Судебная власть

Решение от 01 октября 2008 года № А42-1633/2008. По делу А42-1633/2008. Мурманская область.

Решение

город Мурманск дело № А42-1633/2008

01 октября 2008 года

Арбитражный суд Мурманской области в составе председательствующего судь Ф.И.О. при ведении протокола Т.В. Панфиловой, при участии от истца - Иванко Е.В. (доверенность от 6.12.2007), от ответчика – не явился, извещен, рассмотрев в открытом судебном заседании иск ОАО «РЖД» к ООО «Тангра-Ойл» о взыскании 422333 рублей 26 копеек,

резолютивная часть решения объявлена 24 сентября 2008 года

мотивированное Решение изготовлено 01 октября 2008 года

Установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Тангра-Ойл» о взыскании 422333 рублей 26 копеек, включая 85933 рубля 26 копеек платы за пользование вагонами, 336400 рублей штрафа за задержку вагонов под выгрузкой.

Определением от 6 мая 2008 отклонено ходатайство ответчика о передаче дела на рассмотрение Арбитражного суда города Москвы, так как местом исполнения договора является город Мурманск. Кроме того, параграф 21 заключенного сторонами договора на подачу и уборку вагонов предусматривает передачу споров, вытекающих из договора на разРешение Арбитражного суда Мурманской области.

ООО «Тангра-Ойл» извещено о месте и времени судебного разбирательства, на основании части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), однако его представитель в судебное заседание не прибыл. Отзыв и доказательства уплаты не представлены.

Представитель ОАО «РЖД» поддержал исковые требования.

Согласно частям 1 и 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика, по имеющимся доказательствам.

Как следует из материалов дела, между ОАО «РЖД» (дорогой) и ООО «Тангра-Ойл» (контрагент) 19 апреля 2005 заключен договор на подачу и уборку вагонов № 5/331, предметом которого является подача вагонов, прибывающих в адрес контрагента, на железнодорожные выставочные пути дороги локомотивом дороги. Дальнейшее продвижение вагонов с расстановкой к местам выгрузки, расположенным на железнодорожном пути необщего пользования ФГУП «35 СРЗ» Минобороны России производится локомотивом контрагента.

Согласно параграфам 1 – 9 договора подача вагонов на пути № 12, 13 производится по уведомлению. Уведомление передается приемосдатчиком станции Мурманск Октябрьской ж.д. ответственному представителю контрагента по телефону. Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой контрагенту, устанавливается не более 70 вагонов. Готовые к уборке вагоны убираются дорогой с железнодорожного выставочного пути в течение 4 часов после окончания приемосдаточных операций.

В соответствии с параграфом 10 договора технологические сроки оборота цистерн с нефтепродуктами устанавливаются в следующих размерах: для групп вагонов до 30 цистерн – 3,8 часа, для групп вагонов от 31 до 60 цистерн – 7,6 часов, для групп свыше 60 цистерн – 11,4 часа.

Пунктами 13.2-13.4 договора установлено, что контрагент уплачивает дороге плату за пользование вагонами и штрафы за задержку вагонов, принадлежащих дороге, под погрузкой, выгрузкой на железнодорожном пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологического срока оборота вагонов.



Обращаясь в суд, истец ссылается на то, что 27 декабря 2007 в 22 часа 00 минут на выставочные пути станции Мурманск были поданы под выгрузку 63 цистерны с мазутом, прибывших в адрес ООО «Тангра-Ойл». 29 цистерн, поданных в этой группе, были возвращены грузополучателем 30 декабря 2007 в 23 час. 00 мин. Вагоны находились под выгрузкой в течение 73 часов. Истец указывает, что расчетное время для взыскания платы за пользование вагонами, в соответствии с положениями статьи 62 Устава железнодорожного транспорта (УЖТ) составляет 44 часа, за остальное время грузополучатель в соответствии с положениями статей 99, 100 УЖТ уплачивает штраф за задержку вагонов под выгрузкой, в связи с чем истец просит взыскать с ответчика плату за пользование 29 вагонами за 44 часа и штраф за задержку 29 вагонов под выгрузкой на 29 часов.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с пунктом 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 26, учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.

Перечень обстоятельств, для удостоверения которых составляется акт общей формы, содержится в Правилах оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 43.

Задержка вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой грузов на местах необщего пользования не является обстоятельством, для удостоверения которого требуется составление акта общей формы.

Пункт 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом предусматривает, что расчет штрафов, установленных статьями 100 и 101 УЖТ, производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика.

Имеющиеся в деле ведомость подачи и уборки вагонов № 1 составлена на основании памяток приемосдатчика №№ 828, 809, которые подписаны уполномоченными представителями перевозчика и ответчика, а сам факт задержки вагонов под выгрузкой ответчик не оспаривает.

В материалах дела также имеется гарантийное письмо, подписанное генеральным директором ООО «Тангра-Ойл» № 736 от 03.10.2007, направленное начальнику Мурманского отделения Октябрьской ж.д., согласно которому ответчик гарантировал оплату задолженности по договору № 5/331 от 19.04.2005 (плату и штрафы за простой вагонов) за период октябрь 2007 – март 2008 (л.д.115).

