Судебная власть

Решение от 01 октября 2008 года № А58-4834/2008. По делу А58-4834/2008. Республика Саха.

Решение

Дело № А58-4834/08

г. Якутск 01 октября 2008г.

Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2008г. Полный текст решения изготовлен 01 октября 2008г.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного строительного надзора Республики Саха (Якутия) к Открытому акционерному обществу «Центрснаб» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составив протокол судебного заседания в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с участием представителей УГСН: Исаковой И. И. по доверенности от 18.01.2008г. № 01/15-25, ОАО: Творун Е. Н. по доверенности от 23.09.2008г. № 01-107-23, Яковлева А. И. по доверенности от 23.09.2008г. № 01-107-23,

Установил:

Управление государственного строительного надзора Республики Саха (Якутия) – административный орган обратился с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества «Центрснаб» – Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства на объекте капитального строительства «47-ми квартирный жилой дом в квартале 16 г. Якутска».

Обществом представлен отзыв от 10.09.2008г. № 01-107 на заявление административного органа (л.д. 61-62), в котором общество не согласно с заявлением по следующим основаниям:

вменяемое нарушение было выявлено проверкой 27.08.2008г., что подтверждается соответствующим предписанием об устранении нарушений № 432-08, в котором указан срок устранения нарушений до 20.10.2008г., следовательно, общество не может быть привлечено к административной ответственности, поскольку не истек предписанный срок для устранения нарушений и тем самым не может являться субъектом административного правонарушения;

законный представитель общества не был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

УГСН представлено дополнение от 17.08.2008г. № 01/15-875 (л.д. 50), в котором орган возражает на довод общества о том, что законный представитель ОАО «Центрснаб» не был надлежащим образом извещен о дате, времени составления протокола, поскольку указанный довод не соответствует действительности, по мнению органа, общество было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении посредством факсимильной связи в целях соблюдения сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено.

Открытое акционерное общество «Центрснаб» зарегистрировано в качестве юридического лица путем реорганизации в форме преобразования 16.03.2005г. Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), имеет свидетельство о государственной регистрации серии 14 № 000908526.

Уведомлением УГСН РС (Я) от 21.08.2008г. № 01/31-651 ОАО «Центрснаб» извещено о проведении проверки с 22.08.2008г. по 29.08.2008г. по выполнению предписания от 30.07.2008г. № 373-08 и соответствия выполнения последующих работ в соответствии с требованиями СНиП и проекта.

По результатам проверки составлены:



акт проверки от 25.08.2008г. № 432-08 при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства в присутствии представителей технадзора МУП «Жилсоцинвест» Иванова Н. И., генерального директора ОАО «Центрснаб» Матвеева М. Н., мастера ОАО «Центрснаб» Яковлева А. И., прораба ОАО «Центрснаб» Павлова А. В., гл. специалиста МУ «Главстрой» Ким Ю. В., согласно которого, установлено, что на объекте капитального строительства «47-ми квартирный жилой дом», расположенном в 16 квартале г. Якутска, ведутся работы по штукатурке стен и перегородок 2-го, 3-го подъезда, устройство стропильной кровли и укладка плит утеплителя толщиной 250 мм. в осях «I-II» и «А-Д», устройство наружной канализации и отражены следующие нарушения:

пункта 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации не представлены исполнительные документы для проведения контроля (исполнительные геодезические съемки несущих и ограждающих конструкций, паспорта и сертификаты на строительные материалы, журналы по специальным работам) и по выполненным видам работ (акты освидетельствования скрытых работ на устройство кровли, на поверхностную пропитку деревянных конструкций кровли огнезащитным составом «UNITНERM», программа наблюдения за осадками фундамента и температурами грунтов основания, энергетический паспорт объекта, разРешение на загрузку свайных фундаментов);

п. 2.6.7 Технического свидетельства № ТС-07-0912-04/2 «О пригодности продукции для применения в строительстве на территории Российской Федерации» при укладке плит утеплителя на поверхность стены по оси «Д» и «I-II» между отметками 8.300 и 9.750 от уровня ч.п. выполняются без клеевого состава;

