Судебная власть

Решение от 17 ноября 2008 года № А74-1783/2008. По делу А74-1783/2008. Республика Хакасия.

Решение

город Абакан

17 ноября 2008 года Дело № А74-1783/2008

Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 17 ноября 2008 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Хабибулиной Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Вихляевой А.А.,

рассмотрел исковое заявление

муниципального унитарного предприятия г. Абакана «Ритуальные услуги», город Абакан,

к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, город Абакан,

к Управлению социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакана, г. Абакан,



к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва,

к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан,

о взыскании денежных средств в сумме 943 928 рублей 02 копеек.

В судебном заседании принимали участие представители:

истца: Гранкин Д.А. (доверенность от 21 августа 2008 года);

Минтруда РХ: Головина И.Г. (доверенность от 03 декабря 2007 года № 40);

Управления: Брагина Т.С. (доверенность от 29 сентября 2008 года № 2426);

Минфина РХ: Боярский М.Г. (доверенность от 29 ноября 2007 года № 8-д);

Минфина РФ: отсутствовал.

Муниципальное унитарное предприятие г. Абакана «Ритуальные услуги» (далее – МУП «Ритуальные услуги» либо предприятие) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия (далее – Минтруд РХ) о взыскании денежных средств в сумме 943 928 рублей 02 копеек, составляющих затраты, возникшие в период с 01 марта 2007 года по 31 мая 2008 года в связи с работами по захоронению безродных и невостребованных умерших в сумме 943 928 рублей 02 копеек.



Определением арбитражного суда от 08 сентября 2008 года по ходатайству истца к участию в деле в качестве других ответчиков привлечены Управление социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакана (далее – Управление) и Министерство финансов и экономики Республики Хакасия (далее – Минфин РХ).

Определением арбитражного суда от 23 сентября 2008 года в соответствии с частью 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ).

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, пояснил, что МУП «Ритуальные услуги» является специализированной организацией, предоставляющей услуги по погребению. За период с 01.03.2007. по 21.12.2007. затраты предприятия на захоронение безродных и невостребованных умерших составили 547 268 рублей 58 копеек, за период с 01.01.2008. по 31.05.2008. составили 396 659 рублей 44 копейки.

Представитель Минтруда РХ со ссылкой на пункт 1 положения о Министерстве труда и социального развития Республики Хакасия, утвержденное Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.12.2006. № 361, пункт 13 раздела 7 постановления Правительства Республики Хакасия от 26.12.2007. № 436 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» пояснила, что Министерство труда и социального развития Республики Хакасия является органом исполнительной власти, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой политики в области социальной защиты населения, финансирование расходов по погребению безродных граждан специализированным службам осуществляется территориальными управлениями социальной поддержки населения, в силу чего Минтруд РХ является ненадлежащим ответчиком по делу. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Управление социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакана, которое является самостоятельным органом власти, имеет свои счета

Представитель Управления социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакана не согласилась с доводами истца, полагает, что у Управления финансовых обязательств перед МУП «Ритуальные услуги» не возникло, поскольку в 2007 году обязательства по договору «О возмещении расходов по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законных представителей умершего» № 1-рт от 05.12.2007. исполнены Управлением в полном объеме, в период с 01.01.2008. по 31.05.2008. подобный договор не заключался, так как предприятием не были представлены документы, подтверждающие согласование стоимости услуг на погребение, утвержденные органами местного самоуправления с Минтрудом РХ.

Представитель Минфина РХ не согласился с доводами истца, полагает, что, поскольку федеральные органы власти не приняли надлежащих мер для финансирования предусмотренных законодателем полномочий субъекта Российской Федерации в полном объеме, то оплата убытков истца, понесенных в результате исполнения Федерального закона от 12.01.1996. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, у Республики Хакасия не возникло обязанности финансировать данные расходы. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Российской Федерации.

Министерство финансов и экономики Российской Федерации не направило представителей в судебное заседание. Почтовые уведомления от 05 ноября 2008 года № 92591, № 92594 свидетельствует о получении названным лицом копии определения арбитражного суда от 31 октября 2008 года об отложении судебного разбирательства.

При указанных обстоятельствах, с учётом положений части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд признал Министерство финансов и экономики Российской Федерации надлежащим образом извещённым о времени и месте судебного заседания, и, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие его представителей.

Пояснения представителей истца, ответчиков, представленные ими доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.

Муниципальное унитарное предприятие г. Абакана «Ритуальные услуги» зарегистрировано в качестве юридического лица 24 ноября 1992 года Регистрационной палатой администрации города Абакана за номером 477, Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия 24 сентября 2002 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года (свидетельство серии 19 № 0120483).

23 января 2007 года Постановлением Мэра города Абакана № 98 «Об изменении цен на ритуальные услуги МУП «Ритуальные услуги» установлены с 24 января 2007 года цены на услуги МУП «Ритуальные услуги». Данные цены были согласованы Министерством труда и социального развития Республики Хакасия по решению судьи Абаканского городского суда Веселой И.Н. по делу № 2-2138/2007 от 15 июня 2007 года.

05 декабря 2007 года между Управлением социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакана (заказчик) и муниципальным унитарным предприятием г. Абакана «Ритуальные услуги» (исполнитель) заключен договор № 1-рт о возмещении расходов по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, по условиям которого исполнитель обязался осуществить погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя погребение, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности (статья 12 Федерального закона от 12.01.1996. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле») а заказчик обязался перечислять денежные средства, поступившие из Министерства труда и социального развития Республики Хакасия на лицевой счет на возмещение расходов, связанных с погребением.

