Судебная власть

Решение от 14.10.2008 №А14-9425/2008. По делу А14-9425/2008. Воронежская область.

Арбитражный суд Воронежской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Решение

г. Воронеж Дело №А14-9425-2008 «14» октября 2008 года 311/5

Резолютивная часть решения объявлена 09.10.2008

Решение в полном объеме изготовлено 14.10.2008

Судья Арбитражного суда Воронежской области Шишкина В.М.,

при ведении протокола помощником Калашниковой Е.В.

рассмотрев дело по заявлению

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Воронеже к Индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. г. Воронеж,

о взыскании 184 руб. 80 коп. финансовых санкций

при участии в заседании:



от заявителя: Беляевой А.С. – специалиста – эксперта, доверенность №01-24/28075 от 29.09.2008;

ответчика: не явился, извещен (справка почты от 24.09.2008);

Установил:

УПФР в г. Воронеже Воронежской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Хорольской Л.А. о взыскании 184 руб. 80 коп. финансовых санкций по решению №350 от 19.05.2008 за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений.

Заявитель поддержал требования. Ответчик отзыв не представил.

Дело слушалось в порядке ст. ст. 136, 156 АПК РФ, ч.2 п.27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №65 от 20.12.2006.

В судебном заседании суд объявлял перерыв с 07.10.2008 по 09.10.2008.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения заявителя, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно представленным заявителем документам, ответчик является индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в ИФНС по Советскому району г. Воронежа, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 12), и зарегистрирован в органах пенсионного фонда. Документальных доказательств иного ответчиком не представлено.

В силу ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее закон №27-ФЗ) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.



Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Закона №27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом работающем у него застрахованном лице; физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.

В соответствии со ст. 17 данного Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Как установлено заявителем, подтверждено материалами дела (актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании №586 от 11.04.2008), и не оспорено ответчиком (ст. 65 АПК РФ), индивидуальные сведения за 2007 год им в орган пенсионного фонда не представлены в установленный срок.

Вместе с тем, поскольку ни Законом №27-ФЗ, ни Законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не определен порядок привлечения страхователя к ответственности, органам пенсионного фонда следует руководствоваться законодательством РФ о налогах и сборах регулирующих соответствующие отношения.

В соответствии со статьей 100.1. НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.

Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.

Таким образом, к процедуре привлечения обязанного лица к ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона №27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в рассматриваемом случае подлежат применению положения статьи 101.4 НК РФ.

В силу ст. 101.4. НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых нарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение, который вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

Согласно п. 5 ст. 101.4. НК РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. По истечении данного срока, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение (п. 6 ст. 101.4 НК РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 101.4. НК РФ акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно, неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

В силу п. 8 ст. 101.4. НК РФ, по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит Решение: о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что рассмотрение акта и принятие решения по нему осуществляется непосредственно руководителем налогового органа или его заместителем в том месте и в то время, о которых извещено лицо, в отношении которого был составлен акт, или его представитель, в присутствии данного лица или его представителя, или при наличии достаточных доказательств надлежащего уведомления лица, привлекаемого к ответственности о месте и времени рассмотрения акта.

При этом, рассмотрение акта, возражений по нему (в случае их представления) и принятие по ним решения представляет собой единую процедуру, которая завершается принятием руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов решения в соответствии с п. 8 ст. 101.4. НК РФ.

Согласно представленного заявителем протокола рассмотрения материалов дела по факту выявленного нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании №7 от 15.05.2008 в назначенное время ответчик на рассмотрение акта не явился.

Из вводной части решения №350 следует, что указанное Решение принято 19.05.2008. Доказательств того, что Решение принято 15.05.2008, то есть в то время, на которое извещался ответчик, заявителем не представлено. Из протокола №7 от 15.05.2008 также следует, что Решение 15.05.2008 принято не было.

В указанном протоколе содержатся сведения о том, что «акт был рассмотрен заместителем начальника УПФР (государственного учреждения) в г. Воронеже, которая предложила считать, что в ходе рассмотрения материалов дела установлено: 1. Лицо, в отношении которого был составлен Акт, совершило нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании. 2. Имеются основания для привлечения лица к ответственности. 3. Обстоятельства, исключающие либо смягчающие или отягчающие ответственность, не выявлены. По окончании рассмотрения материалов дела

Постановила:

в течении 5-ти дней подготовить Решение о привлечении к ответственности и направить нарушителю». Таким образом, сведений о том, что по результатам рассмотрения акта 15.05.2008 указанным должностным лицом было принято Решение в соответствии с п. 8 ст. 101.4. НК РФ (о привлечении лица к ответственности; об отказе в привлечении лица к ответственности), данный протокол не содержит. Более того, судом учитывается, что согласно протокола №7 от 15.05.2008 рассмотрение акта осуществлялось одним заместителем начальника УПФР (государственного учреждения) в г. Воронеже, при этом Решение №350 от 19.05.2008 принято и подписано иным заместителем начальника УПФР (государственного учреждения) в г. Воронеже.

Следовательно, 15.05.2008 процедура рассмотрения акта проверки не была завершена, но сведения об извещении ответчика о переносе сроков рассмотрения акта на 19.05.2008 в материалах дела отсутствуют, заявителем не представлены.

Следовательно, рассмотрение акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях ответчиком законодательства об обязательном пенсионном страховании №586 и принятие по нему решения фактически состоялось 19.05.2008 без извещения ответчика о месте и времени рассмотрения акта.

Пунктом 12 ст.101.4. НК РФ предусмотрено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу, что органом пенсионного фонда не обеспечена возможность привлекаемого к ответственности лица участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя, что в силу п. 12 ст. 101.4. НК РФ является безусловным основанием для отмены принятого решения.

Следовательно, УПФР в г. Воронеже Воронежской области нарушен предусмотренный НК РФ порядок привлечения к ответственности и у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования заявителя о взыскании финансовых санкций в сумме 184 руб. 80 коп. на основании решения №350 от 19.05.2008 (аналогичная позиция подтверждается судебной практикой Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2008 по делу №А14-15952-2007/539/17, Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18.08.2008 по делу №А48-3536/07-2).

Таким образом, в заявленных требованиях следует отказать.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21. НК РФ, ст. 50 БК РФ расходы по госпошлине в сумме 500 руб. 00 коп. (минимальный размер) должны быть отнесены на заявителя, но в соответствии со ст.333.37. НК РФ он освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья В.М. Шишкина