принимая участия в купле-продаже имущества. Денежные средства по факту продажи, покупки на счет Общества или в кассу

не поступали.

Действий с имуществом клиентов, направленных на установление, изменение или прекращение связанных с имуществом гражданских прав и обязанностей Общество не предпринимало.

Анализ представленных в материалы дела платежных документов (платежных поручений, кассовых ордеров), налоговых деклараций, также позволяет сделать вывод о том, что операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю в рамках Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученным преступным путем, и финансированию терроризма Общество не осуществляло.

При исследовании обстоятельств дела установлено, что после возбуждения дела об административном правонарушении (22.07.2008) и в рамках отведенного административному органу срока для проведения проверочных мероприятий (до 22.08.2008 г.), в именно 28.08.208 г. общество приняло добровольно меры к устранению нарушения. В подтверждение этого были представлены Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ООО «Агентства недвижимости «БАШНЯ».

Из представленных материалов усматривается, что вмененное заявителю административное правонарушение не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, в связи с чем может быть квалифицировано как малозначительное.

Как указано в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, арбитражный суд, установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, руководствуясь частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает Решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения. Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает Решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности при формальном наличии всех признаков состава вмененного правонарушения, учитывая, что ООО “Агентство недвижимости «Башня» правонарушение признало, правонарушение не представляет большой общественной опасности, не причинило ущерба интересам граждан, общества и государства и не повлекло неблагоприятных последствий, и учитывая, что Общество приняло меры по устранению нарушения законодательства о противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, суд апелляционной инстанции находит, что правонарушение можно расценить как малозначительное.

В связи с чем выводы, изложенные в решении не могут быть признаны сделанными с учетом всех обстоятельств по делу, в связи с чем апелляционный суд усматривает основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку по смыслу статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.267, ч.2 ст.269, ст.ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

Постановил:

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «БАШНЯ» удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.10.2008 г. по делу № А64-4655/08-15 отменить.

Признать незаконным и отменить Постановление Межрегионального управления по Центральному федеральному округу №07-08/275/208П от 01.08.2008 г. о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «БАШНЯ» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

Председательствующий судья Е.А.Семенюта

Судьи В.А.Сергуткина

М.Б.Осипова