п. 7.28 раздела 7 «Каменные конструкции» СНиП 3.03.01-87 «Несущие ограждающие конструкции» - вентиляционные каналы на стенах не выполнены из щелевого бетонного полублока, горизонтальные швы раствором не заполнены, внутренняя поверхность вентиляционных каналов тщательно не затерта;

требования рабочего проекта ш. 0310-1-КЖ л. 9 Узел № 1 – соединение деревянных стропил на накладки с двух сторон выполнены на шести гвоздях вместо 14;

требования проекта ш. 0310-1-КЖ л. 9 Узел № 2 – на мансардном этаже на отметке 11.290 по осям «Б» и «Д» между кладкой стены и мауэрлатом нет плотного примыкания, обнаружены зазоры шириной до 30 мм;

требования проекта ш. 0310-1-КЖ л. 2 под зданием не выполнена вертикальная планировка до проектной отметки;

протокол о правонарушении в области строительства от 26.08.2008г. № 138-08 в отсутствии законного представителя общества, в котором также зафиксировано событие выявленного административного правонарушения в ходе проверки и усмотрении признаков административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен главным специалистом УГСН РС (Я) Шеломовым А. Е.;

предписание от 27.08.2008г. № 432-08 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства выявленных нарушений в ходе проверки в срок до 20.10.2008г.

Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении ОАО «Центрснаб» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу части 1 статьи 23.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4 и 9.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3.1. Положения об Управлении государственного архитектурно-строительного надзора Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.02.2003г. № 99, составлять протоколы об административных правонарушениях имеют право следующие должностные лица Управления: начальник, его заместитель, начальники структурных подразделений, главные и ведущие специалисты структурных подразделений, осуществляющие проведение проверок (инспекцию).

Протокол о правонарушении в области строительства от 26.08.2008г. № 138-08 составлен должностным лицом Управления государственного строительного надзора Республики Саха (Якутия).



Таким образом, суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении от 26.08.2007г. № 138-08 составлен уполномоченным должностным лицом.

В соответствии с частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной вменяемой обществу статьи Кодекса является нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).

В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

В соответствии с частями 6, 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Проверкой установлено и материалами дела подтверждается событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требования административного органа.

В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Согласно части 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 (в ред. от 26.07.2007г.) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Как следует из материалов дела, уведомлением от 25.08.2008г. № 01/31-659 о составлении протокола генеральный директор ОАО «Центрснаб» Матвеев М. Н. был вызван 26 августа 2008г. в 09-30 по адресу: г. Якутск, ул. Амосова, 8, каб. 129 для составления и подписания протокола об административном правонарушении. Согласно отчету об отправке уведомление направлено органом 25.08.2008г. на факс абонента «Центрснаб» с результатом «нормально», согласно представленному в материалы дела копии уведомления на экземпляре общества, уведомление получено обществом 27.08.2008г. под входящим № 230, то есть после даты, назначенной на составление протокола.

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства не могут свидетельствовать о надлежащем уведомлении законного представителя юридического лица о дате, времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, поскольку в отчете об отправке факсимильной связью, направленном органом уведомлении от 25.08.2008г. № 01/31-659 отсутствует указание лица, принявшего уведомление, которое могло быть доказательством факта принятия документа в надлежащем виде, иных доказательств извещения о дате, времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении органом не представлено.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствии законного представителя юридического лица лишает его представленных ему частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий прав защиты, возможности воспользоваться своими процессуальными правами.

В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть использован в качестве доказательства по делу в силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе удовлетворении заявления о привлечении Открытого акционерного общества «Центрснаб» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В привлечении Открытого акционерного общества «Центрснаб», находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, переулок Базовый, 3, зарегистрированного в качестве юридического лица 16.03.2005г. Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 14 № 000908526 от 16.03.2005г., к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа, отказать.

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 10 дней в арбитражный апелляционный суд.

Судья А. Н. Устинова