Таким образом, имеющимися в деле документами – ведомостями подачи и уборки вагонов, памятками приемосдатчика, уведомлениями о завершении грузовой операции, книгой уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку, доверенностями, подтверждающими полномочия лиц на подписание от имени ответчика ведомостей, памяток, уведомлений и других документов, подтверждается факт и время задержки вагонов под выгрузкой.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» (далее – УЖТ) за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы устанавливается Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 № 35/12 «Об утверждении правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта» (Тарифное руководство № 2).

Статьей 62 УЖТ предусмотрено, что за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 УЖТ.

Расчет времени, за который взыскивается плата за пользование вагонами, произведен следующим образом:

параграфом 10 договора от 19.04.2005 № 5/331 установлены технологические сроки оборота цистерн с нефтепродуктами в следующих размерах: для групп вагонов до 30 цистерн – 3,8 часа, для групп вагонов от 31 до 60 цистерн – 7,6 часов, для групп свыше 60 цистерн – 11,4 часа;

в соответствии с подпунктом 10.4 договора № 5/331 и согласно разделу 2 «Методики по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов», утв. Приказом МПС России № 70 от 10.11.2003, в случае затруднения слива и необходимости разогрева цистерн с вязкими и застывающими нефтепродуктами в холодный период года (с 15 октября по 15 апреля) к технологическому сроку оборота вагонов добавляется дополнительное технологическое время для грузов 4 группы (мазута М-100) – 8 часов;

в соответствии с пунктом 9 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2), при исчислении оплачиваемого времени пользования вагонами период времени менее 15 минут в расчет не принимается, а период времени от 15 минут до одного часа принимается за полный час.



Расчет времени, за которое взимается плата за пользование вагонами, истцом выполнен правильно; оплачиваемое время включает время технологического срока оборота цистерн с нефтепродуктами, 8 часов дополнительного технологического времени для разогрева мазута, к указанному времени добавляется 24 часа (статья 62 УЖТ), полученное время в соответствии с пунктом 9 Правил округляется до целого часа.

Истец указал, что расчетное время для взыскания платы за пользование вагонами составляет: для групп свыше 61 цистерны - 44 часа.

За остальное время грузополучатель в соответствии с положениями статей 99, 100 УЖТ уплачивает штраф за задержку вагонов под выгрузкой.

Согласно пункту 2.1 Тарифного руководства № 2 цистерны относятся к 3-й группе вагонов.

Размеры базовых ставок за пользование одним вагоном определены в соответствии с таблицами 5 и 6 Тарифного руководства № 2, с учетом индексации тарифов, утвержденными приказами ФСТ от 9 декабря 2006 № 353-Т/4, от 4 декабря 2007 № 408-Т/4, которыми введены повышающие коэффициенты (в 2007 г. – 1,755; в 2008 г. – 1,948), а также с учетом суточного вагонооборота до 50 цистерн и от 51 до 100 цистерн.

На основании статьи 99 УЖТ за задержку вагонов, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьей 100 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.

Статьей 100 УЖТ предусмотрено, что за задержку вагонов в случаях, предусмотренных его статьями 47 и 99, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. За задержку цистерн размер штрафа, предусмотренный в названной статье, увеличивается в два раза.

Таким образом, штраф за каждый час задержки под выгрузкой 1 цистерны составляет 400 рублей.

За сверхнормативное нахождение цистерн под выгрузкой штраф, предусмотренный статьями 99, 100 УЖТ исчисляется – сверхнормативное нахождение цистерн под выгрузкой (общее время нахождение вагона под выгрузкой за вычетом оплачиваемого времени пользования) умноженное на количество цистерн и штраф за каждый час задержки под выгрузкой 1 цистерны.

Учитывая изложенное, истец произвел начисление платы за пользование вагонами и штрафа за задержку вагонов под выгрузкой

Проверив расчеты, суд Установил, что в расчете платы за пользование вагонами истцом допущена ошибка.

Базовая ставка за пользование одним вагоном – 2508,95 руб. (1429,60 руб. Х 1,755).

Плата за пользование вагонами за 44 часа составляет 85856,27 рублей = 2508,95 руб. Х 29 цистерн Х 1,18 НДС.

Штраф исчислен правильно: 336400 руб. (29 час. (73 - 44) Х 29 цистерн Х 400 рублей).

Учитывая количество цистерн, а также продолжительное время их задержки по сравнению с технологическим сроком выгрузки, суд считает размер штрафа соразмерным последствиям нарушения обязательства, не усматривает оснований для его уменьшения.

С учетом изложенного, с ООО «Тангра-Ойл» в пользу ОАО «РЖД» взыскивается 85856 рублей 27 копеек платы за пользование вагонами и 336400 рублей штрафа. В остальной части иск отклоняется в связи с ошибкой в расчете платы за пользование вагонами.

Платежным поручением от 27 февраля 2008 № 435 истец перечислил в федеральный бюджет 9947 рублей государственной пошлины.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

иск удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Тангра-Ойл» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 85 856 руб. 27 коп. платы за пользование вагонами, 336 400 руб. штрафа, всего 422 256 руб. 27 коп., а также 9 945 руб. 13 коп. судебных расходов.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия.

Судья Т.В. Панфилова