Судебная власть

Решение от 30.05.2008 №А51-5129/2008. По делу А51-5129/2008. Приморский край.

Решение

г. Владивосток Дело № А51-5129/2008 20-97

« 04 » июня 2008 г.

Резолютивная часть решения изготовлена и оглашена в судебном заседании 30 мая 2008 года .

Изготовление решения в полном объёме откладывалось в соответствии со статьёй 176 АПК РФ.

Судья Арбитражного суда Приморского края Н.Н.Куприянова

при ведении протокола судебного заседания секретарем К.В. Фирсовой

Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению :

Администрации Высокогорского городского поселения Кавалеровского муниципального района

к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю в лице Отдела ГПН Кавалеровского района

о признании незаконным и отмене Постановления № 154 о назначении административного за нарушение требований пожарной безопасности юридического лица от 22 апреля 2008 года .



При участии в заседании :

от Заявителя: Глава Высогогорского городского поселения Пугин Н.К. Решение территориальной избирательной комиссии № 261 от 30.09.2005

от Административного органа : дознаватель - государственный инспектор Приморского края по пожарному надзору Ивахненко А.П. Дов. № 116-2-3 от 11.01.2008

Установил:

Администрация Высокогорского городского поселения обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления № 154 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридического лица от 22 апреля 2008 года, вынесенного Главным государственным инспектором Отдела ГПН Кавалеровского района И.В.Згурским .

Заявитель в судебном заседании предъявленные требования поддержал в полном объеме, пояснив, что Администрация Высокогорского городского поселения практически не имеет собственных доходов и дотируется за счет средств субвенций, предоставляемых из бюджета Приморского края.

Население Высокогорского городского поселения составляет 350 человек, собственные доходы Бюджета поселения составляют 40 тыс. рублей, расходы 2199,60 тыс. рублей и при соблюдении всех норм законодательства Высокогорскому городскому поселению были выделены максимальные субвенции, но их крайне недостаточно для исполнения полномочий по решению практически ни одного из вопросов местного значения. В бюджете поселения заложены денежные средства только на основные статьи расходов. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения в бюджете поселения не заложено в связи с отсутствием финансовой возможности.

Администрация поселения неоднократно обращалась в вышестоящие органы с просьбой о выделение дополнительных денежных средств на исполнение полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе и на обеспечение мер пожарной безопасности в границах поселения.

На основании Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия исполняются, если они финансово обеспечены. Следовательно, административную ответственность за непринятие мер по обеспечению пожарной безопасности в населённом пункте Администрация Высокогорского городского поселения не должна нести

Административный орган требования Заявителя не признал, в письменных пояснениях указал, что в соответствии с пунктом 10 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) собствен­ники имущества, также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоря­жаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований по­жарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований го­сударственных инспекторов по пожарному надзору.



Распоряжаясь имуществом на законных основаниях Администрация Высокогорского городского поселения допустила нарушение требований пожарной безо­пасности,зафиксированные в протоколе от 18 апреля 2008 года № 154 об административном правонарушении требований пожарной безопасности.

Указанные нарушения правил пожарной безопасности, по мнению Административного органа, могут привести к позднему обнаружению, оповещению людей о пожаре и как следствие, невозможности успешной локализации и ликвидации пожара в населенном пункте.

Населенные пункты Высокогорского городского поселения расположены в лесном массиве и при отсутствии минерализованной по­лосы вокруг населенных пунктов дает возможность лесному пожару беспрепятственно пе­рейти на жилые строения граждан поселка, чем самым подвергается опасности жизнь и здоровье всех жителей поселка

Из материалов дела установлено :

Государственным инспектором Кавалеровского района по пожарному надзору Кочновым Д.В. 18 апреля 2008 была проведена проверка Высокогорского городского поселения, в результате которого было установлено:

Отсутствует звуковая сигнализация на случай возникновения пожара п. 114 ППБ 01-03.

Территория населенного пункта не укомплектована первичными средствами по­жаротушения п. 108 ППБ 01-03.

Минерализованная полоса не очищена от сухой травы п. 30 ППБ 01-03.

