Судебная власть

Решение от 24.11.2008 №А62-2833/2008. По делу А62-2833/2008. Смоленская область.

Решение

г. Смоленск Дело № А62-2833/2008

24 ноября 2008г.

Резолютивная часть решения оглашена 17.11.2008г.

Полный текст решения изготовлен 24.11.2008г.

Арбитражный суд Смоленской области в составе: судьи Борисовой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Борисовой Л.В. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО «Реванш» к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Смоленска о признании недействительным требования от 20.06.2008г. № 1794

при участии в судебном заседании:

от Заявителя: не явился, извещен надлежаще

от Ответчика: Близнюк М.В. – специалист юридического отдела (доверенность от 16.10.2007г. № ЛХ-04-08/92121)

Обществом с ограниченной ответственностью «Реванш» (далее – Заявитель, Общество, предприятие) предъявлено заявление к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Смоленска (далее – Ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным требования от 20.06.2008г. № 1794.

Ответчик оспаривает заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 28-29).

Заслушав представителя Ответчика, исследовав материалы дела, суд

Установил:

15 августа 2007г. от Филиала № 77 ООО «Реванш» поступило заявление о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный (постановке на учет 10 игровых столов и 50 игровых автоматов) по адресу: г. Смоленск, ул. Кирова, д. 29Б.

При проведении камеральной налоговой проверки представленного Обществом заявления налоговым органом установлено, что предприятие обязано было представить налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес за август 2007г., исчислив и уплатив в бюджет налог на игорный бизнес в сумме 1275000 рублей.



Результаты проверки оформлены актом камеральной проверки от 29.04.2008г. № 1293 (л.д. 108-109).

Решением от 30.05.2008г. № 1397 (л.д. 18-20) предприятие привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за август 2007г. в сумме 328500 руб. (1275000 руб. х 5% х 7 мес.).

На уплату указанной суммы штрафа выставлено требование от 20.06.2008г. № 1794 (л.д. 6).

Оспаривая вышеназванное требование, Общество ссылается на то, что оно не подписано непосредственно руководителем налогового органа, вместо его подписи стоит факсимиле.

Кроме того, по мнению Заявителя, требование содержит указание на немедленную уплату суммы штрафа, в то время как статья 115 НК РФ предписывает взыскание штрафа в судебном порядке.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Статьей 119 НК РФ (п. 1) предусмотрено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

При расчете налоговых санкций в сумме 328500 руб. по пункту 1 статьи 119 НК РФ налоговый орган исходил из того, что сумма налога, подлежащего уплате предприятием за август 2007г. составляет 1275000 руб. (90000 х 10 игровых столов) + (7500 х 50 игровых автоматов).

Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации содержит перечень обязанностей налогоплательщиков.

В частности, налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Статьей 365 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

В соответствии со статьей 366 НК РФ каждый объект налогообложения (игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы) подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Порядок исчисления налога, представления налоговой декларации установлен в статье 370 НК РФ.

В частности, сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.



При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

При выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

При выбытии объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший объект (объекты) налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

Согласно статье 1 Областного закона от 12.11.2003 № 66-з «О ставках налога на игорный бизнес» (в редакции Закона Смоленской области от 24.11.2004 N 63-з) ставки налога на игорный бизнес устанавливаются в следующих размерах: за один игровой стол - 90000 рублей; за один игровой автомат - 7500 рублей.

Из смысла данных норм права следует, что обязанность по представлению в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на игорный бизнес возложена на тех налогоплательщиков, которые осуществляют деятельность в сфере игорного бизнеса.

Как усматривается из материалов дела, Арбитражным судом Смоленской области ранее рассмотрено Дело № А62-3518/2007 по заявлению ООО «Реванш» о признании незаконным бездействия Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Смоленска, выразившегося в отказе в регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес и выдаче свидетельства по месту функционирования филиала № 77.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 05.10.2007г., оставленным в силу Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2008г., заявленные требования удовлетворены и налоговым органом зарегистрированы объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес в количестве 10 игровых столов и 50 игровых автоматов по адресу: г. Смоленск ул. Кирова, д. 29Б по представленным заявлениям.

Вместе с тем, Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29.04.2008г. (л.д. 42-44) указанные выше судебные акты Арбитражного суда Смоленской области и Двадцатого арбитражного апелляционного суда отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При этом судом кассационной инстанции при проверке законности и обоснованности судебных актов указано, что признание лица налогоплательщиком обусловлено правом осуществления им деятельности в сфере игорного бизнеса, и обращение с заявлениями о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес лицом, не отвечающим требованиям Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ, не порождает у налогового органа обязанности по регистрации и выдаче соответствующего свидетельства.

Частью 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2007 года должна быть прекращена деятельность игорных заведений, которые не соответствуют условиям, установленным частью 1 и частью 2 статьи 16 данного Федерального закона.

При новом рассмотрении Дела № А62-3518/2007 из решения Арбитражного суда Смоленской области от 03.07.2008г. (л.д. 45-47), вступившего в законную силу, следует, что деятельность игорного заведения Общества, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Кирова, д. 29Б (зал игровых автоматов), не отвечает требованиям Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Закона Смоленской области от 02.04.2007 № 20-з «О запрете на территории Смоленской области деятельности по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов».

В силу статьи 69 АПК РФ (п.2) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Статьей 88 НК РФ предусмотрено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа как на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, так и на основании других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Исходя из фактических обстоятельств дела и с учетом обстоятельств, установленных судом во вступившем в законную силу судебном акте (Дело № А62-3518/2007), суд считает, что обязанности по представлению налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за август 2007г. у Заявителя не имеется, поскольку деятельность предприятия в сфере игорного бизнеса филиала № 77 по адресу: г. Смоленск, ул. Кирова, д. 29Б прекращена с 01.07.2007г.

Обращение с заявлением о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес и снятии их с учета лицом, не отвечающим требованиям Закона № 244-ФЗ, не порождает у налогового органа обязанности по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и выдаче соответствующих свидетельств, а также не порождает никаких последствий для Заявителя.

Рассматривая доводы Заявителя относительно подписи руководителя налогового органа на оспариваемом требовании, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам (п. 8 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом Федеральной налоговой службы от 01.12.2006г. № САЭ-3-19/825@ утверждена форма требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

В частности, требование, адресованное налогоплательщику, должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа с указанием его классного чина и фамилии, имени, отчества.

Согласно статье 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Пунктом 48 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, Решение, Постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Поскольку в Кодексе не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено Решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование.

С учетом изложенного, суд считает, что требование налогового органа, имеющее статус ненормативного акта, должно быть непосредственно подписано руководителем налогового органа либо его заместителем.

Указанная позиция суда подтверждается Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 25.02.2003г. № Ф09-313/03-АК.

Кроме того, письмом МНС России от 01.04.2004г. № 18-0-09/000042@ «Об использовании факсимиле подписи» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам запретило использовать факсимиле подписи должностных лиц территориальных налоговых органов в основной деятельности.

Ссылку Заявителя на статью 115 НК РФ суд считает несостоятельной, поскольку в ней идет речь о сроке исковой давности взыскания штрафа при обращении налогового органа в суд с исковым заявлением.

Согласно статьям 32, 33 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, их должностные лица обязаны действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Решил:

Судья Л.В. Борисова