Судебная власть

Решение от 14.10.2008 №А12-14198/2008. По делу А12-14198/2008. Волгоградская область.

Решение

Волгоград Дело № А12-14198/08-с10

14 октября 2008 года

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи А.В. Тельдекова,

при ведении протокола судебного заседания судьей А.В. Тельдековым,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление И.о. Прокурора Волгоградской области к Администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области,

Администрации Озеркинского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области

о признании сделки недействительной

при участии в заседании:

от заявителя – Балычева А.С., удостоверение № 149031

от ответчиков:



от Администрации Киквидзенского муниципального района – не явился, извещен надлежащим образом;

от Администрации Озеркинского сельского поселения – не явился, извещен надлежащим образом;

Установил:

Прокуратура Волгоградской области обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, Администрации Озеркинского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области о признании недействительным п. 1.3 ст. 1 соглашения о передаче Озеркинскому сельскому поселению Кикивидзенского муниципального района части полномочий Киквидзенского муниципального района от 05.03.2008 г., как противоречащее Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Федеральному закону № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

Представители ответчиков в судебное заседание не явилсь, причина неявки суду не известна, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

До начала судебного заседания представитель ответчиков представил отзыв на исковое заявление, с требованиями заявителя не согласен, считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 19 федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Однако ни федерального закона, ни закона Волгоградской области о передаче полномочий по распоряжению земельными участками до разграничения государственной собственности на землю отвечающего установленным требованиям не издавалось, что однозначно свидетельствует о том, что данные полномочия не являются отдельными государственными полномочиями. Вместе с тем, доводы прокуратуры основаны на не включении распоряжения земельными участками до разграничения государственной собственности на землю в перечень вопросов местного значения.

Учитывая положения ч. З ст.264, ст. 182 ГК РФ, представитель ответчиков в своем отзыве считает возможной, соответствующей действующему законодательству, не нарушающей права и охраняемые законом интересы других лиц, передачу полномочий по предоставлению земельных участков в аренду гражданам для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства с правом заключения договоров от органов местного самоуправления муниципального района органам местного самоуправления сельского поселения. Данная позиция также соответствует положениям статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления от 15.10.1985 года, ратифицированной федеральным законом № 55-ФЗ от 11.04.1998 года.

Изучив представленные документы, выслушав доводы представителя заявителя, Арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего:

Как видно из материалов дела, 05.03.2008 года в соответствии с ч.4 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» между Администрацией Кикивидзенского муниципального района Волгоградской области и Администрацией Озеркинского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области заключено Соглашение, согласно п. 1.3 ст. 1 которого, Киквидзенский муниципальный район Волгоградской области передает, а Озеркинское сельское поселение принимает к исполнению полномочия Киквидзенского муниципального района по предоставлению земельных участков в аренду гражданам для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства с правом заключения договоров аренды.



Согласно ч.4 ст. 15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» рот 06.10.2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочия за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.

В соответствии с абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Данные полномочия не отнесены к вопросам местного значения муниципального района, предусмотренным ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 той же статьи наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Согласно п. 3 той же статьи отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, муниципальные районы, наделенные федеральным законом отдельным государственным полномочием по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не могут передавать данное полномочие органам местного самоуправления городских и сельских поселений.

Поскольку правомочие органа муниципального образования на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, возникло из закона в порядке делегирования ему государственных полномочий, он не вправе делегировать такие полномочия (в том числе право на предоставление земельных участков в аренду) иным органам, в частности органам местного самоуправления городских и сельских поселений.

В связи с изложенным, суд считает, что возражения ответчика основаны на неверном толковании норм закона. Требования Прокуратуры подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.167-170 АПК РФ, суд

Решил:

Признать недействительным п. 1.3 ст. 1 Соглашения о передаче Озеркинскому сельскому поселению Кикивидзенского муниципального района части полномочий Киквидзенского муниципального района, как противоречащее Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст. ст. 15, 19) и Федеральному закону № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (ст. 3).

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

Судья А.В. Тельдеков