За период с 01.03.2007. по 21.12.2007. затраты предприятия на захоронение безродных и невостребованных умерших составили 547 268 рублей 58 копеек.

15 января 2008 года срок действия договора № 1-рт от 05.12.2007. «О возмещении расходов по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего» продлен Управлением социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакана (заказчик) и муниципальным унитарным предприятием г. Абакана «Ритуальные услуги» (исполнитель) до 31 января 2008 года.

31 января 2008 года Постановлением Мэра города Абакана № 150 «Об изменении цен на ритуальные услуги МУП города Абакана «Ритуальные услуги» установлены с 01 февраля 2008 года цены на услуги МУП «Ритуальные услуги».

За период с 01.01.2008. по 31.05.2008. затраты предприятия на захоронение безродных и невостребованных умерших составили 396 659 рублей 44 копейки.

Сумма неоплаченных услуг подтверждается реестрами умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя; отношениями, выданными муниципальными учреждениями здравоохранения, Бюро судебно-медицинской экспертизы; ежемесячными актами, подписанными Управлением социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакана в части объемов, качества и сроков оказания услуг; счетами - фактурами и ответчиками не оспаривается.

В результате предоставления услуг по захоронению безродных и невостребованных умерших в указанные периоды муниципальное унитарное предприятие г. Абакана «Ритуальные услуги» понесло расходы в сумме 943 928 рублей 02 копеек, которые не были компенсированы истцу. Указанное обстоятельств послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав устные выступления лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает требования истца подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным ниже.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение причиненных убытков.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 12.01.1996. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ) при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, а также при отсутствии лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, после установления органами внутренних дел личности умершего (погибшего) погребение осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела путем придания тела (останков) земле по истечении трех суток с момента установления причин смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Погребение умершего (погибшего), личность которого не установлена правоохранительными органами в определенные законодательством Российской Федерации сроки, производится специализированными службами по вопросам похоронного дела с согласия органов внутренних дел и иных правоохранительных органов, данного в пределах своих полномочий, путем предания тела (останков) земле на специально созданных участках кладбищ.

Стоимость услуг по погребению указанных лиц, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Закона № 8-ФЗ.

В пункте 3 статьи 9 Закона № 8-ФЗ установлено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 1 300 рублей (с учетом районного коэффициента), если в субъекте Российской Федерации стоимость таких услуг превышает указанную сумму, субъект самостоятельно за счет собственных источников определяет порядок их возмещения.

Из представленных в дело документов видно, что умершие граждане не являлись работающими и пенсионерами.

Пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 12.01.1996. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержатся и в статьях 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируется обеспечение социальной защиты населения. В силу статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления от 22.06.2006. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» Постановил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Ответчиком по такого рода искам должно выступать публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении № 68-О от 09.04.2002. указал, что до надлежащего урегулирования федеральным законом возникающих при этом правоотношений распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней должно производиться за счет средств федерального бюджета.

Расходы истца, произведенные им в связи с предоставлением услуг по захоронению безродных и невостребованных умерших и не возвращенные ему из федерального бюджета Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации являются убытками.

Министерством финансов Российской Федерации не представлены доказательства выделения финансирования, достаточного для полной компенсации расходов по захоронению безродных и невостребованных умерших, связанных с реализацией Федерального закона от 12.01.1996. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Как следует из материалов дела, отзывов лиц, участвующих в деле, истцу компенсированы затраты по предоставленным льготам частично в пределах средств, которыми располагал субъект Российской Федерации и местный бюджет, однако этих средств не хватило на компенсацию оставшейся суммы, составившей для истца убытки в размере 943 928 рублей 02 копеек.

Поскольку факт убытков в указанном размере подтверждается материалами дела, в расходных обязательствах местного бюджета и/или субъекта Российской Федерации отсутствуют обязательства по компенсации этой суммы, требование истца должно быть удовлетворено за счет казны Российской Федерации.

Поскольку Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, город Абакан, Управление социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакана, город Абакан, Министерство финансов и экономики Республики Хакасия, город Абакан, не являются уполномоченными органами, представляющими федеральную казну по вопросам возмещения убытков, в удовлетворении иска к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, город Абакан, Управлению социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакана, город Абакан, Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, город Абакан, следует отказать.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. Государственная пошлина по заявлению составляет 15 899 рублей 28 копеек и подлежит отнесению на Минфин РФ. Муниципальным унитарным предприятием г. Абакана «Ритуальные услуги» уплачена государственная пошлина в размере 15 899 рублей 28 копеек по платежному поручению № 310 от 27.06.2008.

В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007. признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007. подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

Вышеназванная позиция изложена в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007. № 117.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, представленной Министерством финансов Российской Федерации, город Москва, в пользу муниципального унитарного предприятия г. Абакана «Ритуальные услуги», город Абакан, 943 928 рублей 02 копейки в счет компенсации убытков, возникших за период с 01 марта 2007 года по 31 мая 2008 года в связи с предоставлением услуг, предусмотренных Законом Российской Федерации «О погребении и похоронном деле».

В удовлетворении иска к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, город Абакан, Управлению социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакана, г. Абакан, Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан, - отказать.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации, расположенного по адресу: город Москва, улица Ильинка, дом 9, в пользу муниципального унитарного предприятия г. Абакана «Ритуальные услуги», расположенного по адресу: город Абакан, улица Кожевенная, дом 34, действующего на основании свидетельства серии 19 № 0120483 о внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 15 899 рублей.

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалоба подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Ю.В. Хабибулина