Судебная власть

Решение от 24 ноября 2008 года № А63-5371/2008. По делу А63-5371/2008. Ставропольский край.

Решение г. Ставрополь Дело № А63- 5371/2008-С4-37

28 ноября 2008 года.

Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2008 года

Решения изготовлено в полном объеме 28 ноября 2008 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Костюкова Д.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Наваковой И.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Андроповскому району, с. Курсавка,

к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ф.И.О. с. Кианкиз

третье лицо: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Ставропольскому краю, г. Невинномысск

о взыскании штрафных санкций за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в размере 12283 рублей 80 копеек,

при участии:

от заявителя – не явился,

от заинтересованного лица – не явился,

от третьего лица – не явились,

Установил:

Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по Андроповскому району, с. Курсавка (далее по тексту решения – заявитель, орган пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ф.И.О. с. Кианкиз (далее по тексту – заинтересованное лицо, предприниматель) о взыскании штрафных санкций за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в размере 12283 рубля 80 копеек.



Представители сторон, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явились.

Заинтересованное лицо отзыв на заявление органа пенсионного фонда, ходатайств или возражений против заявленных требований, а также доказательств добровольной оплаты задолженности по заявлению к судебному заседанию не представил.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени разбирательства по делу, спор может быть разрешен в их отсутствие.

В соответствии с указанной нормой суд рассматривает дело в отсутствие сторон по имеющимся материалам.

Суд, исследовав материалы дела и представленные документы, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ф.И.О. с. Кианкиз зарегистрирован в качестве страхователя в органе Пенсионного фонда и имеет регистрационный номер № 036-003-005324.

В материалах дела имеется выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 17.03.2008 года № 5, согласно которой страхователь является главой крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д.5-6).

Из материалов дела следует, что 07.02.2006 Межрайонной ИФНС № 8 по Ставропольскому краю проведена выездная налоговая проверка деятельности индивидуального предпринимателя (главы КФХ) Малярова И.П., в том числе по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

По результатам проверки заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 8 по Ставропольскому краю вынесено Решение № 6 от 06.03.2006 года о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д.33-57).

Решение налогового органа вступило в законную силу, предпринимателем в установленном законом порядке не оспаривалось.

Проверка уплаты указанных взносов данным предпринимателем проведена в соответствии с требованиями Федерального закона № 167 ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ от 15.12.2002 года.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 указанного закона предприниматель Маляров И.П. в проверяемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию, как лицо, производящее выплаты физическим лицам, обязан был зарегистрироваться в установленном порядке и своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Из решения Межрайонной ИФНС РФ № 8 по СК, г. Невинномысск, следует, что Глава КФХ Маляров И.П. в нарушение норм закона в 2002 - 2004 годах не начислял и не уплачивал страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на лиц, работающих по трудовым договорам или по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в результате чего возникла задолженность перед бюджетом Пенсионного фонда.

В связи с чем, проверкой предпринимателю доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 122838 рублей, в том числе: страховая часть трудовой пенсии – 93987 рублей, накопительная часть трудовой пенсии – 28851 рублей, а именно:

за 2002 год – 7550 рублей, из них:



на финансирование страховой части трудовой пенсии – 6087 рублей;

на финансирование накопительной части трудовой пенсии – 1463 рублей;

за 2003 год – 47984 рублей, из них:

на финансирование страховой части трудовой пенсии – 38634 рублей;

на финансирование накопительной части трудовой пенсии – 9350 рублей;

за 2004 год – 67304 рублей, из них:

на финансирование страховой части трудовой пенсии – 49226 рублей;

на финансирование накопительной части трудовой пенсии – 18038 рублей.

Налоговым органом 21.03.2009 года в адрес Управления Пенсионного фонда по Андроповскому району направлен реестр решений по результатам налоговых проверок налогоплательщиков по вопросам начисления и уплаты ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 – 31.12.2004 года (л.д. 13-14).

Органом Пенсионного фонда проведена проверка своевременности предоставления сведений персонифицированного учета главой КФХ Маляровым И.П.

В результате проверки установлено, что страхователем нарушена норма пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а именно:

-сведения о страховом стаже и начисленных выездной налоговой проверкой страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за 2002 – 2004 год не представлены.

По результатам составлен акт камеральной проверки № 3 ш от 18.12.2007 года (л.д.7), на основании которого вынесено Решение № 2р от 16.01.2008 года (л.д.8) о привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании в виде штрафа в размере 12283 рублей 80 копеек.

Главе крестьянского (фермерского) хозяйства направлено требование № 2т от 16.01.2008 года (л.д.9) об уплате штрафных санкций, которое добровольно предпринимателем не исполнено, сумма задолженности в досудебном порядке не перечислена.

Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ, Закон) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.

На основании пункта 1 статьи 28 названного Закона страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона, а именно: индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним в целях названного Закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.

В силу пункта 4 статьи 28 Закона порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.

Эти Правила, согласно пункту 1, распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ).

Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства является как страхователем, так и застрахованным лицом, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей на тех же условиях, на каких они уплачиваются индивидуальными предпринимателями.

Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, то есть в твердой сумме, и Определил его минимальный размер, обязательный для уплаты.

Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.

Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования» под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта, о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные в названном пункте.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет также следующие сведения о страховых взносах и страховом стаже: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ). Подпунктом 10 пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь представляет сведения о включаемых в трудовой стаж периодах работы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке (абзац введен Федеральным законом от 31.12.02 № 198-ФЗ).

Согласно статье 19 Закона № 27-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.97 № 318 утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), в которую внесены изменения постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.07.03 № 422, от 12.02.2004 №73, от 10.03.2006 №126.

Пунктом 38 Инструкции установлен срок представления застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, сведений об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа - до 1 марта ежегодно.

Статьей 17 федерального закона предусмотрена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Согласно материалам проверки, сумма страховых взносов, подлежащая уплате главой крестьянского (фермерского) хозяйства за 2002-2004 годы составляет 122838 рублей. Штрафная санкция составляет 10% от указанной суммы, то есть 12283 рублей 80 копеек.

Требования органа Пенсионного фонда соответствуют нормам действующего законодательства и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с пунктом 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке освобожден истец, взыскивается в доход Федерального бюджета с ответчика.

Руководствуясь статьями 168-171, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Требования Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ по Андроповскому району, с. Курсавка удовлетворить.

Взыскать с Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ф.И.О. с. Кианкиз в доход Пенсионного фонда Российской Федерации штраф в сумме 12283 рублей 80 копеек.

Взыскать с Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ф.И.О. с. Кианкиз в федеральный бюджет Российской Федерации государственную пошлину в сумме 500 рублей.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.

Судья Д.Ю. Костюков