Судебная власть

Решение от 02.10.2008 №А17-4323/2008. По делу А17-4323/2008. Ивановская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение

г. Иваново Дело №А17-4323/2008

05-20

30 сентября 2008г.

(дата оглашения резолютивной части Решения)

2 октября 2008 года

(дата изготовления Решения в полном объеме)

Арбитражный суд Ивановской области в составе:

председательствующего Кочешковой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скокан К.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Ивчесмаш»

к Инспекция ФНС РФ по г. Иваново

о признании незаконным требования ИФНС России по г. Иваново от 20.05.08г. № 51110

При участии в судебном заседании:



от заявителя: Хромова М.В. – адвоката, представителя по доверенности от 06.06.2008г.,

от ИФНС – Жестковой Н.Н. – специалиста 1 разр. юридического отдела, представителя по доверенности от 11.01.08г.,

Установил:

Открытое акционерное общество «Ивчесмаш» (далее – ОАО «Ивчесмаш») обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к Инспекции ФНС России по г. Иваново о признании незаконным требования ИФНС от 20.05.08г. № 51110.

В судебных заседаниях представитель истца поддержал требования в полном объеме, сославшись на следующее.

ОАО «Ивчесмаш» считает, что оспариваемое Требование ИФНС по г. Иваново является незаконным, так как налоговым органом, в нарушение статей 31, 70 и 71 НК РФ, допущено вынесение требования об уплате налога с нарушением трехмесячного срока на его вынесение, а также пропущена совокупность сроков, установленных статьями 46 и 47 НК РФ для принудительного взыскания налога. Оспариваемое Требование № 51110 от 20.05.08г. является не уточненным, а повторным, так как обязанность ОАО по уплате налога не изменилась.

Представитель ответчика, ИФНС Росси по г. Иваново, с заявлением Общества не согласились, пояснили, что требование № 51110 является уточненным по отношению к Требованию № 25165 от 20.04.2006г., так как в оспариваемом требовании Обществу не предлагается уплатить пени за несвоевременную уплату налога.

Заслушав представителей истца и ответчика, изучив представленные документы, арбитражный суд Установил.

29 марта 2006 года ОАО «Ивчесмаш» представило в ИФНС России по г. Иваново налоговую декларацию по единому социальному налогу за 2005 год, указав к уплате: единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет (ЕСН в ФБ) в сумме 61 727 руб., 55 026 руб., 61 443 руб. (по сроку уплаты 15.11.05г., 15.12.05г., 16.01.06г.), единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ЕСН в ФФОМС) в сумме 8 266 руб., 7 402 руб. и 8 245 руб. (по сроку уплаты 15.11.05г., 15.12.05г., 16.01.06г.) и единый социальный налог, зачисляемый в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ЕСН в ТФОМС) в сумме 20 517 руб., 18 233 руб., 20 393 руб. (по сроку уплаты 15.11.05г., 15.12.05г., 16.01.06г.).

В связи с неуплатой Обществом единого социального налога, зачисляемого в Федеральный бюджет, единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и единого социального налога, зачисляемого в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования за 2005 год в установленный законодательством о налогах и сборах срок, ИФНС России по г. Иваново в адрес ОАО «Ивчесмаш» направлено требование об уплате налога № 25165 от 20.04.2006 года с предложением уплатить: единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 61 727 руб., 55 026 руб., 61 443 руб. (по сроку уплаты 15.11.05г., 15.12.05г., 16.01.06г.), единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 8 266 руб., 7 402 руб. и 8 245 руб. (по сроку уплаты 15.11.05г., 15.12.05г., 16.01.06г.) и единый социальный налог, зачисляемый в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 20 517 руб., 18 233 руб., 20 393 руб. (по сроку уплаты 15.11.05г., 15.12.05г., 16.01.06г.) и пени по ЕСН в Федеральный бюджет по сроку уплаты 01.04.2006г. в сумме 144 099,66 руб. и 823,65 руб., ЕСН в ФФОМС по сроку уплаты 01.04.06г. в сумме 43 721,83 руб. и 2006,93 руб. и ЕСН в ТФОМС по сроку уплаты 01.04.2006 г. – в сумме 20 517 руб. и 1 214,85 руб.

20 мая 2008 года Инспекцией ФНС России по г. Иваново вынесено и направлено в адрес ОАО «Ивчесмаш» Требование № 51110 об уплате: единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 8 266 руб., 7 402 руб. и 8 245 руб. (по сроку уплаты 15.11.05г., 15.12.05г., 16.01.06г.) и единого социального налога, зачисляемого в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 20 517 руб., 18 233 руб., 20 393 руб. (по сроку уплаты 15.11.05г., 15.12.05г., 16.01.06г.).

ОАО «Ивчесмаш» обращалось в Управление ФНС по Ивановской области с жалобой на незаконность Требования ИФНС России по г. Иваново № 51110 от 20.05.2008г., однако Решением от 25.07.08г. Управление ФНС по Ивановской области жалоба ОАО «Ивчесмаш» оставлена без удовлетворения.

Считая Требование № 51110 от 20.05.2008г. не соответствующим законодательству, ОАО «Ивчесмаш» просит суд признать его незаконным.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к заключению об удовлетворении заявления ОАО «Ивчесмаш».

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.