В этот же день в присутствии главы Высокогорского городского поселения Н.К.Пугина был составлен протокол № 154 об административном правонарушении требований пожарной безопасности юридическим лицом, выразившегося в нарушении требований пожарной безопасности, установленных Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 и ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

22 апреля 2008 главным государственным инспектором ОГПН Кавалеровского района И.В.Згурским было вынесено Постановление № 154 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу, в соответствии с которым Администрация Высокогорского городского Ф.И.О. в нарушении требований пожарной безопасности установленных Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 и ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и она была привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 МРОТ, т.е.10 000 рублей.

Не согласившись с Постановлением № 154 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу Администрация Высокогорского городского поселения обратилась в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, проанализировав законность оспариваемого постановления в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, части 7 статьи 210 АПК РФ, суд полагает, что предъявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313; Нормах пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315; Нормах пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003 № 323.

Пунктом 1 ППБ 01-03 определено, что данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32 и 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, суд считает доказанным факт совершения Заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Доказательствами, подтверждающими совершение Администрацией спорного правонарушения являются протокол об административном правонарушении требований пожарной безопасности от 18.04.2008 № 154 и пояснения Главы Администрации поселения, из которых следует, что Заявителем действительно были нарушены требования пожарной безопасности, предусмотренные ППБ 01-03.

Суд считает, что вина Заявителя в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, доказана административным органом в полном объеме в силу ст. 2.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функцией государства, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, посягает на общественный порядок и общественную безопасность. Объектом данного правонарушения является пожарная безопасность – составная часть общественной безопасности, представляющая собой совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер по борьбе с огнем.

Учитывая изложенное, суд не принимает во внимание доводы Заявителя о том, что у Администрации не имелось возможности для исполнения мероприятий, указанных в оспариваемом Постановлении, поскольку доказательств, которые могли бы указывать на данное обстоятельство (в том числе документов, свидетельствующих о том, что главой поселения в 2007-2008 годах приняты все меры по истребованию денежных средств, необходимых на противопожарные мероприятия), в материалах дела не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разРешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Таким образом, выявление смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств является существенным элементом обеспечения эффективного судопроизводства по административным делам.

Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает возможность назначения в отношении юридических лиц трех альтернативных видов наказания: предупреждение, штраф в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда и административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Анализ санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП свидетельствует о том, что поскольку штраф имеет материальное выражение, законодателем в зависимости от субъекта административной ответственности указаны суммы штрафа, которые могут быть наложены на граждан, должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц.

Из буквального толкования ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ следует, что такой вид административного наказания, как предупреждение, может быть назначен всем указанным выше субъектам правонарушения.

Данный вывод подтверждается п. 15 раздела «Вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2006.

В рассматриваемом случае заявителю административный орган назначил наказание в виде штрафа в размере 10.000 руб.

Статьей 4.2 КоАП РФ определены обстоятельства, смягчающие административную ответственность и подлежащие учету при назначении административного наказания. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В данном случае суд признает смягчающими ответственность заявителя следующие обстоятельства в совокупности:

социально значимый характер деятельности заявителя;

отсутствие у заявителя бюджетного финансирования.

Доказательств наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в том числе повторного в течение года совершения однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию (ст. 4.3 КоАП РФ), административным органом суду не представлено; сведений о таких обстоятельствах в материалах административного производства не содержится.

С учетом данных обстоятельств суд считает возможным отменить Постановление административного органа от 22.04.2008 № 154 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу в части, касающейся назначенного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб., избрав в качестве нового наказания предупреждение.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 211 Арбитражного

Процессуального Кодекса РФ, суд

Решил:

Удовлетворить требования Администрации Высокогорского городского поселения Кавалеровского муниципального района.

Признать незаконным и отменить Постановление № 154 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности от 22.04.2008 года принятого Главным государственным инспектором Кавалеровского района по пожарному надзору И.В. Гурского в отношении Администрации Высокогорского городского поселения Кавалеровского муниципального района в виде наложения на Администрацию Высокогорского городского поселения штрафа в сумме 10 000 рублей, назначить Администрации Высокогорского городского поселения административное наказание в виде предупреждения..

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока, если не подана апелляционная жалоба в Пятый арбитражный апелляционный суд .

Судья Н.Н. Куприянова