Судебная власть

Постановление от 2008-11-24 №А27-10190/2008. По делу А27-10190/2008. Российская Федерация.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

Постановление

г. Томск Дело № 07АП-6574/08

“24” ноября 2008 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2008 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего М.Х. Музыкантовой,

судей: Л.И. Ждановой, Н.А. Усаниной

при ведении протокола судебного заседания судьей Ждановой Л.И.

при участии в заседании:

от заявителя: без участия (извещен),

от ответчика: Кульчанова А.С. по доверенности от 18.11.2008 г.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу и.о.Новокузнецкого транспортного прокурора

на Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29 сентября 2008 года



по делу № А27-10190/2008-5 (судья Л.С. Тимошенко)

по заявлению и.о. Новокузнецкого транспортного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Промгаз»

о привлечении к административной ответственности,

Установил:

И.о. Новокузнецкого транспортного прокурора (далее - Прокурор, заявитель) обратился с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Промгаз» (далее – ООО «Промгаз», Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.09.2008 года заявителю отказано в удовлетворении требования.

Не согласившись с Решением суда первой инстанции, Прокурор обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.09.2008 года отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы Прокурор ссылается на необоснованность довода суда о том, что если погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не является основной для Общества и направленной на получение систематической прибыли, в действиях ООО «Промгаз» отсутствует состав правонарушения.

Подробно доводы Прокурора изложены в апелляционной жалобе.

До рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции ООО «Промгаз» письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлен.

Новокузнецкий транспортный прокурор явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры.

Представитель ООО «Промгаз» в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, поддержал доводы, изложенные в решении суда первой инстанции.

Выслушав представителя Общества, проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит Решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Новокузнецкой транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о лицензировании в отношении ООО «Промгаз» выявлены следующие нарушения: с начала 2008 г. в адрес Общества поступило 1987 тонн сжиженного углеводородного газа, который является опасным грузом согласно приложениям 4.1 и 4.2 Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденных совместным приказом МЧС РФ от 31.10.1996 г. № 9/733/3-2, МПС РФ от 25.11.1996 г. № ЦМ-407. Цистерны с указанным грузом подавались на подъездные железнодорожные пути необщего пользования ООО «Промгаз». Выгрузка опасного груза производилась силами и средствами Общества. В частности, 18.06.2008 г. и 26.08.2008 г. в адрес ООО «Промгаз» поступили 2 цистерны № 58240227 и 58226226-20 с опасным грузом - фракция пропан-бутановая, выгрузка которых производилась работниками Общества.



Полагая, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию, заявителем 03.09.2008 г. возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Прокурора в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Принимая Решение об отказе в привлечении Общества к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из того, что погрузочно-разгрузочная деятельность, осуществляемая ООО «Промгаз», не является предпринимательской, следовательно, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 70 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте является видом деятельности, на осуществление которой требуется лицензия.

Названным законом виды деятельности не разграничиваются на основные и не основные, следовательно, для осуществления любого из перечисленных в статье 17 данного закона видов деятельности лицо должно получить соответствующую лицензию.

Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 г. № 134, определяет порядок лицензирования указанной деятельности на железнодорожном транспорте, в том числе на железнодорожных путях, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В сфере погрузочно-разгрузочной деятельности лицензия получается как организациями железнодорожного транспорта, так и другими организациями, осуществляющими данный вид деятельности, в том числе на железнодорожных подъездных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта. Лицензированию подлежит деятельность, осуществляемая ручным или механизированным способом, вне зависимости от состава погрузочно-разгрузочных работ, а также наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя погрузочно-разгрузочных сооружений и технических средств.

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разРешение (лицензия) обязательно, влечет наложение административного штрафа.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на своей страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.

Таким образом, привлечение к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ возможно в случае, если деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии) соответствует критериям, указанным в статье 2 Гражданского кодекса РФ.

Факт осуществления ООО «Промгаз» своими силами и средствами выгрузки цистерны с опасным грузом - фракция пропан-бутановая без специального разрешения (лицензии) подтверждается материалами дела и не оспаривается Обществом. ООО «Промгаз» также не отрицает, что погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте является элементом производственной цепочки.

Под опасными грузами в соответствии с «Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 года № 50 (ред. от 20.06.2002 г.) понимаются вещества, материалы, изделия и опасные отходы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению и (или) уничтожению материальных ценностей. Фракция пропан-бутановая, выгрузку которого осуществляло Общество, обладает всеми вышеперечисленными признаками, следовательно, относится к опасным грузам.

Федеральный закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным частью 1 статьи 17 данного Закона.

При этом в силу статьи 4 вышеуказанного Закона к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Следовательно, при осуществлении деятельности, связанной с погрузочно-разгрузочными работами применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, наличие лицензии обязательно в силу подпункта 70 статьи 17 Федерального закона о лицензировании.

Предпринимательская деятельность, связанная с осуществлением погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами, имеет значительную общественную опасность при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Фракция пропан-бутановая является опасным грузом, который, согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Таким образом, осуществляя выгрузку фракции пропан-бутановой из поступивших цистерн на железнодорожных путях необщего пользования, Общество осуществляет разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, на которую требуется соответствующая лицензия.

Вместе с тем, Общество лицензии на указанный вид деятельности, как следует из материалов дела, не имеет.

Разгрузочная деятельность ООО «Промгаз» применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте направлена на обеспечение производственного процесса, конечной целью которого является производство готового продукта и его реализация, то есть получение прибыли. Из материалов дела следует, что Общество осуществляет погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами на железнодорожном транспорте с постоянной периодичностью. Следовательно, такая деятельность является предпринимательской и отсутствие лицензии на ее осуществление образует состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Имеющаяся у Общества лицензия № ЭВ-68-000 195 (Ж) на «эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов» не охватывает собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, поскольку она разрешает проведение работ на объектах, не имеющих отношения к железнодорожным путям.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, обязаны иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - это специальное разРешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 70 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Под перевозкой опасных грузов в Правилах безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом РД 15-7 3-94 понимается совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузопроизводителя до грузополучателя и включает в себя: подготовку груза и транспортных средств, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортное средство, оформление перевозочных документов, транспортировка груза, перегрузку (перевалку) груза с одного вида транспорта на другой, транзитное хранение груза и его выгрузку.

Согласно пункту 3.2.2 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 года № 50, грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность.

Таким образом, судом первой инстанции неправильно сделан вывод об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Из разъяснений, изложенных в пунктах 18 и 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что установленные статьей 4.5 Кодекса сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает Решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении дела после отмены судебного акта, которым было отказано в привлечении лица к административной ответственности, лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если к моменту вынесения нового судебного акта истекли сроки давности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, к моменту рассмотрения дела апелляционной инстанцией двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек, что влечет отказ в удовлетворении заявления И.о. Новокузнецкого транспортного прокурора о привлечении ООО «Промгаз» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционной суд,

Постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29 сентября 2008 года по делу № А27-10190/2008-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий М.Х. Музыкантова

Судьи Л.И. Жданова

Н.А. Усанина