Согласно статье 69 НК РФ требование об уплате налога представляет собой письменное извещение, где указан размер неуплаченной суммы налога и соответствующих пеней, а также содержится предписание об их уплате в установленный в данном требовании срок.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику в трехмесячный срок с момента наступления срока уплаты налога (статья 70 НК РФ).

В силу статьи 71 НК РФ налоговый орган вправе направить налогоплательщику или плательщику сборов уточненное требование об уплате налога и сбора в случае, если обязанность налогоплательщика или плательщика сборов изменилась после первоначального направления требования.

Изменение обязанности по уплате налога производится в порядке, предусмотренном статьей 44 НК РФ, при наличии оснований, установленных непосредственно Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

При этом НК РФ не предоставляет налоговому органу право направлять налогоплательщику повторное требование об уплате налогов, сборов и пеней. Повторное направление требований об уплате в бюджет обязательных платежей направлено на искусственное увеличение сроков их принудительного взыскания, установленных в статье 46 НК РФ.

Доказательства изменения обязанности ОАО «Ивчесмаш» по уплате единого социального налога, зачисляемого в Федеральный бюджет, единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и единого социального налога, зачисляемого в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования за 2005 год (по срокам уплаты 15.11.2005г., 15.12.2005г., 16.01.2006г.) по основаниям, установленным НК РФ, либо иным актом законодательства о налогах и сборах, в период между датами выставления требования № 25165 от 20.04.2006 года и № 51110 от 20.05.2008г. в материалы дела налоговым органом не представлены. Исключение из Требования об уплате налога предложения уплатить пени за несвоевременную уплату налога, как и частичная уплата налогов, указанных в предыдущем требовании, не является изменением обязанности по уплате налога, предусмотренным статьей 44 НК РФ.

Таким образом, Требование об уплате налога № 51110 от 20.05.2008 г. фактически является повторным по отношению к требованию № 25165 от 20.04.2006 года.

Учитывая изложенное, поскольку задолженность ОАО «Ивчесмаш» по ЕСН в ФБ, ЕСН в ФФОМС, ЕСН в ТФОМС за 2005 год (по срокам уплаты 15.11.2005г., 15.12.2005г., 16.01.2006г.) выявлена ИФНС РФ по г. Иваново в апреле 2006 года, то при ее взыскании в принудительном порядке (этапом которого является выставление требования) был нарушен порядок, предусмотренный ст. ст. 45, 46, 69, 70 НК РФ.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.03.2005 N 13592/04 взыскание налога - длящийся процесс; на первом этапе налоговым органом налогоплательщику направляется требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму; на втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные ст. ст. 46, 47 НК РФ. Именно с момента направления требования об уплате налога или сбора начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, т.е. направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организаций.

Исходя из ст. ст. 46, 48, 70 НК РФ, а также правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 12 Постановления от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой НК РФ“, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2005 N 13592/04, п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71, предельный срок принудительного взыскания не поступившего в соответствующий бюджет налога представляет собой совокупность следующих сроков: срок уплаты налога (или момент выявления недоимки) + 3 месяца на направление требования + 10 дней на исполнение требования в добровольном порядке + 60 дней на бесспорное взыскание путем направления в банк инкассового поручения + 6 месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки.

При этом в п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 указано, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. Несоблюдение налоговым органом срока направления требования не лишает его права на взыскание налога и пеней в пределах общих сроков, установленных НК РФ, но и не влечет изменения порядка их исчисления.

С учетом указанного суд считает, что на момент выставления оспариваемого требования данные сроки истекли. Следовательно, налоговый орган в 2008 году не обладал правовыми возможностями по взысканию в принудительном порядке единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и единого социального налога, зачисляемого в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования года, не мог совершать действия, в той или иной мере направленные на погашение указанной задолженности по налогу, в том числе выставлять требование на его уплату.

При таких обстоятельствах Требование ИФНС России по г. Иваново № 51110 от 20.05.2008 года признается судом незаконным.

Госпошлина по делу составляет 3 000 руб. и в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежит отнесению на ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 201, 257, 276, 292 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявление открытого акционерного общества «Ивчесмаш» удовлетворить. Требование ИФНС России по г. Иваново № 51110 об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 20.05.2008 года признать незаконным. Расходы по госпошлине отнести на ответчика. Взыскать с ИФНС России по г. Иваново, юридический адрес: г. Иваново, пер. Семеновского, д. 10, в пользу открытого акционерного общества «Ивчесмаш», юридический адрес: г. Иваново, ул. Павла Большевикова, д. 27, судебные расходы в виде госпошлины в сумме 3 000 рублей. Определение Арбитражного суда Ивановской области об обеспечении заявления от 5 августа 2008 года признать утратившим силу. В соответствии со статьями 257-259 АПК РФ на настоящее Решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца после принятия решения во Второй арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ивановской области. В соответствии со статьями 273-276 АПК РФ настоящее Решение в течение двух месяцев со дня вступления в силу может быть обжаловано в кассационную инстанцию суда. Кассационная жалоба подается в Федеральный Арбитражный суд Волго-Вятского округа г. Нижний Новгород, через Арбитражный суд Ивановской области. В соответствии со статьей 292 АПК РФ вступившее в законную силу Решение может быть пересмотрено в порядке надзора. Заявление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта. Судья М.В. Кочешкова